Дата публикации: 8.03.2021
Мартовский текст из серии «Люди места» мы, конечно, не могли не посвятить женщине. Выбор нашего спикера, заместителя директора по развитию основной деятельности Музея имени М. А. Врубеля и члена команды «Проекта М» Ирины Гавриленко пал на купчиху и почетного гражданина Омска Марию Александровну Шанину.
«На примере Шаниной можно ещё раз убедиться в том, что говорить о людях прошлого именно как о людях можно и нужно. Они дают нам такое количество бесценных уроков, примеров, что можно идти в каких-то жизненных вопросах не как слепой котёнок, а используя их опыт. Конечно, обстоятельства меняются, но общие схемы всегда остаются рабочими»
Мария Александровна Шанина
Родилась 9 апреля (по новому стилю) 1864 года в Омске.
Построила знаменитый универмаг на Любинском проспекте. Была видной меценаткой и благотворительницей своего времени.
Нам, современным людям, время, в котором жила Мария Александровна – вторая половина XIX века, – кажется чудовищно далёким и похожим больше на кино, чем на реальность. В 16 лет она вышла замуж за 29-летнего Михаила Шанина, который был доверенным у достаточно крупных деятелей. Видимо, любовь между ними была какая-то невероятная, потому что уже к 32 годам Шанина родила 8 детей. К сожалению, всё было не безоблачно, пятерых из них ей довелось похоронить.
Точно неизвестно, что делала Шанина в годы своего замужества. Предположу, что она вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, наверняка занималась приходными и расходными книгами (жаль нас сейчас этому не учат). Предположу, что она помогала мужу, и всё вместе это дало ей серьёзный опыт, развило предпринимательскую жилку, которая в ней была.
Дела у супругов шли хорошо: Мария Александровна получила в наследство магазин отца, и к нему они докупили ещё один участок, всем нам хорошо известный. Это дом Шаниной на Любинском проспекте. Строительство здания началось в тот момент, когда архитектурный ансамбль улицы был уже завершённым. Как пишут в некоторых источниках, выбранное для магазина место тогда казалось неудобным. Хотя, казалось бы, куда уже лучше. Мы живём в довольно «плоском» городе, поэтому любой перепад высоты воспринимаем с восторгом. А уж когда есть какое-то ярусное строительство!
К сожалению, вскоре после закладки здания универмага Михаил Шанин умирает от сердечного приступа. Мария Александровна остаётся одна, с купленной землёй, начатой стройкой и тремя детьми на руках. Она, конечно, умела читать и писать – за плечами у неё была церковно-приходская школа.
Но кто сейчас может ожидать, что женщина, рождённая спустя 3 года после отмены крепостного права, окажется не просто талантливой (даже по современным меркам), а выдающейся бизнес-леди?
Удивительно, но Мария Александровна не растерялась в этой ситуации. Я встречала в некоторых источниках информацию, что благодаря своей предприимчивости она решила привлечь к работе, можно сказать, топ-менеджеров того времени. Стройка универмага начинается в 1897 году, и занимается ею, кстати, не абы кто, а Илиодор Хворинов. Это человек, спроектировавший театр драмы, пожарную каланчу и другие знаковые для Омска здания. Потом он стал городским архитектором и даже приложил руку к созданию омского водопровода.
Спустя всего три года, в 1900 году магазин открывает свои двери для посетителей. Мы помним, что Любинский – первая замощённая улица в городе. Можно представить себе коляски, запряжённые лошадьми, гуляющих людей и освещённый электричеством универмаг с огромными, застеклёнными окнами, через которые видны потрясающей красоты платья.
Вообще, надо сказать, что магазин Шаниной был модным местом. Очевидно, изначально его посещали только довольно обеспеченные люди: готовое французское платье не могло стоить дёшево. К тому же, Шанина возила ювелирные украшения, галантерею и прочие, очень дорогие вещи. А теперь внимание, сейчас будет про целевую аудиторию! Думаю, что она понимала, что аудитория магазина может быть гораздо шире. Шанина открывает местное швейное предприятие, это позволяет создавать и продавать уже менее дорогие вещи. То есть, у её клиентов было 3 варианта: приобрести уже готовое платье, заказать по каталогу наряд хоть из самого Парижа или с нуля сшить его в Омске. Французский вариант - самый дорогой, а последнее обходилось уже гораздо дешевле. Ещё Мария Александровна ввела в Омске традицию распродаж: они назывались «Фоминские дешёвки», наверное, в честь какого-то праздника.
Я не встречала сведений о том, что Шанина в какой-то из периодов своей жизни, кроме последнего, уже послереволюционного, была в глубокой нужде или тотальной депрессии. При этом она была свидетельницей и участницей событий очень интересного периода времени – рубежа веков. У нас с вами, кстати, тоже есть подобный опыт, шага из столетие в столетие, даже больше – смены тысячелетий и кто знает, что расскажут потом про нас. Итак, из интересного, например, в 1891 году в Омске камень Успенского собора закладывал будущий император Николай II, и Мария Александровна его видела. Когда мы говорили про Павла Комиссарова, то упоминали омскую масштабную сельскохозяйственную выставку в 1911 году – Шанина пожертвовала на неё крупную сумму. Ещё она помогала с ремонтом здания музея Западно-Сибирского отделения Русского Географического общества, отправляла деньги в Казахстан после произошедшего там сильного землетрясения. В статьях встречается информация, что она помогала 11 образовательным учреждениям Омска, а в канун революции словом и делом активно содействовала открытию коммерческого института!
Про Марию Александровну встречаются дивные истории-легенды, например про то, что «От Шаниной с пустыми руками никто не уходил», даже если приходил за дёгтем, или про то, что у неё был пьющий приказчик, и вместо того, чтобы его уволить, как сейчас поступили бы с неэффективным менеджером, она оплачивала ему лечение в Томске.
Говорят, что сказка ложь, да в ней намёк, и если взглянуть на сухой перечень дел, в которые Мария Александровна была вовлечена или сама инициировала, охотно верится, что это она была неравнодушным человеком и активным деятелем.
То есть несмотря на то, что на Шаниной был крупный бизнес и дети, она находила в себе силы, причём немалые, чтобы помогать огромному количеству людей, была членом благотворительных обществ. Кроме этого она в своём деле активно внедряла новшества, а ведь для этого нужно было хорошо разбираться как, что и зачем: её магазин был полностью электрифицирован, там использовались кассовые аппараты. Мария Александровна организовывала первые в Омске показы одежды, как я уже сказала, даже первые распродажи появились в Омске с её лёгкой руки. А ещё она успевала путешествовать по России за лучшими товарами, бывать за границей. Наверное, даже самые активные и эффективные не поспели бы за Марией Александровной, будь она нашей современницей! Вот такая грандиозная женщина.
Сама Шанина не могла войти в состав городской Думы – закон ограничивал женщину в этом праве. Но мужчины, её современники, выступили с инициативой наградить Марию Александровну золотой медалью за её заслуги.
То есть, она была настолько выдающейся, что мужчины в то время признали её равной себе – это дорогого стоит.
Хотя, возможно, сыграло роль и место, в Сибири всегда ценили сильных людей, получается что независимо от их пола.
Удивительна не только сама Шанина, но и её семья. Старшая из её дочерей, Варвара, была замужем за известным в Омске женским врачом, Сергеем Ковлером. Он живо интересовался историей, естественными науками и именно он обнаружил «Омскую стоянку» (группу памятников культурно-археологического наследия, расположенную в районе профилактория «Восход» у Ленинградского моста - прим. ред). Ещё доподлинно известно, что у Шаниной была своя заимка на Левом берегу, рядом с 12-м микрорайоном, пишут, что это был приют. Я встречала информацию о том, что у нее был свой огород и теплицы, где в 1906 году были выращены первые в Омске помидоры. Только представьте!
Очень больно понимать, что жизнь Шаниной, такой яркой, неординарной личности, окончилась трагично. Она умерла на руках у своей дочери, зная, что дело всей её жизни, её универмаг, теперь принадлежит государству – он был национализирован в 1920 году. Прекрасно разве что то, что сейчас на этом месте располагается магазин. От него ушли, и к нему же пришли – не многие омские исторические здания могут похвастаться такой судьбой.
Как Шанина всё это могла делать, откуда брала ресурс? Может, ту энергию, которую женщина тратит на любовь в семье, она тратила на любовь к миру, к людям?
При этом Марию Александровну никак не назовёшь шёлковой и ласковой. Она была довольно жёсткой – это видно по взгляду на фотографиях. Но как иначе, когда речь идёт о ведении серьёзного и большого дела? Ведь помимо Омска магазины у неё были в Воронеже, Нижнем Новгороде.
То, что сегодня нам кажется продуктом современности, на самом деле было ещё на рубеже XIX и XX веков. Всё придумано до нас. Опять же, Шанина вышла замуж в 16 лет и только в 32 начала заниматься бизнесом. В этом плане наше время не так уж и отличается: мы можем наблюдать немалое количество таких примеров даже в своём окружении.