Дата публикации: 2.01.2021
Специально для тех, кто мучается вопросом «чего бы такого сегодня посмотреть», мы составили список фильмов и сериалов, так или иначе оказавших влияние на мировоззрение членов команды «Трамплина». Тут можно найти как и добрые сказки для семейного вечера перед экраном, так и более серьёзные работы, после которых вы наверняка откроете в себе что-то новое.
Анна Косьяненко, продюсер
17 лет – Ларс фон Триер, «Догвилль». Осторожно! Провокационный фильм, который может вызвать отвращение и боль. Этот фильм поменял моё отношение к реальности. После просмотра я словила инсайт: всё должно иметь своё начало и конец, доброта и любовь в том числе. Причинять добро и быть добрым – разные вещи. Жертвовать собой во имя добра – разрушительно. Быть доброй нужно с теми, кто это оценит. Остальных держать от себя подальше. Подростком для меня эта мысль была неочевидной. Хотелось, чтобы весь мир ценил розовых единорожков и двигался в такт под волшебную музыку. Так что фильм мне вовремя встретился. В нужное время, в нужном месте.
21 год – Хаяо Миядзаки, «Наусика из долины ветров». Душевная, добрая анимация. Может быть, моё увлечение экологией и мысль «всё связано» берут начало в этом аниме. Миядзаки невероятный, ценности, которые он транслирует в своих работах, определённо меняют мир к лучшему.
25 лет – Грегори Кольберт, «Пепел и снег». Фильм-медитация. Такая цельность работы! Пересматривала несколько раз и всегда старалась посвятить этому целый вечер. Смотришь каждый кадр и как будто ныряешь в искусство, дрейфуешь на его волнах.
33 года – Андрей Тарковский, «Зеркало». Много лет назад Тарковский для меня начался с «Иваново детство». Но в 20 лет я не могла смотреть «Зеркало» – было слишком скучно. Задавала себе вопрос и не могла на него ответить: почему гениальность Тарковского оценивали по этому фильму?
И вот, не так давно решила пересмотреть и как поняла... Видимо, пришло его время. Фильм-автобиография, в которой как в зеркале отражается каждый смотрящий. Нас формируют вспышки воспоминаний из детства, отрочества, зрелости. Как реальны в его картинах капли воды, движение травы, шорох тетради. Как включаешься в чувства героев: пугаешься, любопытствуешь, грустишь, радуешься, отчаиваешься, ищешь! Вспышки воспоминаний соединяются в тонкую ткань придуманной реальности, кино-сновидение.
Нет реальности ни в прошлом, ни в воспоминаниях, ни в творчестве. Как только автор заканчивает картину, она ему больше не принадлежит, а начинает отражаться в реакции зрителей. «Зеркало» Тарковского пробудило желание сохранить свои сны или хотя бы их отпечаток.
Иван Притуляк, подкаст-продюсер
Один из самых важных фильмов, которые мне удалось посмотреть, это «Куда приводят мечты». Познакомился я с ним через какое-то время после его выхода. Было приятно посмотреть на Робина Уильямса, которого я сильно полюбил после «Джуманджи». Конечно, для мальчишки 12-13 лет наблюдать историю про погибшую семью, приключения в раю и аду, пусть даже очень красивом – это был прямо-таки удивительный и трансформирующий опыт. Тогда я, наверное, впервые почувствовал, что все люди смертны – «all men must die». Грубо говоря, это вывело смерть из абстрактной категории во что-то более конкретное в моём представлении мира.
Второй раз я смотрел этот фильм уже с женой. Мы тогда были около 3 лет в браке и продолжали узнавать друг друга больше и лучше, синхронизировать наши глубинные ценности. Пожалуй, это был один из самых мощных моментов, который сделал наши отношения ещё более близкими и тёплыми. Мы смотрели, как один человек ради другого спускается в ад, что такое вообще этот ад на самом деле и на чём строится система перерождений и взаимодействий. Может, про перерождение сейчас глупо было сказано, но ощущение того, что чувство позволяет соединиться и в другой жизни, тогда очень совпало с нашим представлением, что мы в прошлой жизни были вместе, в этой – вместе, и в следующих тоже будем. Вопрос только в том, кто и какую роль решит выбрать. Это очень сильно повлияло на формирование моего мировоззрения как нью-эйджера.
Никита Кудрявцев, фотограф
Если вспоминать детство (лет 5-6), то мультик, который запал мне в душу больше всего, это «Полёт драконов» 1982 года. Меня до сих пор не отпускает вся эта фэнтезийная и околосредневековая эстетика, повлиявшая на мои увлечения в юности. Как и большинство не диснеевских мультиков того времени, он был местами очень страшным, местами – жёстким, но каким-то правильным и героическим. Это бы один из первых «больших» мультиков, которые я показывал своему сыну – он был в восторге. Я с радостью вместе с ним пересматриваю «Полёт драконов», а песня из вступительных титров до сих пор есть в моём плейлисте.
Будучи студентом я влюбился в аниме. Если попытаться выделить произведение, которое оказало наибольший импакт, это будет «Крутой учитель Онидзука» 1999 года. Сериал о том, как член уличной банды стал школьным учителем. На поверхности это школьная комедия, местами пошлая и странная (это аниме, тут так принято). Но, если копнуть глубже, это история о том, как главный герой собирался разорвать цикл учителей, которым плевать на своих учеников, и учителей, по вине которых такие парни, как он, становились бандитами. Мне кажется, что сейчас в своей преподавательской деятельности я во многом стараюсь походить на главного героя. Недавно как раз пересматривал, до сих пор смешно, а временами – выбивает слезы.
А вот фильм «Брат» я открыл для себя только при втором просмотре. Мои родители его очень любили, и я видел его в детстве, но тогда для меня он был просто мрачным фильмом про 90-ые. А когда я сел его смотреть уже в 23 года, понял, почему он для многих стал культовым. «Брат» – воплощение современного русского фольклора. Своего рода сказка, которой для меня был «Полёт драконов» в детстве.
А из недавнего, пожалуй, это «Одержимость» Дэмьена Шазелла. Картина про взаимоотношения преподавателя/дирижёра оркестра и талантливого барабанщика. Фильм, как минимум, заставляет задуматься, а стоит ли успех всей той ненависти, страданий и одиночества. И о том, что злейший враг твой – твой лучший учитель.
Ольга Харитонова, редактор рубрики «Культура»
Когда то я очень увлекалась детективными сериалами. Смотрела, конечно же, всё про Шерлока Холмса во всевозможных вариантах. Дошла до сериала «Дефективный детектив Монк». Из всех он мне кажется самым душевным, даже «Шерлока» перекрыл по своей классности и крутости. Он довольно добрый, душевный, семейный, без мяса и крови, с отличными сценариями серий. Я нашла его в сознательном возрасте, когда уже сама писала сценарии, и для меня это был почти что учебник, такая кладезь идей. Там было столько разных классных локаций использовано, столько героев придумано, что все 8 сезонов можно разложить и брать оттуда идеи для сценариев.
Фильм, который разделил мою жизнь на «до» и «после» – экранизация мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак оперы» с Джерардом Батлером в главной роли. Родители всегда переключали этот фильм и говорили, что это какая-то ерунда, но однажды мне удалось посмотреть его целиком. И он так безумно понравился мне юной, что открыл для меня в том числе оригинал мюзикла. Я стала слушать другие мюзиклы, подготовила таким образом себя для восприятия классической музыки, начала её слушать, понимать, любить. И, конечно, открыла для себя произведения-оригиналы, книги, по которым были сделаны мюзиклы и этот фильм в том числе. Просмотр «Призрака оперы» стал для меня толчком к открытию огромных пластов культуры.
Роман Лендел, главный редактор
Меня поставила в тупик задача – составить список из нескольких фильмов, повлиявших на моё мировоззрение. Их так много, что в рамках небольшого комментария для меня это крайне тяжело. Поэтому я скорее рандомно выбрал три картины. Даже если вы их смотрели, то и пересмотреть, заметить новые образы и смыслы – это особое удовольствие.
«Сердце ангела» (1987), пожалуй, мой любимый фильм Алана Паркера (хотя тяжело выбирать из его крутой фильмографии) с Микки Рурком, Робертом Де Ниро, Шарлоттой Рэмплинг. В этой работе Паркер и Рурк нашли друг друга.
Я не люблю классические ужастики, так как мне не страшно их смотреть, а скучно. А вот от подобных картин ты местами дрожишь и немеешь. И «Адвокат дьявола» для меня вторичен. Паркер так магически снял историю Фауста, что вряд ли кто-то сможет её не то, что превзойти, а хотя бы повторить. Для жанра нуара «Сердце ангела» как прыжок Сергея Бубки.
«Нефть» Пола Томаса Андерсона (2007) с великолепным Дэниэлом Дей-Льюисом. Производственная драма оскала дикого капитализма, конечно же, это лишь фасад, способ рассказать историю человека. И как главный герой – нефтяник Пленвью ищет в калифорнийской земле «чёрное золото», так и режиссёр копается в недрах человеческой натуры. Не такой простой, ведь речь не о банальной алчности. Вслед за долгожданной, добытой невероятными усилиями нефтью, начинает проливаться кровь. Пленвью – сверхчеловек, который не признаёт морали и Бога, а провозглашает себя им. Но что его ждёт в конце, пусть и с ощущением собственной правоты и победы? Ради чего мы живём? Стоит ли доказывать себе и миру, что ты не тварь дрожащая?
А вот «Счастливый Лазарь» (2018) Аличе Рорвахер показывает образ праведника, на котором и стоит этот мир. Разве Лазарь может жить в наши дни? Вы увидите это практически наяву, ведь совершенно неожиданно из деревенской пасторали он окажется среди нас. Невинный, блаженный, святой. В жизни есть места чуду. Посмотрите и поверите, как это сделал я.
Николай Морозов, автор в рубрике «Как заработать»
Сейчас, наверное, звучит странно, но на меня самое большое впечатление произвели фильмы, увиденные в СССР в подростковом возрасте. Да, я олд, помнящий Олимпиаду-80. Я тогда жил в Киргизии, и по блату меня пускали на закрытые просмотры в Дом кинематографиста. Чтобы миллениалы поняли, что такое закрытый просмотр – это когда в зале крутят фильмы для 20-30 человек кинокритиков и «продвинутых» чиновников. В кинотеатрах такое не показывали – антисоветское, пропагандирующее западный образ жизни и прочее. Вот тогда я увидел «Забриски пойнт», «Беспечный ездок», «Исчезающая точка», «Ребёнок Розмари», «Китайский квартал». Причём с оригинальной дорожкой и переводчиком-синхронистом. Тогда же посмотрел «Сальвадор» Оливера Стоуна и в параллель ему «Лицо со шрамом» и «Взвод». Это очень разноплановые, но мощные фильмы.
В 1988-ом – Вим Вендерс и «Небо над Берлином» с его фантастической стилистикой, нереальным видением и ощущением сменяемости мира. И мой советский, детский мир, реально уходил. А в 1990-х – Хичкок с его шедеврами 1960-х. «Птицы», «К северу через северо-запад» – они и сейчас безумно хороши. Да, я не стану притворяться, 90-е для меня это ещё, конечно же, Тарантино и Кустурица. Ну а в 2000-х, безусловно, «корейская волна» с ушедшим недавно Ким Ки Дуком…
Есть ещё один фильм, увиденный мной весной 2002 года, перед армией – «Делай раз» – его стоит смотреть всем парням перед армией, чтобы понять, куда ты идёшь.
Сериалы, кстати, тоже могут влиять, менять настроение, например. «Детективное агентство Лунный свет» – в стиле «кино хорошего настроения» с очень хорошим юмором. Или «11/22/63», «Винил», «Двойка», «Американцы», как срезы эпохи, позволяющие погрузиться в неё. Почти так же, как «Однажды в Голливуде» или «Зелёная книга».
Алексей Ремыга, редактор рубрики «Образование и наука»
Сразу скажу, что мой список – это не какие-то там авторские штуки. Не хочу выпендриваться, хочу о том, что все видели.
Таких фильмов достаточно много: помню, как вышли «Звёздные Войны: Новая угроза», я смотрел его мелким, году в 2000-м. Но это скорее та ситуация, когда тебе родители рассказывают, что в их юности был фильм с таким же названием, а потом ты смотришь и испытываешь невероятные эмоции. Я тогда ещё не видел первой части, а вот когда спустя много лет посмотрел подряд 6 фильмов, то был в полном восторге. Потому что сюжет, потому что картинка, потому что целая вселенная. Но это если прям что-то яркое, что сразу вспомнил. Примерно такие же эмоции я испытывал от «Терминатора», «Матрицы», «Властелина Колец», «Гарри Поттера». Может быть потому, что смотрел их не на большом экране, а по телеку. И лишь первую «Матрицу» я смотрел на VHS, т.е. видике (такая штука, туда вставляли огромные кассеты, особенно прикольно выглядела перемотка фильмов вперёд или назад). А «Звёздные войны» я вообще посмотрел в чёрно-белом варианте, потому что у меня тогда в комнате стоял чёрно-белый телевизор кварц. Представляете эффект, когда ты потом видишь это в цвете?
С годами список фильмов рос. Целые жанры родились в каком-то смысле на глазах. Например, «Паранормальное явление» с его гениальной идеей пустить слух, что это не фильм, а просто съёмка с камеры.
Из фильмов, что смотрел много раз и вырос с ними – это, конечно, «Форрест Гамп». Раньше я вообще его не понимал. Потом стал что-то понимать, а потом стал смотреть ежегодно. Уже помню фразы наизусть. Это фильм про то, как нормальному человеку трудно ужиться в мире, который сошёл с ума. Он очень искренний.
«Интерстеллар» стал первым фильмом, который я пересмотрел тут же. Это было в тот же год, что он вышел. Потому что не ожидал такого поворота сюжета. Такой же трюк проделал с «Бегущим по лезвию», со второй частью. Эти фильмы – важная часть культуры постмодерна, из них можно и нужно черпать вдохновение. Хотя метамодерн катит не хуже: «Дом, который построил Джек» – тоже хочется пересмотреть и попытаться разобраться в нём. Но в плане одеяльности, т.е. сложносочинённости, круче всего «Облачный Атлас». Смотрю его тоже хотя бы раз в год. Мы с этим фильмом в кинотеатре познакомились году в 2012, наверное, когда он только вышел. Я тогда купил билет не глядя – просто потому, что афиша понравилась. И был в восторге. А потом так же, как с «Гампом»: стал смотреть и находить новое.
Наконец, я фанат MARVEL. Именно фильмов – культура комиксов не совсем понятна для меня. Буквально недавно, осенью, пересмотрел полностью всё. Нравится мне идея вселенной, те ценности и сложные вопросы этического характера, которые там затрагивают. Многие говорят, что жвачка. А я как-то пытаюсь осилить простое сначала, потому что в сложном никто не разбирается толком, но все хотят себя позиционировать так, чтобы казаться умнее. Но тут я как человек с опытом работы в гражданском просвещении рассуждаю: сначала нужно с азов идти, а не пытаться сложные вопросы решать. Иначе всё в формализм, да в формалин превращается, а я хочу, чтобы было вокруг нормально, допуская, что большинству людей это не нужно.