Дата публикации: 19.07.2021
Авторская колонка
Рассуждая на эту тему, я придумал для себя хорошую аналогию. Представим себе коллективный разум, который образован сообществом людей, которые объединены одной целью. Пусть это будет даже не какое-то предприятие или организация, а целый народ, объединённый общностью языка, территории, управления в виде какого-либо государства и культуры. Такой коллективный разум будет представлять из себя единый живой организм. Кто-то в нём в определённый момент будет выполнять функцию питания и выращивать необходимые сельхозпродукты, кто-то будет выполнять роль кровообращения, выполняя перевозку грузов и перераспределение финансов, кто-то будет выполнять исследовательские и познавательные функции, кто-то воспитательно-образовательные и т. д.
Что объединяет наш организм в единую систему? Может быть, это какие-то феромоны, подобные феромонам матки в пчелиной семье, которые позволяют ей оставаться единым организмом? Может быть, это какие-то биополя, которые объединяют всех? А может быть это какое-то физическое поле подобное гравитации, которое притягивает нас друг к другу? На мой взгляд, не это главное. Главное — это идеи и идеалы, которые являются общими для всех, кто входит в единую культуру народа. Именно информация и способность её воспроизводить и передавать объединяет людей в единую систему. А уж на каком из принципов и какими средствами эта информация передаётся, через биополя или с помощью звуков или знаков — это не важно.
Самым главным «клеем», который помогает объединяться, является общий язык. Именно язык позволяет людям понимать друг друга, накапливать и приумножать знания, использовать опыт предыдущих поколений. Язык сам по себе можно представить в виде живого существа, которое растёт и развивается, познаёт новое и отбрасывает ненужное. Он может усложняться и упрощаться, осваивать новые территории и новые области деятельности.
Что можно сказать тогда о душе народа? Есть она или нет? А если есть, то что из себя представляет? Душой народа на мой взгляд, является вся культура народа, которая записана на одном или нескольких языках. Объединена эта культура общими идеалами, общими задачами и целями, которые народ ставит перед собой.
Если душа народа, это его культура, или как сейчас принято говорить на языке программистов, его программное обеспечение, то кому-то может показаться, что она неуничтожима и вечна. Люди рождаются и умирают, а культура и идеалы остаются прежними, только разве что изменяются и развиваются. Идеалы не хранятся где-то на физических носителях, их нельзя украсть или сломать. Их можно только скопировать, принять для себя и тем самым включиться в общую культуру.
Однако сейчас уже, наверное, любой человек знает, что информацию можно не только хранить, копировать и получать, но её можно ещё и удалять. Каждый из курса истории помнит, что культура народов не только развивалась, но и затухала и угасала. Многие народы оставили после себя лишь глиняные таблички, а от многих не осталось и этого. Сколько древних языков исчезло, а сколько исчезло без следа? Да, конечно, многие языки и многие культуры народов могли породить и вдохновить другие более молодые языки и более молодые народы. Однако могли быть и те, которые угасали, не оставляя после себя последователей и потомков.
Как-то раз, прогуливаясь по лесу, мне пришла на ум интересная аналогия. Возьмём дерево, которое растёт и развивается, пускает глубокие корни и устремляясь своими стеблями ввысь. Каждое дерево имеет своеобразный идеал и задачу. Например берёза, выступает в роли первопроходца, развиваясь на пустыре, улучшая и подготавливая почву для других. Другое дерево может давать много нектара для насекомых, которые обеспечивают всем хорошее перекрёстное опыление. Другие смогут выполнять функцию защиты от ветра и т. д. Однако, что будет если мы срубим дерево? У некоторых деревьев, если они не успели выполнить свою задачу полностью, из пня вырастет новый молодой побег, который займёт в скором времени место, где было прошлое дерево. Новый росток будет использовать невидимую часть — корни. Он наверняка будет помнить если не все, то многие задачи и проблемы, которое перед собой решало дерево, до того как его срубили. Получается, он, родившись заново, будет помнить о том, что было с ним в предыдущей жизни.
Есть ещё одна хорошая аналогия, которая позволяет понять срок жизни какой-то идеи. Вот, например, борщевик Сосновского. Уж как только с ним не борются и химикатами, и прополкой, и скашиванием. Однако тут следует понимать логику самого растения. Дело в том, что в то время пока он растёт на одном месте и не выполнит свою задачу, он будет воскрешаться, хоть из маленького корешка, который останется в земле после прополки. А задача у него одна — дать семена. Как только растение даст семена, оно включает механизм самоуничтожения. Если по каким-то причинам семена не удалось вырастить (из-за прополки или покоса), то растение снова и снова даёт новые побеги. Если дать растению вырастить, семена, но их собрать в мешок и не дать им рассеяться, то и борщевик перестанет беспокоить.
Из примера про борщевик ясно, что пока идея не выполнила свою функцию, она будет возрождаться вновь и вновь. Точно так-же как нерешённая проблема будет постоянно всплывать в наших мыслях, а как только проблема решится, мысль перестаёт беспокоить. Точно также идеалы народа могут возродиться даже если предыдущий народ на своём месте по каким-то причинам не справился со своей задачей и погиб. Народ, который справился со своей задачей, перерождается в народ с более амбициозными и сложными задачами.
Нужно сказать, что прямая аналогия с растением или народом для человека не подходит. Если мы говорим о растении, то у него есть заранее известная цель и миссия. Человек, в отличии от растения, обладает свободой воли, которую он может приобрести в течении жизни благодаря освоению грамотной методологии. Благодаря свободе воли, он может выйти за рамки любых ограничений, будь то культурных или генетических. Чем выше разумность системы, тем большую свободу в выборе и действиях ей представляется, и тем больше свободы она создаёт сама для себя. При этом, любая аналогия может лишь способствовать созданию интересной модели реальности, а соответствует ли эта модель самой реальности — это ещё вопрос. Необходимо проверить — насколько эта модель верно предсказывает события на практике. А как на самом деле всё обстоит с душой человека предстоит ещё выяснить.
Однако подобная аналогия может показать с любопытной стороны некоторые стороны нашей жизни. Так, например, если во многих западных религиях наивысшим благом является обретение бессмертия души в раю. Обретение такого состояния означает, что программное обеспечение, которое отвечает за душу больше не будет меняться. Стремление к неизменному крайне неразумно. Любой разум развивается благодаря изменению и решению каких-то задач. Как только простые задачи решены, перед разумом встают всё более и более сложные. Не подвергаться изменениям могут только крайне примитивные и простые программы, которые остаются неизменными только благодаря стабильности среды, в которой они находятся. Потеря стремления к изменениям равноценна потере смысла жизни. Именно привнесение чего-то нового объемлющей системе делает жизнь любого элемента осмысленной.
С другой стороны, во многих восточных религиях, существует идея о выходе из круга перерождений. Но в этих религиях выход из него предполагается через отрешение от мира и погружение в состояние нирваны, а в реальности достичь этого можно только выполнив свое предназначение. Если человек понял свою миссию и в полной мере с честью выполнил её, то тогда он со спокойной совестью может освободить место для новых, более сложных задач, которые предстоит решить новым поколениям.
Наверняка душа, как и некоторая идея, может жить очень долго. Но как и любая информация она может быть затёрта. Наиболее целесообразным будет затирать информацию тогда, когда она уже выполнила свою функцию и есть уже более новые подходы и алгоритмы, которые необходимо проверить. Перерождение души путём выполнения своей миссии выглядит наиболее целесообразным. При этом предназначение есть не только у человека, но и у рода, народа, планеты. Каждый на своём месте, выполняя своё предназначение, помогает выполнить его для объемлющей системы.
Автор — Наум Матрин.
Почта для обратной связи: naumatrin@mail.ru.