Дата публикации: 17.03.2021
17 марта Госдума РФ окончательно приняла резонансный закон о просветительской деятельности. Теперь сферу просвещения, под определение которой легко попадают лекции в музеях, научные работы, подкасты, ролики на Youtube, посты в социальных сетях и многое другое, будет регулировать правительство. Авторы законопроекта утверждают, что он поможет предотвратить «пропагандистские мероприятия антироссийских сил». «Трамплин» писал о том, как к нему относятся омские учёные, преподаватели и просветители.
Против закона о просветительской деятельности открыто выступил президиум Российской академии наук, деятели культуры и искусства, бизнесмены. Несмотря на это, закон был принят Госдумой в третьем чтении. Он вступит в силу 1 июня 2021 года.
Куратор рубрик «Мировоззрение» и «Город» Евгения Студенихина составила список антиутопий, рекомендуемых к прочтению прямо сейчас.
«О дивный новый мир»
Олдос Хаксли, 1932 год
«В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство»
В далёком будущем счастливы, казалось бы, все. Быстрые удовольствия, отсутствие какой-либо ответственности и культ потребления – ценности, на которых держится дивный новый мир. Все его жители с момента появления на свет (путём выращивания в пробирках) разделены на 5 каст – от высших альф до самых примитивных эпсилонов. Пропаганда прививает людям гордость за принадлежность к своей касте, ненависть к низшим и уважение к высшим кастам. Любые психологические проблемы решаются сильным наркотиком – сомой, беспорядочные сексуальные связи поощряются, а слова «отец» и «мать» считаются ругательными. Главные герои книги – люди, которые не чувствуют себя счастливыми в мире бесконечного гедонизма. Антиутопия Хаксли, конечно, критикует капитализм, ярко показывая, как легко можно обменять свободу и индивидуализм на «палку колбасы». А еще в наше интересное время весьма любопытно выглядят методы, которыми тоталитарное «дивномирское» государство контролирует взрослое население.
«1984»
Джордж Оруэлл, 1949 год
«Кто управляет прошлым, – гласит партийный лозунг, – тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым»
Какой список антиутопий без «1984»? С момента публикации, пожалуй, главной книги Оруэлла прошло больше 70 лет, но с годами она становится только всё более приближенной к реальности. «1984» я прочла в 16 лет, и тогда роман шокировал и напугал меня. Сейчас мне 28, но некоторые идеи и цитаты оттуда по-прежнему поражают своей актуальностью. В мире «1984» если кто-то посмеет даже мысленно поставить под сомнение действия руководящей партии, тут же будет жестоко наказан полицией мысли. Министерство правды заботливо переписывает исторические факты, подгоняя их под современные политические реалии. Государству придумываются враги, ненависть к которым с экранов телевизоров в головы зрителей вкладывает пропаганда. Попытки проявить индивидуальность, обратиться к своему «я» и сформировать любое отличное от официального мнение строго караются. Счастливого конца не будет, но прочесть «1984» совершенно точно стоит каждому.
«Рассказ служанки»
Маргарет Этвуд, 1985 год
«Поистине удивительно, к чему способны привыкнуть люди, если чуточку им компенсировать»
Пережившая волну популярности с четвёртой волной феминизма (и выходом одноимённого сериала) антиутопия рассказывает о будущем, в котором женщина теряет все свои права. За ней закрепляется всего одна функция – материнская. Правда, из-за неразумного использования природных ресурсов и ухудшения экологии на планете большинство женщин теперь бесплодны. А те немногие, что сохранили репродуктивную способность, становятся служанками, собственностью богатых супружеских пар и своеобразными инкубаторами для рождения детей. Главная героиня книги – служанка Фредова, раз в месяц встречающаяся со своим хозяином ради зачатия ребёнка. Вот такая безрадостная картина будущего, которую сама писательница причисляла не к научной фантастике, а к спекулятивной (то есть, отвечающей на вопрос «а что, если?»).
«Заводной апельсин»
Энтони Бёрджесс, 1962 год
«Лишившись возможности выбора, человек перестает быть человеком»
Мне нравится рассматривать смысл романа Бёрджесса с двух точек зрения. Первая – отношение общества к насилию (это я не про компьютерные игры и фильмы, а про реальную жизнь). Его сегодня вокруг нас так много, что удивляться новостям об очередных столкновениях на митингах или избиениях в полицейских участках мы, кажется, разучились. В послевоенные времена выхода книги, конечно, этот вопрос стоял ещё более остро, особенно в отношении подростков, которые являются главными героями «Заводного апельсина».
Вторая важная тема – свобода выбора. Сможет ли кто-то (в данном случае государство) «перевоспитать» тебя и решить, каким человеком ты должен быть завтра? Даже если кажется, что так будет лучше для всех? Тут уже каждый после прочтения решает сам.
«Град обреченный»
Аркадий и Борис Стругацкие, 1972 год
«…выигрывает тот, кто умеет отказаться в нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, неизвестные противнику, а когда понадобится — отказаться и от них»
Гражданин СССР Андрей Воронин принимает участие в таинственном Эксперименте: вместе с другими людьми со всего света он попадает в некий город, существующий вне времени и пространства. Каждый день жителям города приходится решать возникающие странные проблемы (например, нашествие павианов или выключение солнца). Никто не знает, ради чего затевался Эксперимент, и что в конечном итоге представляет из себя город. Главный герой Андрей в начале – убеждённый коммунист, затем, меняя профессии и продвигаясь по социальной лестнице вверх, он меняет своё мировоззрение. Борис Стругацкий, описывая роман, говорил, что главная его задача – показать, как герой «переходит с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами».