Как рабочие после Гражданской войны заступились за омского табачного короля

Дата публикации: 3.03.2021

Историк Дмитрий Петин выяснил новые факты из жизни одного из богатейших местных фабрикантов, который лишился предприятия после революции.

В рубрике «История Омска в лицах» мы рассказываем про людей, которые оставили значимый след в истории нашего города. Например, мы писали про датчанина, переехавшего в Сибирь и ставшего здесь миллионером. Про чиновника и предпринимателя из древнего шляхетского рода, на деньги которого в Омске построили первую женскую гимназию. Выходил материал и о походе основателя города Ивана Бухгольца.

Этот текст посвящён омскому фабриканту Георгию Яковлевичу Серебрякову. Новые данные об этом человеке нашёл кандидат исторических наук, ведущий архивист Исторического архива Омской области, доцент ОмГТУ Дмитрий Петин. Он выступил на эту тему с публичной лекцией в омском Историко-краеведческом музее. С любезного разрешения автора мы частично публикуем материалы из его работы, в которой значительная часть источников впервые вводится в научный оборот.

Поселился в центре Омска по соседству со своим предприятием

Георгий Яковлевич Серебряков родился в июле 1867 года в Таганроге в армянской купеческой семье. Юношей он получил среднее образование, окончив в 1886 году в Москве полный курс Академии коммерческих наук, после чего вернулся домой и помогал отцу в делах.

В 1893 году Серебряков-старший выкупает у омича Протормаса табачную фабрику в нашем городе. А в 1901 году для неё строят новое здание в центральной части Омска (сейчас в этом здании на пересечении улиц Декабристов и Лермонтова находятся различные организации, включая ресторан). Предприятие оснастили передовым оборудованием и обеспечили лучшим сырьем с юга России, расширили ассортимент продукции. Серебряковы сделали свое торгово-промышленное детище знаменитым далеко за пределами России. В связи с открытием новой фабрики Георгий Яковлевич с женой переезжает в Омск. А после смерти отца в 1911 году он наследовал предприятие.

Фото: Энциклопедия фонда «Хайазг»

Свой дом Георгий Серебряков обустроил в непосредственной близости от табачной фабрики. Он жил в апартаментах при предприятии (вплоть до осени 1919 года) на пересечении улиц Варламовской (с 1923 года — улица Декабристов) и Томской (с 1914 года — Лермонтовской, с 1920 года — Лермонтова).

В 1918-1919 годах Омск – город военных и чиновников стал столицей белой России. Какие к этому были предпосылки? К началу XX века он являлся административным центром Западной Сибири, здесь же располагались штабы Омского военного округа и Сибирского казачьего войска. А во время Гражданской войны именно антибольшевистская государственность предопределила для Омска принципиально иной, более высокий статус. В те годы в условиях масштабного внутреннего противостояния он олицетворял наиболее мощную альтернативу государственно-политического развития по отношению к Москве и Петрограду, в которых установилась советская власть.

Несмотря на две смены власти в Омске до середины 1918 года предприятие Серебрякова вело работу в привычном режиме. Громким событием стало лишь вооруженное нападение на фабрику, совершенное 28 августа 1917 года. Из кассы похитили ценные бумаги. С учётом постоянной инфляции кража не принесла экономически ощутимого вреда для коммерческого учреждения. А правоохранительным органам удалось задержать злоумышленников.

В течение первой декады декабря 1917 года в Омске произошло установление советской власти. Для её нужд фабрика Серебрякова зимой-весной 1918 года реализовывала свою продукцию через городской продовольственный отдел и отдел снабжения областного комиссариата продовольствия. С приходом в Омск белогвардейцев (7 июня 1918 года) предприятие благополучно продолжило продажу табака учреждениям новой власти.

Обёртка от папирос фабрики Серебрякова

Эвакуация и арест

Переломным моментом для Серебрякова стало начало на территории Сибири летом 1918 года масштабных боевых действий в ходе Гражданской войны. Они повлекли за собой одномоментное и повсеместное нарушение налаживавшихся годами торговых и транспортных связей. Поставка сырья и реализация продукции, даже несмотря на сохраняющийся спрос, становились крайне затруднительными. В итоге фабрика практически приостановила деятельность.

В то время в антибольшевистском Омске не хватает площадей под различные ведомства. 1 октября 1918 года в составе «омского» Министерства финансов была образована Экспедиция заготовления государственных бумаг, которая печатала деньги. Её решили разместить в здании фабрики Серебрякова. Экспедиция работала в Омске с января по ноябрь 1919 года.

Табачная фабрика
Фото: PastVu

К весне 1919 года умерла супруга фабриканта. Как подчеркивает мемуарист Н.Н. Волков, с сентября 1919 года, анализируя ситуацию на фронте, в «омских» коридорах власти стали отчетливо осознавать близость падения белой столицы. Георгий Серебряков предпочел для себя и своих близких эвакуацию на восток вместе с агонизировавшей колчаковской властью. Он обосновался в Иркутске, жил там вместе со служащей Забайкальской железной дороги (по всей видимости, второй женой), двумя дочерьми и сестрой.

С установлением в Иркутске власти эсеро-меньшевистского Политического центра начала работу Чрезвычайная следственная комиссия. С её санкций арестовывали людей, связанных с антибольшевистским движением. В числе задержанных 21 января 1920 года оказался и наш герой. Ровно через месяц его выпустили на свободу. А с восстановлением в Иркутске Советской власти на основании вступления в силу Первомайской амнистии 9 июня 1920 года Георгия Серебрякова  помиловали, признав не подлежащим политическому преследованию.

До мая 1920 года бывший омский «табачный король» оставался безработным. Затем он устроился в Иркутский городской продовольственный комитет на должность счетовода.

Обёртка от папирос фабрики Серебрякова

22 августа 1920 года в дом Серебрякова пришли местные чекисты с санкцией на обыск и арестовали Георгия Яковлевича. Спустя 6 дней его перевели в Иркутскую губернскую тюрьму. Было возбуждено уголовное дело; в приложенной к делу оперативной информации сообщалось, что «Г.Я. Серебряков и его жена - оба черносотенцы и монархисты, принесли много вреда Советской власти. Также документ сообщал, что якобы супруга вдохновляла Серебрякова на его черносотенную работу, что можно было точно расследовать, послав телеграмму в Омск и допросив бывших служащих табачной фабрики. Обвиняемый был направлен этапом «по месту совершения преступления».

Обосновался в скромном жилье

Омские чекисты освободили Серебрякова под подписку о невыезде и 28 января 1921 году экс-«табачный король» вышел на свободу. К этому времени его коммерческое детище, ставшее Сибирской государственной табачной фабрикой, продолжало работу, но теперь — на благо Советской власти. Всё имущество, дела и капиталы бывшей фабрики Серебрякова были объявлены собственностью РСФСР.

Кстати, Омская губернская ЧК в тот момент располагалась в дореволюционном здании Контроля Омской железной дороги (ныне Центр повышения квалификации работников здравоохранения), которое было возведено на улице вплотную к табачной фабрике. И, выйдя на свободу, Серебряков нашел заступничество в буквальном смысле слова в соседнем здании. Фактически Серебрякова спасли бывшие подчинённые. Ещё на следствии в Иркутске Георгий Яковлевич утверждал, что с рабочими его фабрики (на предприятии трудилось 40 человек) у него были хорошие отношения.

Фабрика сейчас
Фото: Домофото

В день выхода Серебрякова на свободу 39 рабочих Сибирской государственной табачной фабрики подписали ходатайство, направленное в Омскую губернскую ЧК. В обращении указывалось, что «Серебряков все время работал в контакте с рабочими фабрики», входя в их интересы и проявляя гуманное отношение. Заявители подчёркивали, говоря о бывшем работодателе, «его товарищеское отношение, отзывчивость и материальную помощь к нуждам рабочих за все время существования табачной фабрики, а также при первой советской власти в Сибири». Единственным человеком, высказавшимся против экс-фабриканта, стал бывший комиссар совнархоза, имя которого установить не удалось.

14 февраля 1921 года дело «за отсутствием состава преступления прекратили и сдали в архив». По выходу на свободу 53-летний Георгий Яковлевич Серебряков обосновался в Омске в скромном жилье на улице Новой (с 1938 г. — Чкалова). О его дальнейшей судьбе исследователю пока больше ничего не известно.

 

Поделиться:
Поддержи проект

Через интернет

Банковской картой или другими способами онлайн

Через банк

Распечатать квитанцию и оплатить в любом банке

  1. Сумма
  2. Контакты
  3. Оплата
Сумма
Тип пожертвования

Ежемесячное пожертвование списывается с банковской карты.
В любой момент вы можете его отключить в личном кабинете на сайте.

Сумма пожертвования
Способ оплаты

Почему нужно поддерживать «Трамплин»
Все платежи осуществляются через Альфа-банк

Скачайте и распечатайте квитанцию, заполнте необходимые поля и оплатите ее в любом банке

Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты

распечатать квитанцию
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.