Дата публикации: 13.09.2022
Этим материалом мы начинаем новую рубрику «Город-сад», в которой будем рассказывать о том, как «гадкий городишко», где «деревьев почти нет» превратился в настоящий город-сад, и в каком состоянии теперь находится наше зелёное наследие. Автором первого выпуска рубрики стал Максим Чупин, историк и эко-волонтёр.
Мы хотим показать, что знание истории даёт возможность совершенно по-другому взглянуть на Омск, может сделать интереснее простые прогулки по городским садам и паркам. И призываем ещё раз или даже для кого-то впервые побывать в местах, про которые расскажем.
Вновь стали актуальны разговоры о возможной застройке территории рядом с дендросадом им. Г. И. Гензе. Значимость этого места для озеленения города сложно переоценить, однако далеко не всем омичам это хорошо известно. Поэтому первая статья рубрики посвящена именно этому уникальному памятнику природы.
Исторический комплекс и зелёный уголок, который не замечают
Юг западносибирской части России находится на окраине лесостепи и переходит к степным и почти безлесным пространствам. Лишённые драгоценного меха и полезных ископаемых, в XVIII и особенно в XIX веке эти места привлекли крестьян своим чернозёмом. В XIX веке на территории нынешнего Аграрного университета и на прилегающих к нему пространствах стали устраиваться сельскохозяйственные исследовательские и образовательные центры, созданные для увеличения сельскохозяйственной продукции, улучшения её качества и разнообразия, сохранения плодородия почв. В то время территория вокруг нынешнего ОмГАУ не входила в черту города и была окружена посёлками. В этом месте от нынешнего Агарного университета вплоть до СибАДИ в разное время были расположены опытные сельскохозяйственные поля, школы, Сельскохозяйственное училище (ныне главный корпус Аграрного университета) и древесный опытный питомник при лесной ферме.
Первый корпус ОмГАУ — бывшее здание Сельскохозяйственного училища, которое открылось в 1912-м году
Развитие сельскохохяйственной науки и практики в Омске активно продолжалось в советское время. После революции в 1918-м году был открыт сельскохозяйственный институт, затем объединенный с училищем. Для вуза строились новые здания и в 1927-м году был устроен ботанический сад — один из старейших в Сибири. В округе открывались новые исследовательские учреждения. К 1970-м годам здесь сформировался комплекс зданий, связанных с сельским хозяйством и сельскохозяйственными науками. Отличительной чертой этого комплекса был значительный зелёный массив, который позволяет считать это место зелёной зоной. А поэтому этот комплекс отлично подходит для прогулок, но немногие его замечают. Сейчас он расположен между улицами Красный путь с юга, проспектом Королёва, улицами Берёзовой и 2-й Кольцевой с севера, местами выходя за границы этих улиц. Кроме Аграрного университета он включает СибНИИСХоз (сейчас Омский аграрный научный центр) и Агрохимцентр, завод молочной продукции «ВНИМИ-Сибирь, Омский экспериментальный завод.
На окраине этого комплекса находилось и садово-оранжерейное хозяйство — Совхоз «Декоративные культуры», а в 1948-м году на его месте по проекту Ануфриева был заложен питомник, где растения из других стран и регионов адаптировались к сибирским условиям. С 1965-го года адаптацией растений руководил человек, именем которого названо это место — Герберт Иванович Гензе. Таким образом, место для дендросада было выбрано не случайно. Он является частью комплекса, связанного с историей сельского хозяйства, агрономической и лесной науки Омска. И вся территория сада относится к этому комплексу, имеет общую историческую идентичность и является историческим наследием.
Герберт Иванович Гензе — человек-сад
Начало жизни Герберта Ивановича Гензе (1904–1997) не было связано с Омском. Он родился в Саратове в семье поволжских немцев. Отцу Герберта Ивановича в начале XX века удалось устроить сад площадью в 2 гектара. Через всю жизнь Герберт Иванович пронёс детскую мечту о золотой ёлочке, вдохновлённую рождественской фигуркой золотистой ели. Вместе с отцом Герберт Иванович ездил за саженцами к академику Мичурину, встречу с которым Гензе запомнил на всю жизнь. В дальнейшем он окончил Саратовский сельскохозяйственный институт, а перед войной учился на финансово-экономическом факультете одного из столичных вузов. В Москве Гензе слушал лекции другого классика биологической науки — генетика Вавилова. Герберт Иванович считал себя его учеником и последователем. Вскоре Вавилов будет осуждён по сфабрикованному делу, и Гензе также не удастся уберечься от репрессий. И в 1941-м году в возрасте 37 лет после истощающих работ по рытью котлованов Герберт Иванович в числе депортированных немцев оказался в Омской области (в Лузино и Любино), где руководил выращиванием сельхозпродуктов для трудармии.
После войны Герберт Иванович работал в сельскохозяйственном отделе «Омскстроя» агрономом, а с 1954-го года — в отделе зеленого строительства Омского горисполкома. И только после 60-летия и выхода на пенсию в 1965-м году Герберт Иванович устроился в совхоз «Декоративные культуры» заведующим дендрологическим отделом, где проработал до 1993-го года. Этот сад совхоза был заложен в 1948-м году, в то время его площадь равнялась 1 гектару, в 1960-е площадь увеличили до 8 гектар. Целью создания дендрария было производство семян и саженцев для озеленения Омска. Значительную роль в создание и развитие сада внёс также директор сада Вальтер Шмидт, как и Гензе, агроном и немецкий спецпоселенец, — он привозил из командировок экзотические растения для дендросада. Главный агроном дендрария Сырвачев начал выписывать из Ботанических садов СССР семена редких растений, например, голубой ели из Нальчика. Другой главный агроном Сухих в 1965—1987 гг. также активно пополнял коллекцию сада, так, вместе с Гензе он привёз женьшень с Кавказа. Вениамин Шабуров из Свердловска доставил в Омск саженцы пирамидального тополя и шаровидной ивы. Сотрудница дендросада Нина Копылова вспоминала, что официального финансирования сада практически не было, помогал Горисполком, Нефтезавод, семьи, друзья и просто горожане — и это вместе с энтузиазмом и профессионализмом сотрудников сада обеспечило его развитие.
Герберт Гензе
Сейчас нам сложно представить омские улицы без голубой ели у ТЦ «Омский» и пирамидальных тополей у Тарских ворот — эти растения приспособил к условиям Омска Герберт Иванович Гензе. Кроме них, усилиями дендролога к сибирским условиям были адаптированы серебристый пирамидальный тополь, который «не пушит», махровая сирень, барбарис, шаровидная ива. Гензе удалось вывести и ту самую золотую ель, о которой Герберт Иванович мечтал с детства.
Чтобы адаптировать североамериканскую голубую ель к сибирским условиям, Герберт Иванович прививал ветви голубой ели к ели сибирской, которая хорошо приспособлена к местному климату. Также он опылял голубую ель пыльцой других хвойных растений. В результате многочисленных посадок, ускорения созревания, сортировки наиболее удачных экземпляров, Герберту Ивановичу удалось вывести такие голубые ели, которые выдерживали сибирские морозы. Современники вспоминали, что Герберт Иванович почти всё время проводил в саду. Сохранилась байка: когда жена Гензе 85-летняя Мина Фёдоровна спрашивала его ученика Константина Родионова, есть ли у Герберта Ивановича любовница и куда девается его зарплата, Родионов отвечал, что любовницы у него нет, а зарплату Герберт Иванович тратил на фотоматериалы и книги. Кроме работы по интродукции (адаптации) растений, Гензе регулярно по нескольку раз за день совершал обход сада (летом пешком, а зимой — на лыжах), давал задания подчинённым. Изменения в саду он фиксировал с помощью фотоаппарата. При руководстве Гензе в дендрарии активно выращивали саженцы деревьев для Омска и его окрестностей. Герберт Иванович вспоминал, что во время его приезда в Омск «здесь было голое место, степь, пыль, негде было даже отдохнуть».
В начале 1990-х гг. Гензе не хотел уезжать из Омска, но у него умер сын, а затем и жена — и Герберт Иванович остался один. В 1993-м году он переехал к дочери на постоянное жительство в Германию, где в 1997-м году скончался. Уже 28 июня 1994-го года дендросаду присвоили статус регионального памятника природы, а 17 ноября 2013-го года, в день рождения Герберта Ивановича, благодаря обществу российских немцев Омска, был установлен памятный камень. Имя Герберта Гензе дендросаду было присвоено 23 июля 2014-го года.
Памятный камень в дендросаду
Более подробно о Г. И. Гензе можно прочитать в статье Виктора Гоношилова, а литературу об истории сада можно найти в библиографическом справочнике «Памятники природы города Омска».
Значение дендропарка для Омска
Если идею города-сада считать частью советской утопии, то эта её часть если не стала реальностью в Омске, то, по крайней мере, была к ней близка. Засаженные деревьями улицы города в советское время вели к скверам и паркам, с 1960-х годов Омск считался одним из самых зелёных городов СССР. И около 90% всех зелёных насаждений Омска связаны с омским дендросадом. Зелень не только компенсировала часть вредных выбросов растущей промышленности и уменьшала их вред для здоровья, но и защищала город от степных пыльных бурь. Часть посадочного материала зелёного Омска использовалась для озеленения других областей Сибири и Казахстана, в том числе и его столицы — современного Нур-Султана.
В 1990-е годы российская наука и культура в целом переживали тяжёлые времена. К сожалению, статус особоохраняемой природной территорий, полученный садом в 1994-м году, не спас дендрарий от недостатка внимания и финансирования. К началу 2000-х гг. в саду умирали деревья, зарастали аллеи, в саду образовались свалки, а ЗАО «Декоративные культуры», к которому относился сад, было объявлено банкротом. Часть сада оказалась застроена коттеджами. В ботанических садах, дендропарках как особом типе охранных территорий, разрешено благоустройство. Так, в дендросаде им. Гензе оно проводится с 2005-го года, когда Правительством Омской области было принято решение о возрождении сада и увеличении селекционной коллекции древеснокустарниковых культур. Дендрарий очистили от мусора и дикой поросли. Сейчас сад благоустроен и очень ухожен. По территории проложены дорожки, установлены лавочки и беседки, часть деревьев образует живые изгороди. Устроен пруд с японскими карпами кои, которых можно покормить, в парке обитают птицы и белки. Всё это вместе с уникальным видовым составом флоры делает сад прекрасным местом для прогулок и фотосессий. Парк открыт для посетителей, которых сопровождают экскурсоводы.
Фото с официального сайта Дендросада им. Г. И. Гензе
Работы по восстановлению и развитию дендросада не затронули половину памятника природы, которая в 2021-м году была выделена из дендросада в отдельную охраняемую территорию, где разрешена частичная застройка. За сохранение целостности памятника природы выступили известный эколог Сергей Костарев и правнучка Гензе — Полина Мельникова. Сейчас за оспаривание решения о разделении дендросада борется движение «Защитим Дендросад».
Посещение дендрария, кроме дней открытых дверей, платное. Вход стоит от 150 до 200 рублей. За эту сумму проводятся групповые экскурсии. Перед посещением обязательна предварительная запись. Узнать подробнее об экскурсиях и записаться на них можно на официальном сайте. Также можно подписаться на страницу дендросада Вконтакте, чтобы получать оперативную информацию о мероприятиях сада. Советуем посетить сад в разные времена года.
Фото с официального сайта Дендросада им. Г. И. Гензе
Автор: Максим Чупин
Читайте также:
-
«Ёлки не цветут»: школьники сняли мультифильм о создателе омского дендросада Герберте Гензе
-
Как Омск спроектировали городом-садом, используя идеи английского социолога-утописта
-
Люди места: яблоки, несгибаемость и руки-корни Павла Комиссарова
-
Гид по главным цветущим улицам и паркам Омска
-
Наука в лицах: экологический портрет Омска