«Мы как полицаи стояли и разводили их». Кто и зачем кормит бездомных в Старом Кировске

Дата публикации: 10.11.2020

Марина Дегтерёва вот уже 6 лет обеспечивает горячими обедами бездомных в Старом Кировске. Она возглавляет региональное отделение ассоциации благотворительных фондов «Пища жизни», которое существует на пожертвования неравнодушных людей. Мы отправились на одну из акций к Центру социальной адаптации, подопечные которого каждое воскресенье ждут приезда Марины и волонтёров.

На площадке перед центром почти никого нет: лишь одинокий мужчина тоскливо смотрит вдаль, сидя на трубах теплотрассы. Мы с фотографом неловко переминаемся с ноги на ногу, ожидая волонтёров. За 3 минуты до полудня даже показалось, что сегодня акции не будет, но, к счастью, вскоре рядом с нами припарковался серебристый автомобиль.

Волонтёры бодро выскочили из салона и за несколько минут облачились в спецформу: оранжевые фартуки, маски, защитные экраны, перчатки. К этому моменту перед центром уже собралось около 30 человек. Многие принесли контейнеры и бутылки, чтобы прихватить еду с собой.

– Когда мы в первый раз приехали кормить, было как-то даже жутковато, – поделилась руководитель «Пищи жизни» Марина Дегтерёва. – Люди все какие-то тёмные, сплошная нецензурная речь. Начали раздавать порции, а они выхватывали их из рук друг друга, за хлеб шла борьба. Мы как полицаи стояли и разводили их. Но вы знаете, прошло немного времени, и когда они увидели, что мы относимся к ним так же, как и ко всем другим людям, произошли перемены, и очень даже мощные. Если раньше они всё себе хватали, то сейчас приходят с баночками, мешочками, набирают друзьям своим, которые ходить не могут или болеют. Они почувствовали эту энергию бескорыстия, которая исходит от наших волонтёров, и тоже стали делать что-то для других.

И действительно, обед проходил в абсолютно спокойной обстановке: люди разбились на группы, встали у жизнерадостных оранжевых столиков, терпеливо ожидая, пока волонтёры принесут их порцию. Кормят, кстати, сытно: в меню был наваристый суп из бобовых и сыра, хлеб, горячий компот и манник. Волонтёры пояснили нам, что до пандемии они всегда старались подавать ещё и второе блюдо, но для сокращения контакта с людьми решили пока ограничиться первым.

– Мы сбалансировали довольно простое, но в то же время калорийное и сытное меню. Получается не слишком затратно: чтобы, допустим, накормить 50 человек нам достаточно 2 тысяч рублей. И это вместе с посудой – она у нас из кукурузного крахмала вся, экологичная, разлагающаяся. Два года назад удалось перейти на неё благодаря нашим помощникам. Это люди абсолютно разного социального статуса: кто-то оторвёт последние 50 рублей от сердца, а кто-то даст и 5 тысяч, впрочем, тоже от чистого сердца! И всегда у нас как-то всё складывается, ещё не было такого, чтобы не нашлось денег или волонтёров, – объясняет Марина.

Люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не слишком стремятся делиться своими историями. Некоторые вообще восприняли наше появление враждебно: мужчина на инвалидном кресле грозно выспрашивал, зачем мы явились со своими камерами.

– Сниматься я не буду. Зачем мне это? Попал на улицу, тут живу. Вот вам вся история

Самым смелым оказался крупный молодой человек в камуфляжной куртке. С ним поговорить порекомендовали две женщины, которые ели в стороне от всех, на одной из лавочек.

– А что, по ютубу потом покажут, да? – спросил он, когда мы предложили ему рассказать о себе в кадре. – Это лучше любого телека. Меня зовут Александр. Мне 20 лет, у меня сгорела квартира. Я попал сюда по такой причине, что мне негде жить. У брата моего руки не из того места растут, из-за него произошёл пожар. Вот поэтому я тут с прошлого понедельника нахожусь. Жду, пока оформят в интернат.

Волонтёры начинают раздачу горячего компота, людей перед центром становится всё больше. Тощий щеночек, замеченный нами ещё в начале акции, клянчит еду у мужчины в инвалидном кресле, обнюхивает сумки, подскакивая на задние лапки. Кажется, ему всё же что-то перепало.

– Хлеб тут у них мягкий, хороший. В центре нам не такой дают, – делится с доброй улыбкой пожилая женщина, проходя мимо нас.

Местные зовут её просто: «баба». Она попала в центр месяц назад после того, как повздорила со своей дочерью.

– Давайте я вам расскажу что-нибудь, может, доченька моя увидит. Мы с ней в Лузино живём с 2017 года, у нас там есть родственники. Сотового у меня нету, а когда звоню дочке, она вроде как от меня убегает. Ну, я первая убежала – она не знает, что я тут даже. Социальные работники очень мне помогли. За это им большое спасибо, а то на улице бы подобрал меня кто-нибудь.

«Баба» приехала в Лузино из Казахстана. По её словам, она получала пенсию, пока не начался карантин и не закрыли наземные дороги. С февраля у женщины фактически нет никакого дохода.

Как начался коронавирус, моя пенсия чуть не заглохла там. Девчата, соцработники, свозили меня в единый пенсионный отдел, на учёт чтобы поставить. Дали звонок в Казахстан, сказали, что ещё я живая, а то они там меня уже похоронили, наверное. Может, вернут мне всё. Вообще тут мне неплохо, всё нормально, еды хватает. Я вот даже не знала, что каждое воскресенье такая акция тут, теперь буду выходить. Телевизор, правда, у нас старый очень. Вот бы первый канал тут сделать, чтобы «Давай поженимся» и «Поле чудес» смотреть. Такие передачи хорошие!

Волонтёры, тем временем, собирают столы и оставшийся после обеда мусор. Люди разошлись по углам: кто-то болтает в компании, кто-то – одиноко допивает остатки компота на крыльце. Мы уже собирались завершать съёмку, но тут к нам подошёл мужчина с тростью и предложил себя в качестве участника интервью. Его зовут Юрий: он приехал в Омск из области, чтобы оформить инвалидность.

 

– Я поступил сюда год назад. Вообще проживаю в деревне Березянка, есть семья, но…Сестра вот иногда помогает. Тут нахожусь временно, пока не сделаю себе инвалидность. Работать не могу, но надеюсь, что в будущем получится устроиться, как-то выбиться в люди. Хочу всё сам сделать. Даст Бог – всё получится. Кормят в центре нормально, администрация очень добрая. Ну, это если сам не накосячишь, как говорится. Пить не надо, курить – ну, как во всех организациях. Если бы было плохо, я бы тут не находился, верно?

В серебристый автомобиль с лёгкостью помещаются складные столы, оставшаяся посуда, форма. Волонтёры готовятся уезжать: настроение у них приподнятое.

 

– В жизни нам даны какие-то силы, которые мы с вами распределяем, – объясняет Татьяна, которая помогает «Пище жизни» почти полтора года. – Их можно потратить только на себя и свою семью, но мне кажется, что каждый человек может посвятить какую-то часть себя на благо других. На первый взгляд это не какая-то возвышенная деятельность, но, когда мне пришла возможность помочь людям таким образом, я решила ей воспользоваться. И мне очень даже нравится! Не побоюсь этих слов, но с тех пор, как я пришла в «Пищу жизни», у меня всё поменялось в положительную сторону, даже в семье. А ещё здесь очень классный коллектив, в котором я нашла много друзей.

«Пища жизни» занимается не только горячими обедами для бездомных, но и адресной помощью людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, волонтёрской деятельностью в детских домах и реабилитационных центрах для малышей. Если вы хотите помочь фонду и принять участие в его работе, переходите по ссылке.

– Наши волонтёры – это совершенно разные люди. Кто-то приходит постоянно, кто-то делает это редко или даже один раз, но это тоже очень важно. Как-то перепрыгнуть через стереотипы, где-то даже наступить на горло своему «я». После акций волонтёры часто говорят, что у них случается прилив сил, энтузиазм, внутри пробуждается невероятное счастье. Я сейчас стою, разговариваю с вами с улыбкой на лице, потому что только что завершилась очередная воскресная раздача. Как говорится: «Когда ты берёшь – наполняешь. ладони, когда отдаёшь – наполняешь сердце». Так вот оно и есть, – заключает Марина Владимировна. 

 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.