Как американцы для мирового рекорда полетели из Москвы в Омск

Дата публикации: 28.03.2021

На самолёте под управлением опытного лётчика они догоняли поезд, на который пересели в Сибири.

В детстве многие читали роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» в котором Филеас Фогг вместе со своим камердинером Паспарту совершают кругосветное путешествие. Либо смотрели мультфильм «80 дней вокруг света», где противный Фикс говорит: «У вас есть план, мистер Фикс?», «Есть ли у меня план? Есть ли у меня план?»… Роман, с момента его выхода в 1872 году, привлекал не только читателей, но и путешественников, желавших побить рекорд мистера Фогга. Чтобы было понятней, насколько значимы были двузначные цифры кругосветного путешествия, отметим, что кораблю «Тринидада» Фернана Магеллана, первому совершившему кругосветку, понадобились 1083 дня в 1522 году, а Френсис Дрейк в 1580 году смог улучшить этот результат только на 30 дней.

Для рекорда проехал через Омск на поезде

И 2 июля 1913 года из Нью-Йорка в очередную попытку побить рекорд героя Жюля Верна отправляется начинающий бродвейский продюсер Джон Генри Мирс. Погоню за мировым рекордом оплачивала нью-йоркская газета Evening Sun. По словам Мирса поездка обошлась в 831 доллар и 41 цент. В 2021 году 1 доллар 1913 года примерно равен 27 современным.  

Корабли, поезда и даже гидросамолёт помогли Мирсу совершить кругосветку за 35 дней, 21 час, 35 минут, 18 и четыре пятых секунды. Рекорд чуть не сорвался из-за размыва путей на Транссибирской магистрали, но удача не подвела его, и он успел к отплытию парохода «Императрица России».

Мирс обогнал предыдущих рекордистов Андре Жеже-Шмидта на 4 дня, Генри Фредерика на целых 18 и оказался в два раза быстрее американской журналистки Нелли Блай (Элизабет Джейн Кокран) –  первой женщины, совершившей кругосветное путешествие, специально изменившей маршрут для интервью с Жюлем Верном.

Почему же мы говорим сейчас о нём? А потому, что во время российской части его путешествия, путь его поезда пролегал через Омск (в рассказах о его путешествии из городов Российской империи упомянуты только два – столичный Санкт-Петербург и наш).

Новые претенденты на рекорд

13 лет рекорд Мирса оставался незыблемым. Но корреспондента Ассошиэйтед Пресс Линтона Уэллса это не устраивало. В 1925 году он вместе с пилотом Ли Уэстом уже поставил рекорд, совершив первое безостановочное автомобильное путешествие между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком за 167 часов 50 минут. Уэллс заинтересовал идеей превзойти Мирса менеджера Детройтской арктической экспедиции 1926 года, Эдварда Стептоу Эванса, и два мужчины начали планировать маршрут поездки.

16 июня 1926 года Эванс и Уэллс отплыли из Нью-Йорка во Францию на «Аквитании» – одном из самых красивых и роскошных лайнеров того времени. Из Шербур-Октевиля путешественники отправились на автомобиле до Парижа, а затем на самолете, принадлежащем Deutsch-Russische Luftverkehrs A.G. (Deruluft, по-русски аббревиатура записывалась как «Дерулуфт») до Москвы. Францию, Германию и Польшу они преодолели за один день.

476 долларов за еду, которую не ели

С прибытием в Москву (23 июня в 17 часов) у Уэллса и Эванса начались приключения. Вот как описывала эту историю The New York Times в статье «Заплатили 476 долларов за еду, которую даже не ели» 3 декабря 1926 года: «Они хотели помыться, выпить немного бульона и лечь спать в те шесть часов, которые были в их распоряжении, но советские власти запланировали большой обед в их честь. Как культурные люди, они не могли отказаться. Поэтому они отправились на обед, но обнаружили, что «банкетная» еда слишком тяжела для их желудков. Не в силах ничего съесть, они сидели и наблюдали за остальными участниками пиршества. А потом, когда обед закончился, эти два Филеаса Фоггса 1926 года получили счёт на 952 золотых рубля. Им пришлось заплатить эквивалент 476 долларов за обед в их честь, который они даже не ели».

В планы американцев входило сесть на «Транссибирский экспресс» и прибыть в Харбин, но поезд вышел из Москвы 22 июня в 10 часов вечера, почти на сутки раньше их прибытия в СССР. Американцы решают догнать поезд на самолёте и оптимальным местом для пересадки выбирают Омск, в который экспресс должен был прибыть в первой половине дня 25 июня. За помощью они обращаются в Авиахим (сокращенное название общества друзей авиационной и химической обороны и промышленности, создавшегося 23 мая 1925 слиянием Общества друзей воздушного флота и Общества друзей химической обороны).

Авиахим пошёл навстречу, но, как вы понимаете, не бескорыстно – перелёт обошёлся путешественникам в 1000 долларов. Перед пилотом стояла сложная задача, пролететь по маршруту меньше чем за 30 часов. Для того времени – это была сложная задача. Французский лётчик Жорж Пеллетье д'Уази, совершавший перелёт Париж – Пекин, смог пролететь по этому маршруту за полтора дня. А датскому лётчику Андерсу Петеру Ботведу во время рекордного перелёта Токио – Москва на преодоление маршрута от Омска до Москвы понадобилось двое суток. Удивительное совпадение, но все эти полёты проходили в июне 1926 года.

Узнать о том, кто ещё из иностранных путешественников побывал в омском небе можно в подкасте «Трамплина» – Трамплин в прошлое: 3 истории в небе над Омском.

Полёт доверили товарищу Копылову

Советская пресса следит за участниками кругосветки, корректно не упоминая финансовые вопросы:

«Еще кругосветное путешествие. В нём участвует советский летчик.

Двое американских журналистов предприняли интересное кругосветное путешествие. Перед ними поставлено условие использовать в этом путешествии все виды транспорта. Сегодня журналисты должны были прилететь из Кенигсберга в Москву, откуда на самолете авиахима они отправляются в Омск. Там путешественники пересаживаются в курьерский поезд, на котором и последуют дальше.

Перелет от Москвы до Омска будет совершен на самолете «Все в авиахим», принадлежащем авиахиму СССР. Самолет будет управляться бывшим в прошлой году в Вологде летчиком тов. Копыловым, который вместе с бортмехаником Клочко пролетел уже в течение своей работы в авиации более 60.000 километров.

От Москвы по Омска — 2.400 километров.»

Выбор Junkers F.13 и экипажа В.Б. Копылов и А.С. Клочко был связан с тем, что у Авиахима высококлассных лётчиков было мало (Василий Копылов был выпускником Русского авиационного корпуса при Военной школе в английском городе Руислипе и одним из самых опытных пилотов в СССР), а исправный самолёт только один.

Пилот не принял деньги

Вылет состоялся ранним утром 24 июня 1926 года, и в советской прессе появляются заметки:

«Американские путешественники в Москве. Отлет в Омск на самолете „Севавиахим"

МОСКВА, 24 июня. Вчера в 5 час. 30 мин. вечера на самолете «Деру-Люфта» «Фокерс РР8» прилетели американские журналисты Эвенс и Уэльс совершающие кругосветное путешествие по железной дороге, на пароходе и самолете.

Самолет «Севавиахим» при летчике Копылове и механике Клочко вылетел вчера же, забрав американских путешественников. Прилет его в Омск намечен на 24 июня, в 9 час. вечера с тем, чтобы американцы могли пересесть в курьерский поезд, прибывающий в Омск в 11 час. 30 мин. утра. Из Омска они поездом отправятся до Харбина, откуда до Японии на самолете, а из Японии в Америку на пароходе».

Перелёт продолжался 28 часов (с двух часов утра 24 июня до 6 часов 15 минут утра 25 июня), из которых в воздухе экипаж и пассажиры провели 20 часов 15 минут. Вылетев из Москвы на Junkers F.13 «Все в Авиахим» Копылов без посадки за 11 часов пролетел от Москвы до Красноуфимска (с 2 до 13 часов 24 июня). А в 9 часов вечера 24 июня самолёт был уже в Кургане.

А следующим утром в советской прессе появились заметки:

«Американские путешественники прибыли в Омск.

ОМСК, 25 июня. В 6 час. 15 мин. утра по московскому времени прибыл самолет «Севавиахим», доставивший американских журналистов Эвена и Уэльса, совершающих кругосветное путешествие. Американские журналисты весь путь из Москвы до Омска по воздуху прошли в 20 час. 15 мин., сделав остановки в Красноуфимске и Кургане.»

Прилетев в Сибирь, Копылов отправил телеграмму с пометкой «Молния», о завершении перелёта. Из Москвы тут же полетели поздравительные телеграммы. Говорят, что и американцы отправили в Москву такую телеграмму: «Встречаем впервые такого пилота, которому по своей практике не знаем равных». В знак признательности Уэллс и Эванс попытались вручить Копылову 50 долларов, затем 10 червонцев, но пилот деньги не принял.

Американцы успели на поезд и продолжили путешествие.  Задержек и проблем больше не было, за исключением того, что советские органы запретили американцам вести киносъёмку по пути следования. Путешествие закончилось успешно:

«Эванс и Уэльс закончили кругосветное путешествие.

НЬЮ-ЙОРК, 15 июля, американские журналисты Эванс и Уэллс закончили свое кругосветное путешествие и вернулись в Нью-Йорк. Путешественники покрыли расстояние приблизительно в 18.700 миль, около 30.000 километров), в 28 суток и 14 часов, т. е. на 7 суток скорее, чем Джон Мирс, установивший в 1913 году рекорд быстроты кругосветного путешествия. Эванс и Уэллс проделали путь от Иокогамы (Япония) до Виктории (Британская Колумбия) на пароходе, а от Виктории до Нью-Йорка на аэроплане».

Уэллс напишет об этом путешествии книгу, назвав её незамысловато, в стиле Верна – «28 дней вокруг света». Несколько лет спустя он вернётся в СССР, познакомится в Москве с дочерью американского инженера, увлекавшейся авиацией…

Ну а самолёт с Копыловым оставался в Омске ещё полтора месяца.

В июле 1926 года в «Советской Сибири» одна за другой появляются заметки:

«Копылову и Клочко орден Красного Знамени.

МОСКВА, 15. (Роста). — Отмечая выдающиеся заслуги летчика и бортмеханика самолета «Авиахим» Копылова и Клочко в деле укрепления и развития советской авиации президиум ВЦИК постановили наградить их орденами трудового Красного Знамени. Копылов и Ключко, догоняя с американскими путешественниками Эдвансом и Уэльсом поезд, вышедший из Москвы в Харбин, установили мировой рекорд продолжительности безостановочного перелета в 11 часов.»

«Прогулки по воздуху.

ОМСК, 15. (Соб. корр.) Несколько дней над городом не прекращается гудение аэропланных моторов. Местный «Сопвич» и московский «Все в Авиахим», на котором в Омск прибыли из Москвы американские журналисты — производит массовые полеты для публики за небольшую плату — 3 р. 50 к. с члена Авиахима и 5 р. с прочих граждан. Желающих летать много. По учреждениям и предприятиям проходит запись желающих совершить прогулку на аэроплане в день праздника Авиахима, который в Омске празднуется 17 июля».

«Праздник Авиахима в Омске.

ОМСК, 20. (Соб. корр.). День Авиахима прошел с исключительный успехом. Заслуженный летчик Копылов совершал массовые полеты на самолете «Все в Авиахим», сотни трудящихся совершили воздушные прогулки над городом.»

И вот, в конце августа 1926 года в газете «Власть труда» выходит статья об итогах перелёта:

«ОМСК — МОСКВА В ОДИН ДЕНЬ

Неоднократно отмечались исключительные летние качества ряда советских пилотов. Несмотря на то, что наше молодое самолето - и моторостроение не может еще предоставить им машин с теми данными, при наличии которых французские летчики установили свои выдающиеся недавние рекорды, советские пилоты совершили уже несколько из ряда вон выходящих перелетов, заставивших даже враждебно настроенные по отношению к нам зарубежные круги говорить о наших успехах.

Когда пилот Авиахима Копылов и бортмеханик Клочко, обогнав опередивший их на сутки экспресс, прибыли через 26 часов после своего вылета из Москвы в Омск, пробыв в воздухе 20 летных часов и совершив две посадки — в Красноуфимске и Кургане, об их перелете, проделанном на сравнительно тихоходной машине Ю-13 (120—150 километров в час), заговорила но только советская, но и вся мировая пресса.

17 августа принесло нам новую победу: те же Копылов и Клочко на том же «перегоне» Омск — Москва побили ими же установленный рекорд, пройдя все расстояние, почти 2.700 километров в один день с одной только остановкой в Казани.

Вылетев из Омска 16 августа, в 12 час. 22 млн. ночи, самолет под управлением тов. Копылова прошел в 4 ч. 45 м. утра без посадки над Курганом, спустился в 12 час. 30 мин. дня в Казани, пробыв в воздухе на участке Омск — Казань (расстоянием в 1.820 клм.) без спуска 12 час. 8 мин.; продолжив после тридцатиминутной остановки в Казани полет. самолет благополучно снизился на московском аэродроме в 18 ч. 50 м., проделав этап Казань — Москва, расстоянием 795 клм. без спуска в 5 час. 10 мин.

Что дал этот новый перелет советской авиации?

Он еще раз подчеркнул выносливость, хладнокровие, выдержку и летное искусство советского летчика, еще раз обратил всеобщее внимание на то, каким быстрым темпом мы догоняем Америку и Запад в деле воспитания своих кадров искусных летчиков.

Обладай Копылов самолетом с теми же скоростями, как машины, которыми располагали Пелетье Дуази и Ботвед (200—220 клм. в час), он прошел бы расстояние Омск — Москва в 12—14 часов.»

А рекордные 28 дней вокруг света продержались всего два года и побил его… Джон Генри Мирс, но в это раз его путь через Омск не пролегал.

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.