Дата публикации: 17.05.2021
20 лет (с 1873 г. по 1893 г.) писал французский географ Элизе Реклю (1830 - 1905) многотомную географическую энциклопедию «Земля и люди». В каждом томе было множество таблиц и иллюстраций, рассказывавших об особенностях того или иного региона. Были там страницы и об Омске.
В 1881 году в Париже вышел шестой том «Nouvelle geographie universelle: la terre et les hommes». И этот 963-страничный фолиант был посвящён азиатской части России. Есть в этой книге и энциклопедическая справка об Омске, и две замечательные гравюры с видами города.
Об Омске Реклю писал так: «Омск построен в степи, на обоих берегах Оми, при слиянии этой реки с Иртышем; кроме того, он находится на главном сибирском тракте и в поясе русской колонизации, разделяющем киргизов (казахов) на юге и татар на севере. Крепость его, которая ещё существует на правом берегу Оми, сделалась резиденцией высшей военной и гражданской администрации края (Главное управление Западной Сибири), и местная торговля извлекла выгоды из этого обстоятельства. В Омске, который добивался чести сделаться, со временем, местопребыванием Сибирского университета, главное учебное заведение – военная гимназия, где учатся около 350 воспитанников; при этой школе имеется музей естественной истории. В 1877 году в этом городе основался один из отделов Русского географического общества (Западно-Сибирский), имеющий задачей научные исследования по всей Западной Сибири.
На восток от Омска главная сибирская дорога следует вверх по долине реки Оми, где находится почти на половине пути от Иртыша до Оби город Каинск, на берегу Оми, в центре Барабинской степи. В числе его жителей насчитывается несколько сот евреев, сосланных на поселение и водворённых в этой части Сибири за контрабанду (О еврейском историческом наследии в Сибири «Трамплин» рассказывал в материале «Гумпросвет: как, переехав в Омск, стать экспертом проектов «Arzamas» и «Сэфер»).
На берегах Иртыша, между Омском и Тобольском, на расстоянии около тысячи вёрст по извилинам реки, в настоящее время существует только один город, Тара, лежащий на левом берегу Иртыша, напротив впадения реки его имени. Будучи гораздо более древним русским поселением, чем Омск, так как основание её относится к концу шестнадцатого столетия, Тара пользовалась прежде выгодами, которыми впоследствии овладел Омск, как пограничный военный город, и отсюда в прежнее время отправлялись все военные экспедиции против киргизов. Между постоянными жителями города находятся ещё магометане-бухарцы, потомки купцов из Татарии, которые поселились в Таре, когда она была главным рынком окружающей страны. При Петре Великом здесь было перебито, по приказанию царя, около семи сот жителей – раскольников, отказавшихся принести присягу на верноподданничество. С той эпохи Тара, которая, впрочем, стоит в стороне от главного сибирского тракта, принадлежит к числу городов, наиболее медленно возраставших».
В 1884 году вышел перевод книги Реклю на русский язык – «Россия Европейская и Азиатская. Т. 2. Азиатская Россия и Среднеазиатские ханства», но «омских» гравюр, к сожалению, в этом переводе не было (всего в этом издании отсутствовали сто двадцать страниц оригинала).
А в издании 1881 года есть две гравюры, созданные известным французским художником, иллюстратором и гравером Шарлем Барбаном (Charles Barbant) (1844-1922), прославившимся иллюстрациями к книгам Жюля Верна и учившегося у Густава Доре мастерству цветной гравюры на дереве. Гравюры на дереве выполнены по фотографиям Тейлора (Taylor).
Первая гравюра названа просто – «Омск». И на ней представлен вид на центр города с устья Оми. В центре мы видим Свято-Ильинский собор, разрушенный в 1935 году. Фотограф (или художник, потому что сложно понять сделана ли гравюра по рисунку или по фотографии) находился в районе пристани на Оми.
Вторая гравюра называется «Общий вид Омска» и здесь тоже виден исторический центр города с правого берега Оми. Автор прошёл несколько десятков метров и перед нами новый ракурс. Вид города здесь уже несколько другой, и Ильинская церковь не видна, но в центре кадра возвышается Пожарная каланча на здании полицейского управления, которую мы видели на первой гравюре.
Вторая гравюра интересна ещё и тем, что она представлена в двух вариантах – чёрно-белом и цветном. Цветная гравюра передаёт реальные цвета весьма условно, но образ получается более жизненный. Складывается ощущение, что перед нами какой-то торг в выходной день.
«Трамплину» было бы интересно узнать ваши предположения о месте съёмок и событиях, запечатлённых на гравюре.