Необходимая стена

Дата публикации: 30.11.2022

Название «стена Эльворти» наводит на мысль, что строил её итальянец. Однако ничего общего с Италией она не имеет: архитектор – русский, Эльворти – британцы, а стена и не стена вовсе, а руины сгоревшего склада. Но обо всём по порядку.

 

 

Здания на Тарской, 6 и 8 появились после Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки 1911 года. Уникальное для всего Зауралья мероприятие привлекло около 3 тыс. участников из Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы, Тулы, городов Поволжья и Урала. Были и представители иностранных фирм из Германии, Австро-Венгрии, Англии, Дании и США.

 

Благодаря выставке в Омске, крупнейшем в начале XX в. торгово-промышленным центре за Уралом, появились представительства многих зарубежных компаний, усиливших его экономический рост. Среди них был и филиал акционерного общества «Эльворти» – главного производителя сельхозтехники в Российской империи.

 

Англичане в России

 

Роберт и Томас Эльворти родились в британском графстве Сомерсет. Их отец был богатым фермером, но желал сыновьям более лёгкой доли, поэтому отправил их на учёбу в Бостон, где они стали инженерами в сельскохозяйственной сфере.

 

После учёбы Томас нашёл работу, связанную с производством сельскохозяйственных машин, и вскоре начинал представлять интересы работодателя в Румынии.

 

Томас Эльворти (1847–1892)

 

Роберт уехал в США, где построил успешную карьеру в Балтиморской мостостроительной компании. Так, при его активном участии в 1871 г. через Миссури возле Сент-Луиса был возведён мост Сент-Чарльз, ставший самым большим сооружением подобного типа в США.

 

Роберт Эльворти (1846–1925)

 

В том же году он получил от брата предложение об открытии своего дела. Томас писал, что в Восточной Европе сельскохозяйственная отрасль начинает активно расти и остро нуждается в технике. Вскоре Роберт переехал к брату.

 

Почему Эльворти остановили свой выбор на Российской империи, история умалчивает, но почему в итоге они остановились в Елисаветграде (ныне Кропивни́цком) Херсонской губернии, объясняет семейная легенда. Конечно же, из-за женщин, с которыми братья познакомились, едва приехав в город! Но романтика – штука непрагматичная, а вот отсутствие в городе крупной промышленности, большое количество рабочих рук и железная дорога, ведущая к морскому порту, – более весомые факторы для открытия бизнеса.

 

Уже в 1874 г. братья основали собственное предприятие по ремонту сельскохозяйственной техники, впоследствии ставшее акционерным обществом «Роберт и Томас Эльворти». Роберт стал конструктором, Томас – управляющим.

 

В 1877 г. появился первый производственный корпус завода, в котором с 1880-х гг. началось изготовление молотилок, сеялок и маслобоек. На полную мощность завод заработал в 1908 г., значительно расширив ассортимент.

 

Реклама продукции акционерного общества «Эльворти»

 

Когда в 1892 г. от болезни лёгких умер Томас, Роберт взял на себя обязанности управляющего. Позже семейное дело подхватили его старшие дети – Томас и Эдвард. Именно Эдвард стал представлять компанию в Омске.

 

 

Череда потерь

 

Дела шли успешно: предприятие росло, продукция получала высокие международные награды, филиалы компании открылись в 52 городах империи и за рубежом. Завод, ставший градообразующим предприятием, производил 10 % сельхозтехники в стране.

 

В годы Первой мировой войны завод также выпускал боеприпасы, миномёты и другое военное снаряжение. Но последовавшая за ней Октябрьская революция лишила Роберта Эльворти не только дела всей жизни, но и старших сыновей.

 

Эдвард, призванный на фронт из Омска, погиб в 1915 г. в Турции во время Дарданелльской операции, Томас – в 1917 г. во Франции. Эдвард долго считался пропавшим без вести, и Роберт приложил все силы, чтобы узнать о судьбе сына. Он даже приезжал в Стамбул, где после провала операции было много британских солдат. Возможно, именно его история легла в основу фильма Рассела Кроу «Искатель воды»…

 

Сам Роберт Эльворти уехал из России в 1913 г., поскольку здоровье уже не позволяло постоянных переездов. На родине, как и в Елисаветграде, он активно занимался благотворительностью.

 

После окончания войны Роберт предпринял несколько попыток получить компенсацию от большевистского правительства, но вышло наоборот: из-за угрозы подрыва завода ему пришлось выплатить новым владельцам почти четыре миллиона рублей. А в 1919 г. завод национализировали. Вскоре его переименовали в «Красную звезду», и только в 2016 г. историческое название «Эльворти» было возвращено.

 

 

А в 2004 г. по инициативе рабочих и меценатов на предприятии появились памятник, посвящённый основателям, и музей.

 

Эльворти в Омске

 

Ещё до начала Первой Западно-Сибирской выставки Эльворти стал делать шаги по закреплению в перспективном регионе. В апреле 1911 г. акционерное общество присмотрело для покупки 800 кв. саженей земли (чуть больше 3600 кв. м) между театром и мужской гимназией, на Базарной площади (ныне там Театральный сквер). На это же место претендовало товарищество «Работник», но в итоге его не получил никто. У аптекаря А.Ф. Розенплетера компания купила небольшой участок (547 кв. саженей, то есть почти 2500 кв. м) на углу Базарной и Тарской улиц.

 

Выставка прошла успешно: продукцией акционерного общества в Сибири заинтересовались, были заключены сделки. В том же году было начато строительство филиала. Компания планировала основательно закрепиться на региональном рынке, поэтому не жалела средств. Реализовал это желание красноярский архитектор Леонид Чернышёв, проектировавший для компании выставочный павильон.

 

Павильон, спроектированный и построенный Л. Чернышёвым

 

В 1913 г. и особняк, и примыкающий к нему склад были достроены. Малый архитектурный ансамбль из трёхэтажного здания конторы и четырёхэтажного склада сформировал восточную границу Соборной площади.

 

 

Его дизайн был необычным для того времени: популярный модерн сочетался с мавританскими мотивами. В отделке применялись редкие для Сибири того времени материалы: кафельная плитка, выпуклые линзоподобные стекла. Фасады зданий украшала лепнина с цветочным орнаментом.

 

varandej.livejournal.com

 

Особо восхищал современников французский козырёк главного входа, перенесённый с выставочного павильона компании. Его крыша представляла собой лучи из прозрачного стекла, а карниз был изготовлен из цветного. Поддерживали козырёк изящные кованые кронштейны.

 

Первый этаж дома представлял собой операционный зал, в котором заключались сделки. На втором находились конторы делопроизводителей, а на третьем – квартира Эдварда Эльворти.

 

belyaefff.livejournal.com

 

Склад, отличавшийся огромными окнами и механическими подъёмниками, был вплотную пристроен к конторе. С другой стороны от неё находилось двухэтажное здание, в котором служащие фирмы помогали покупателям знакомиться с продукцией: демонстрировали машины, подбирали запчасти, предоставляли каталоги.

 

Столетняя история

 

Дом Эльворти проработал «по специальности» до 1919 г., пока не закончились складские запасы. В 1920-х гг. его собственником стал Сибсельмаш, а в двухэтажной пристройке на рубеже 1920-1930-х гг. размещалась биржа труда.

 

 

В 1961 г. дом Эльворти отдали подразделению УВД и организовали в нём АТС. Станция проработала до 1989 г., после чего в 1990-х здание купил Инкомбанк.

 

 

Владелец провёл капитальный ремонт, изменив внешний вид и интерьер особняка, из-за чего уникальный козырёк, кованые перила лестниц и интерьеры помещений были утрачены. Но ещё до ремонта произошла катастрофа.

 

В 1982 г. здания охватил сильный пожар, из-за которого перекрытия и стены склада рухнули. Экспертиза отметила капитальность сооружения, благодаря которой стена и выстояла. Её обили жестью, покрыли штукатуркой и по традиции прикрыли баннером с нарисованными окнами. В 2010-х гг. здание попытались выкупить, но сделка не состоялась.

 

Фото Игоря Фёдорова

 

Остатки ансамбля признали памятником архитектуры регионального значения, но о реставрации складского здания вопрос не поднимался. Стена Эльворти, возможно, единственный каменный омский памятник, по восстановлению которого ни общественность, ни власть не предложили ни одной конкретной идеи.

 

 

Стена, конечно, объект экзотичный, но всё же в сердце города хочется видеть не огромный баннер, а что-то более реальное. И хорошо бы, если при восстановлении здания удалось возродить предпринимательский дух братьев Эльворти.

 

Автор: Анна Подоляк

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.