Дата публикации: 16.10.2021
«Трамплин» недавно вспоминал о первых кооперативных домах в городе, сегодня – продолжение истории. Государственное жилое строительство в первой половине 1920-х годов практически не велось. Не было ресурсов, так в созданном в 1924 году Омском государственном строительном тресте к 1926 году было всего лишь несколько лебёдок, ломы, лопаты и носилки, а об экскаваторах, подъёмных кранах и бульдозерах никто даже и думать не мог.
В город прибывало всё больше рабочих на строящиеся заводы, всё больше помещений требовалось для растущего количества «советских и партийных органов». По переписи 1926 года в 506 городах РСФСР жилая площадь составляла 87 млн кв. м, из которых на Москву и Ленинград приходилось 26 млн кв. м.
Многим омичам приходилось жить в нечеловеческих условиях
Средняя норма по всем городам СССР составляла 5,9 кв. м. при минимальной жилищной норме в 8 кв. м. В стране не хватало 36 млн кв. м. жилья. В Омске отклонение от средней нормы было значительным. С учётом всех используемых для жилья помещений, на одного горожанина приходилось лишь 4,8 кв. м. (и это при том, что треть рабочих жилищ составляли землянки). Обеспеченность жильём в Омске была примерно равной ситуации в Свердловске (нынешний Екатеринбург) или Нижним Новгороде. Заметим, что в Новосибирске ситуация была ещё хуже – каждый житель мог претендовать только на 4,1 кв. м.
Омскгоркомхоз пытался переломить ситуацию. Так, летом 1924 года 137 земельных участков были отведены для индивидуального строительства в поселках Порт-Артур и Сахалин. А для того, чтобы быстрее решить жилищную проблему в 1926–27 годах Омский городской Совет разрешил строительство 325 домов с земляными стенами.
Как говорилось в изданной в 1932 году книге «Строения из трамбованной земли» у нас имеются огромные богатства сырья, вполне пригодного для строительных целей, но совершенно неиспользованные как стройматериал. Это — повсюду имеющаяся грунтовая земля.
Постройки из землебита теплы, огнестойки, гигиеничны и весьма экономичны. Земляная масса для этих построек в большей части получается на месте, и потому расходы на эти постройки заключаются лишь в стоимости рабочей силы и недорогого инвентаря
Построено же землебитных домов было намного больше – в то время на самовольное строительство (как, порой, и сейчас) ещё смотрели «сквозь пальцы». Многие здания строили по каркасно-засыпной технологии, когда внутреннее пространство между тонкими стенами засыпалось соломой, мхом, торфом или шлаком. При строительстве землебитных и каркасно-засыпных домов была возможность использовать подручные материалы, отходы производств, и всё это с минимальным количеством инструментов и в короткие сроки.
«Мариупольские землянки» находились рядом с заводом Минея Мариупольского и в них жили многие его рабочие
Это был выход, а в сравнении с «мариупольскими землянками» (о судьбе Минея Мариупольского «Трамплин» уже рассказывал в материале «Большая купеческая семья прививала омичам любовь к кино, фруктовой-ягодной и минеральной воде»), жить в которых приходилось в ужасных условиях.
Одновременно с ними в городе появились группы достаточно похожих деревянных двух- и одноэтажных домов в разных районах Омска и Ленинск-Омского – на улицах Маяковского, Октябрьской, Карбышева, Вокзальной, Ангарской и Братской.
Часть из этих домов были украшены социалистической символикой, как на доме на Броз Тито, 5А, а часть получила простые лаконичные формы. Дома строились по тем же технологиям, что и до 1917 года и внешне похожи на возведённые в конце XIX века дома по улице Почтовой (журналисты «Трамплина» в апреле участвовали в субботнике и помогали очистить дворы и территорию вокруг домов на Почтовой 34 и 37).
Некоторым зданиям повезло, и их можно увидеть и сейчас, о некоторых мы можем узнать только из старых фотографий.
Построение омских пожарных расчётов передомами на улице Маяковского 11 и 13
Проще всего омичам увидеть дома по улице Маяковского 11/13, построенные в 1927 году для работников водоподъёмной станции (и вновь отметим, что они были кооперативные, построенные не за счёт государства). Два деревянных здания, получивших ещё в 30 лет назад охранный статус, были признаны аварийными в 2008 году, но оставались жилыми до 2009-го.
Как часто происходит с выселенными домами, в них произошёл пожар, выламывались окна, разрушались стены, полы, крыша. Было несколько архитектурных проектов, предлагавших разную судьбу для этих объектов – от сноса и возведения на их месте 12-этажки, до встройки их в «Дом творческих союзов», офисно-деловой центр или жилой комплекс.
В 2020 году был реализован самый «щадящий» проект, благодаря которому и инвестор смог получить необходимые ему офисные площади, и город сохранил внешне узнаваемый облик домов. По сути, был возведён новый дом с железобетонным каркасом и кирпичными стенами, но фасад выполнен из аутентичного материала – деревянного сруба строений 1927 года. Решение окрасить сруб в тёмный цвет с яркими бирюзовыми котрналичниками может вызвать некоторые вопросы, но акцентирование на внешнем декоре позволяет понять замысел зодчих, работавших около 100 лет назад.
А вот целому кварталу аналогичных (не только по используемому материалу, но по оформлению, декору) деревянных домов по улице Октябрьской не повезло – их снесли и увидеть мы их можем только на старых фотографиях (на их месте теперь шиномонтажная мастерская и автомойка). Ценность этих утраченных зданий ещё и в том, что они являются первыми образцами серийного домостроительства в городе.
Дома по Октябрьской 125,127 и 129 давно уже снесены
По несколько иному проекту были построены дома в Ленинске-Омском (в то время район площади Серова, современного железнодорожного вокзала, Привокзальный посёлок, район улицы Труда были самостоятельным динамично растущим городом, опережавшим по приросту жителей сам Омск. В 1926 году численность жителей Омска увеличилось на 5,3 %, в сравнении с 1923 годом, а в Ленинск-Омский за это время стал больше на 14,1 %).
В доме на Октябрьской любители модерна увидят и интересное остекление, и башенку, и интересную форму слухового окна
На площади III-го Интернационала (сейчас это квартал, ограниченный улицами Братская, Котовского, Ангарская и проспектом Маркса) был возведён целый городок из двухэтажных домов, Они отличались меньшим внешним декором, в сравнении со зданиями на Маяковского или Броз Тито. Но развитые ризалиты (ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты) вносят разнообразие в пространственную организацию фасада этих простых срубов. Ещё одним отличием стали и более широкие окна, придающие большую торжественность фасадам и позволяющие полнее использовать естественное освещение.
Дома на площади III-го Интернационала в Ленинске-Омском
Дома в Ленинск-Омском строились по трём разным проектам. Одноэтажные на две семьи можно увидеть не только здесь, но и в районе улицы Труда и Привокзальном посёлке, а двухэтажные были одно- и двухподъездные.
Интересны и контрналичники. Если у домов по Октябрьской и Маяковского исследователи видят влияние и элементы декора, свойственные русскому модерну, то в зданиях, стоявших в районе площади III-го Интернационала, видны элементы, свойственные дорическому ордеру.
На Ангарской 9 сохранился жилой одноподъездный дом, а напротив него стоит неиспользуемый с 2013 года двухподъездный (ещё один дом стоит рядом. Но в отделанный жёлтым сайдингом и надстроенный мансардным этажом он неузнаваем). Большинство строений с площади III-го Интернационала были снесены в 1950-70-е годы, и эти два деревянных дома нуждаются в охране (как выглядят сейчас дома по улице Ангарской можно в галерее).
А всего лишь год спустя Горкомхоз (городской отдел коммунального хозяйства) 162-тысячного Омска постановил: «От постройки бревенчатых домов отказаться в пользу кирпичных. Жилые дома строить не ниже двух этажей». И началась иная история развития омского жилого строительства, о которой «Трамплин» расскажет позднее.
Напомним, что мы подготовили для вас замечательную серию подкастов, посвящённых строительству и истории Омска, которые не только скрасят досуг, но и порадуют полезными знаниями о городе:
- «Всё идёт по плану». Эпизод 1 «Случайность и закономерность»
- «Всё идёт по плану». Эпизод 2 «Шпрингер, шведы и Вобан»
- «Всё идёт по плану». Эпизод 3 «Форштадты и слободы - кто их придумал?»
- «Всё идёт по плану». Эпизод 4 «О красных фонарях, безымянных кладбищах и шотландце Гесте»
- «Всё идёт по плану». Эпизод 5 «3 имени Любинского проспекта»
- «Всё идёт по плану». Эпизод 6 «О торгашах, Красном Поезде и вырубке Любиной рощи»
- «Всё идёт по плану». Эпизод 7 «Случайность и закономерность»
- «Всё идёт по плану». Эпизод 8 «Миф о БЕЛОЙ столице»