Дата публикации: 25.11.2021
«Трамплин» продолжает публиковать исторические материалы с IV международной научно-практической конференции «Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие», которая прошла в Омске. В предыдущих статьях мы рассказали о найденном списке жертв взрыва у резиденции Колчака и мемуарах белых генералов о Верховном правителе России.
Историк Алексей Владимирович Сушко выступил с докладом «Поповский мятеж 1918 года в Омске: к оценкам религиозности населения в эпоху русской смуты». Цель выступления состоит в том, чтобы сопоставить события с оценками белых мемуаристов, которые писали о неверующем населении страны как одной из причин Гражданской войны.
Есть три версии причины поповского мятежа в Омске:
- Это организованное антисоветскими силами выступление, заговор с целью свержения «красной» власти.
- Был элемент стихийный и при этом был элемент организованных антисоветских групп, которые пытались воспользоваться этими событиями.
- «Выражения «Попов» и «мятеж» — это большевистский штамп, который не выражает сущности происходящих событий. Было выступление верующих в Омске, которые просто желают выразить свою гражданскую позицию и защитить церковь».
Сушко считает, что было стихийное неорганизованное выступление верующих, недовольных гонениями на церковь, при этом событиями воспользовались организованные антисоветские группы. Один из аргументов в пользу такого вывода: представители советской власти, по многим свидетельствам, в ходе волнений стрелялись.
Обычно в советских изданиях назывался один день поповского мятежа - 19 либо 20 февраля 1918 года. В них писали, что в результате ареста правящего архиерея епископа Сильвестра начались массовые выступления по свержению советской власти. Учёный считает, что они начались ещё в районе 15 февраля, когда состоялось собрание Омского духовенства и был организован Крёстный ход. В ответ на это советская власть арестовала Сильвестра и в городе начались массовые беспорядки с кровопролитием. А первый омский новомученик Николай Цикура был убит при этих массовых выступлениях.
Иконописное изображение преподобномученика Николая (Цикуры) Омского
В беспорядках участвовало порядка 10 тысяч человек. Для Омска, население которого тогда составляло около 120 тысяч, это безусловно, было много. Фактически каждый десятый взрослый житель города вышел на улицу.
Генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин, заместитель верховного правителя России в ходе Гражданской войны 1917-1922 годов (1872 -1947)
О безрелигиозности в стране того времени высказался один из ключевых лидеров белого движения генерал Деникин: «Религиозность русского народа, установившаяся за ним веками, к началу XX столетия несколько пошатнулась. Как народ-богоносец, народ вселенского душевного склада, великий в своей простоте, правде, смирении, всепрощении — народ поистине христианский терял постепенно свой облик, попадая под власть утробных материальных интересов, в которых сам ли научался, его ли научали видеть единственную цель и смысл жизни».
Железнодорожный чиновник Волков тоже имел на это своё мнение: «Русский человек не за 30 серебряников, а за пятиалтынный продал всё: честь, родину, и даже собственную совесть. Не знаю также, почему русского крестьянина считали глубоко верующим. О религии своей, в большинстве, он имел самое смутное представление...».
Учитывая количество мятежников, Сушко считает, что народ был религиозен, иначе столько людей не вышли бы на улицу. Под их давлением красным пришлось отпустить архиерея и ещё несколько человек под подписку о невыезде.
Но через год с небольшим колчаковская власть при поддержке того же самого архиепископа Сильвестра объявила Крестовый поход против большевизма. По словам очевидцев он собрал всего лишь несколько сотен участников. Принимая всё это во внимание встаёт вопрос: куда делись религиозность и желание защитить церковь? Историк констатирует, что правительство Колчака и поддерживающее её духовенство уже не имели массовой поддержки от населения. И все их многочисленные призывы, активно проводившиеся белой пропагандой: «Защитим веру православную от безбожников большевиков», большинством игнорировались.