Дата публикации: 2.08.2022
Омский пловец Антон Московенко 30 июля начал благотворительный заплыв в поддержку хосписа «Дом Радужного Детства» и культуры оказания паллиативной помощи. Главная цель акции — рассказать про фонд «Радуга» и тех детей, которым нужна помощь.
Стартовал спортсмен от мыса Куван на Телецком острове, финиш запланирован в заливе Камга в районе деревни Яйлю. За несколько дней энтузиаст преодолеет пять холодных озёр Горного Алтая — Телецкое, Мультинское, Улаганское, Джулукуль и Кучерлинское. В общей сложности — 30 километров.
Антон — бывший профессиональный атлет, а в настоящее время любитель плавания на открытой воде в экстремальных условиях. Он занимается научно-исследовательской работой, готовится к защите кандидатской диссертации, является тренером спортивной школы олимпийского резерва. Среди его воспитанников — олимпийский призёр Мартин Малютин, Анна Рзаева и другие.
Мы побеседовали с Антоном о мотивации, подготовке к заплыву, благотворительных целях и промежуточных результатах.
Как вы решились на такой заплыв? Что для вас послужило мотивацией?
— Изначально эти заплывы были запланированы для себя. Для того, чтобы узнать свои возможности в экстремальных условиях — на что я способен, каковы мои пределы. Но я познакомился с людьми, которые участвовали во всевозможных благотворительных проектах, в том числе, с ребятами из Уфы, которые посвящали свои заплывы благотворительным фондам для сбора средств на определённые нужды. Это меня зацепило. Мне стало интересно, чтобы эти заплывы проходили с пользой для других людей. И так я постепенно пришёл к тому, что в настоящее время и в будущем, если я буду плавать какие-то экстремальные дистанции, то здесь будут решаться параллельно две задачи.
И одна из них благотворительность — эти заплывы будут служить информационным поводом для того, чтобы осветить проблемы благотворительности, привлечь новых людей, в том числе и спортсменов – таких, как я, которые где-то, может быть, колеблются оттого, что они одни. Начинал я тоже один, но по мере того, как я знакомил людей со своим проектом, всё больше сторонников у него возникало. И поддержка в данный момент очень серьёзная и сильная — начиная от родных и близких и заканчивая спортсменами, тренерами и семьями тех детей, кто проходит восстановление в «Радуге», потому что это совершенно бесплатно.
И по мере проникновения вглубь вопроса благотворительности мне становится это всё больше и больше интересно — появляются новые мысли про Алтай, идеи, новые знакомства с неравнодушными людьми, которые что-то подсказывают. Чувствуется, что внутри меня развивается это направление, и мне становится интересно плыть в первую очередь не для себя, а для нуждающихся в нашем внимании детей.
Если мы не поможем, то никто не поможет, поэтому такие моменты проявления добросердечности, милосердия всегда имеют отклик в сердцах людей — это, можно сказать, универсальный язык вселенной, который везде и всегда понятен. Поэтому я думаю, что в наше непростое время такие знаки, посылы очень актуальны, чтобы как-то сплотить людей, объединить их общими целями, задачами и интересами.
Долго готовились к заплыву? Что здесь нужно учитывать?
— Специфика горной местности, климата накладывает своеобразные отпечатки на подготовку. Но, в принципе, это всё сочеталось с моей физической формой, которую я стараюсь в течение года поддерживать. Конечно, перед заплывом пришлось больше упражнений применять — особенно на выносливость, силу, потому что когда плывёшь в гидрокостюме по холодной воде, он набухает, становится тяжелее. Ветер, волны, давление, разряженный воздух — всё это играет свою роль и требует больше сил, запаса прочности. Тренировки выстраиваются так, чтобы создать определённую базу подготовки, которая потом будет способствовать успешному преодолению дистанции и непредвиденных обстоятельств.
Так как это открытая вода, может случиться всё, что угодно. Техника безопасности, группа сопровождения — обязательные условия таких заплывов.
И климат в каждом районе, где находятся озёра, своеобразный со своими условиями. Ещё раз говорю, высота тоже накладывает определённый отпечаток. Если брать озера, допустим, Мультинское и Джулукуль (2 200 метров), то там очень разреженный воздух — дополнительная нагрузка на организм. Это тоже стоит учитывать, когда делаешь раскладку по дистанции, чтобы не слишком быстро начать и не перейти в другие режимы энергообеспечения, чтобы организм не закислился раньше времени. Приходится учитывать много факторов — в том числе смотрю более точный прогноз погоды, как меняется атмосферное давление и так далее.
Какой рекорд вы планируете установить?
— В первую очередь, я бы хотел установить рекорд по сбору средств, чтобы это мероприятие нашло отклик в сердцах других людей, чтобы они стали неравнодушными, вникали в суть проблемы благотворительных фондов — то, что это не государственное финансирование, а деятельность за счёт пожертвований. Например, фонду «Радуга» требуется в месяц 2,5 миллиона рублей для содержания зданий, оплаты коммуналки, зарплаты персонала и так далее. Реабилитация детей там происходит совершенно бесплатно. Поэтому даже на таком простом примере хочется, чтобы как можно больше людей узнали и как-то поддерживали фонд.
Второе — если я преодолею озёра, это для меня будет личной рекорд, потому что в некоторых из них я не плавал, они впервые будут пройдены мной, а некоторые вообще будут впервые пройдены. Поэтому здесь личный рекорд, конечно, тоже имеет место быть — то, что я это сделал, смог преодолеть вызов себе.
Почему выбрали именно эти озёра?
— Благотворительные заплывы проводятся по всему миру, в том числе и в России. Но Горный Алтай — это одно из немногих мест, где они не проводятся из-за специфики, опять же, климата, высоты. У кого-то нет гидрокостюма, кому-то далеко ехать сюда, кто-то не любит горные условия — в них очень тяжело плыть.
Конечно же, сыграла роль длина озёр — я постарался выбрать наиболее доступные вытянутые водоёмы. Расстояние в общей сложности около 30 километров.
Каким способом вы рассказываете о деятельности хосписа и как собираете пожертвования?
— Через освещение — помимо группы поддержки будет оператор и квадрокоптер. Отснятый материал мы будем сразу же отсылать в Омск — его будут монтировать, создаваться ролики, посты. Всё это будет освещаться, привлекать внимание, потому что это на самом деле, можно сказать, беспрецедентный случай, когда именно горные озёра спортсмены преодолевают — и не одно, а пять. Поэтому я думаю, что это должно привлечь внимание, привлечь людей.
У фонда «Радуга» есть официальная страница — есть простые способы оплаты, в том числе по QR-кодам. Даже есть специальное приложение, через которое это всё можно сделать и настроить автоматическое списание средств.
Если я вижу в глазах людей заинтересованность, с удовольствием рассказываю, просвещаю их, даю буклеты, газеты, которые мне дали в «Радуге». Стараюсь и таким способом распространять информацию. Людям, по крайней мере тем, с кем я пообщался, очень интересно — они спрашивают контакты, ссылки на ролики, интервью. Есть заинтересованность.
Я бы не сказал, что по факту мы соберём много средств, но отдалённые эффекты имеют место быть. Так, омский ультрамарафонец Иван Давыдов своим благотворительным забегом по кавказским горам — 1 200 километров от Каспийского моря до Чёрного — вызвал очень живой интерес, всплеск в информационном поле, который выразился потом в том, что новости дошли до Великобритании и на счёт «Радуги» была перечислена крупная сумма в районе 11 миллионов рублей. Также один достаточно известный банк проспонсировал «Дом радужного детства» очень дорогим генератором. Все эти события имели отдалённый эффект, причём достаточно весомый, поэтому я рассчитываю на то, чтобы это хотя бы повторилось.
30 июля вы стартовали. Есть уже результаты — как по дистанции, так и по благотворительной цели?
— Да, тридцатого числа я преодолел первый свой участок — озеро Телецкое. Хочу выразить благодарность ребятам из МЧС, всем, кто меня поддерживал, моим родным и близким. Друзья из других городов очень много пишут, очень много пожеланий с тёплыми словами в личных сообщениях, есть интерес СМИ. Девушке своей хочу сказать большое спасибо то, что она поддерживает эти идеи и неравнодушна к ним, помогает мне в некоторых организационных моментах. Это очень важно.
Уже буквально сегодня (1 августа) информационное поле начало пестрить заголовками. Я думаю, что сейчас будет подниматься волна, и бюджет фонда будет пополняться.
В такой компании и душевной обстановке дистанция прошла, на мой взгляд, достаточно легко. Конечно, озеро Телецкое очень специфичное — то самое широкое место, по которому я плыл, расположено на стыке двух очень сильных ветров, которые создают волну. Это чувствовалось. Но ещё раз говорю, поддержка всё это нивелировала, и можно сказать, что я об этом не думал. Да, было нелегко, но у меня в голове крутились картинки, когда я был в хосписе, и я понимал, что-то, что я делаю, стоит таких усилий. Это меня очень стимулировало, мотивировало, в том числе на преодоление этих высоких волн.
А что касается дистанции — здесь самое главное не сойти. Даже если будет сводить ногу или какое-то переохлаждение, я все равно буду стараться доплыть, что бы н случилось. В принципе, моя подготовка позволяет это сделать. И характер, и понимание цели дают колоссальный прилив энергии.
Настрой очень хороший. Всё больше и больше людей пишут, поддерживают, знакомства новые, тем более Алтай — это такое место, такая атмосфера уюта, душевной теплоты и простоты людей. Люди откликаются — это очень важно, что они реагируют на это всё.
Есть закон физики, когда энергия накапливается, она переходит в другие состояния и захватывает всё больше и больше. Я думаю, что подобный эффект сарафанного радио здесь тоже будет ожидаем. Люди через общение, через репосты будут делиться этой информацией. Я думаю, что мы выйдем на очень хороший уровень по сбору средств, в том числе и в отдалённой перспективе.
Сколько времени займёт 30-километровый заплыв?
— Ну если брать идеальные условия, то я планирую уложиться в 8-9 часов — это чистое время проплывания без подготовительных и организационных моментов. Тайминг я уже начал фиксировать. Телецкое озеро у меня получилось проплыть за 56 минут. Дальше, думаю, в тот график я буду укладываться, даже несмотря на коррективы, которые будет вносить погода.
Что ожидаете по завершении маршрута?
— Буду крепко спать с чувством выполненного долга. Потому что все эти организационные моменты отнимают энергию, которую, по хорошему, нужно пускать в одно направление, русло. Ну уж если я взялся за это дело, то доведу его до конца
О чём вы думаете, когда плывёте?
— Когда я плыл по Телецкому озере, я представлял, что сейчас доплыву — дадут репортаж, люди начнут проявлять интерес. И представлял, что фонд наполняется, что помощи оказывает всё больше. Представлял счастливые глаза детей и их родителей. Помимо хосписа, у них есть адресная помощь, выездная служба помощи. Также деткам элементарно на путёвки, отдых, какие-то мероприятия тоже нужны средства.
Обложка и фото: Антон Московенко