Дата публикации: 2.01.2023
Чугунолитейный механический завод С.Х. Рандрупа, «Красный пахарь», завод им. В.В. Куйбышева, Агрегатный завод, завод № 20 – далеко не полный перечень названий первого промышленного предприятия Омска. Однако самым народным оказалось название «Агрегатный», которое и будет использоваться на протяжении всей статьи.
Всё началось в 1899 г., когда датский предприниматель Сёрен Христиан Рандруп (или, как его запомнили современники-омичи, Сергей Христофорович) приобрёл землю между улицами Бутырская, Баронская и Сиротская (ныне Герцена, Октябрьская и Кемеровская соответственно). На этом участке он открыл сборочно-ремонтную мастерскую для сельскохозяйственной техники (плугов и борон), закупаемой омскими предпринимателями в Европе. А уже в 1901 г. Сергей Христофорович получил собственное фабрично-торговое клеймо, позволяющее ему производить земледельческие орудия самостоятельно. С этого момента и ведёт свою историю Агрегатный завод.
Контора Рандрупа на Бутырской улице (ныне Герцена, 48).
Дело не в особой предприимчивости иностранца, а в вопросе логистики: до появления Транссиба развивать крупные предприятия в городе было проблематично. Мост через Иртыш, в Европу, обеспечил Омску мощнейший экономический подъём. В том числе за счёт приезда иностранных предпринимателей. Одним из них и оказался Сергей Рандруп. Начал он с торговли маслом, работая у одного из крупнейших промышленников региона Николая Машинского, а позже, сколотив капитал, расширил сферы деятельности.
В 1904 г. на заводе работал паровой двигатель мощностью в 28 л.с., 30 токарных и 2 лесопильных станка. Техническое руководство осуществлял иностранный специалист, помощниками были местные инженеры. Если при открытии завода там трудилось 80 человек, то уже через 10 лет штат расширился до двух сотен.
Предприниматель быстро создал сеть магазинов, открыв представительства в Новониколаевске, Татарске, Барнауле и других городах Западной Сибири. Помимо плугов и борон, его завод начал изготавливать молотилки, соломотрясы, конные приводы, валы, маховики и другое оборудование и запчасти для мельниц и маслобойных заводов.
Александр Киселёв, Per Nielsen. «Søren Refsgaard Randrup: датские предприниматели в Западной Сибири на рубеже XIX-XX веков».
В 1911 г. совместно с «Зингером» на предприятии началась сборка швейных машин, а также продажа комиссионных товаров из Европы, в том числе велосипедов.
Историк А.Г. Киселёв объясняет логику выбора сфер деятельности: «Выбор фирмой товаров, формирование отраслевого профиля зависели от двух факторов: рыночных спроса и предложения, а также "технологической" близости избранных фирмой товаров. Масло "увязывалось" с "принадлежностями молочного хозяйства", последние – с сельскохозяйственными машинами, а те, в свою очередь, как "высокотехнологичный" продукт – со швейными и чулочными машинами, велосипедами, с одной стороны, и заводским делом, с другой».
Из книги А. Лейфера «Между прошлым и будущим».
По отзывам современников, завод был «наиболее технически оснащённым и солидно обставленным европеизированным предприятием».
Самым покупаемым изделием стали «колонистские» плуги, рассчитанные на сибирские почвы. Они отличались прочностью и надёжностью конструкции, а само клеймо Рандрупа считалось знаком качества. На этом клейме (а позже и на рекламных плакатах) красовалась фигура Ермака. Ассоциировал ли он себя с покорителем Сибири, неизвестно, но среди омичей ходила поговорка «Ермака царский панцирь погубил, а сибирского мужика – Рандруп». Цены на продукцию были высокими, и крестьяне, бравшие её в кредит, постоянно оставались в долгу.
Некоторые машины Рандруп заказывал у местных кустарей, иногда оговаривая своё исключительное право на их работу: «…делать веялки только для фирмы С.Х. Рандруп, а для кого-либо другого делать не имеет права».
Важным инструментом продаж было технико-технологическое сопровождение товаров: в магазинах работали монтёры, которые должны были не просто рассказывать о продукции, а учить крестьян работе с приобретёнными машинами.
Рекламе тоже уделялось большое внимание, благодаря чему в фондах Омского историко-краеведческого музея сохранились плакаты, наглядно представляющие продукцию завода. Они были рассчитаны на крестьян, а для более образованной (и платёжеспособной) аудитории реклама размещалась в омских, новониколаевских и петербургских газетах.
Из книги А. Лейфера «Между прошлым и будущим».
Вот как в 1904 г. охарактеризовала завод газета «Степной край»: «в техническом отношении обставлен весьма солидно», «всеми работами заведует специалист-механик, выписанный из-за границы», «токарные станки частью приобретены за границей, частью в европейской России». Также в статье отметили, что на заводе установлен 10-часовой рабочий день (в то время нормой была смена в 11,5 часов), и положительно оценили санитарно-гигиеническую обстановку предприятия.
1910 г., Александр Киселёв, Per Nielsen. «Søren Refsgaard Randrup: датские предприниматели в Западной Сибири на рубеже XIX–XX веков».
Во время Русско-японской войны Рандруп материально поддерживал семьи своих заводчан, оставшихся без кормильцев, а в конце 1910 г. его супруга, Александра Михайловна, открыла на заводе библиотеку и курсы для рабочих. В конце 1911 г. предприниматель предложил расширить электросеть, находящуюся на территории завода, на центральную часть Омска.
Во время Первой мировой войны предприятие изготавливало чугунные корпуса фугасных снарядов, втулки для колёс, бомбометов, казачьи пики и железные кровати. Летом 1918 г. Сергей Рандруп уехал из России и обосновался в Лондоне, а завод был национализирован.
Новая эпоха – новое имя
18 декабря 1919 г. завод объявили достоянием РСФСР. Предприятием, получившим в 1921 г. название «Красный пахарь», несколько лет руководил верный сподвижник Рандрупа Порфирий Щелоков, которого датчанин перед отъездом назначил одним из управляющих.
Первые годы после революции завод был на грани закрытия, выживая за счёт мелких заказов и ремонта. Штат был сокращён до 80 человек, остались только высококвалифицированные специалисты. Только в 1924 г. выпуск продукции почти сравнялся с довоенным уровнем.
Продукция завода «Красный пахарь», 1924-1930 гг.
К 1930 г. было построено несколько цехов, а число рабочих выросло до 1200 человек. Завод начал расширять номенклатуру продукции, и первенцем стал пропашный трактор. На Всесоюзной сельхозвыставке 1934 г. четыре изделия завода получили медали. Они, как и почётные дипломы, полученные Сергеем Рандрупом, хранятся в заводском музее.
Вид на кузнечно-прессовой цех,1935-1940 гг., из собрания В.И.Селюка.
В 1934 г. напротив проходной завода (ул. Герцена, 48) был открыт первый в Омске памятник В.И. Ленину. Инициаторами строительства стали заводчане, они же и собрали на него деньги.
Отличительная особенность памятника – постамент в форме парового кузнечного молота, работавшего в кузнечном цехе со времён создания завода. По словам ветеранов завода, раньше за памятником стояло деревянное здание заводоуправления. Позже на его месте завод построил детский сад для детей работников.
В марте 1935 г. предприятие снова переименовали – в завод им. В.В. Куйбышева.
Строительство школы-фабрики на территории завода, 1932.
По территории завода были проложены железнодорожные пути, сохранившиеся до середины 2010-х гг. Они появились ещё до Великой Отечественной войны и шли с улицы Красный Пахарь.
В 1930-х на Агрегатном заводе трудилась тысяча человек, для которых создавались комфортные условия не только на рабочих местах: уже работал ДК «Металлист» для рабочих Сибметаллтреста (ныне там находится Омский велотрек), а летом для заводчан и их детей проводились оздоровительные мероприятия в Чернолучье.
Поначалу дети жили в здании местной школы, а к 1938 г. на участке, принадлежавшим ранее суконной фабрике, завод построил детский лагерь. В 1961-м, в знаменательный для страны год, он получил название «Спутник», которое носит и сегодня. Наиболее авторитетные заводчане назначались директорами (это была сезонная должность), а отдых в пионерлагере вспоминают целые трудовые династии.
Что интересно, первый пионерский отряд в Омске был организован именно на заводе «Красный Пахарь» ещё в 1922 г.
Работа для фронта
Когда началась Великая Отечественная война, в Сибирь потянулись эшелоны со станками и рабочими. Омск как один из городов, наиболее защищённых от врага, разместил на своей территории не один завод.
Для эффективной работы и помощи фронту Агрегатный завод объединился с ленинградским авиазаводом и Московским агрегатным заводом № 20. Размещённый в 13 эшелонах, он добирался в Омск целый месяц, но уже через несколько недель после эвакуации предприятие было полностью переоборудовано и вместо борон и плугов заводчане начали выпуск автоматов, реактивных снарядов и продукции для боевой авиатехники. Первое время выпускали то, что было возможно изготавливать на станках без фундамента.
Вместе с московским заводом эвакуировалось и конструкторское бюро, которое разрабатывало топливные и масляные насосы и фильтры, водяные помпы, компрессоры.
«Мы единственные, кто обеспечивал этими насосами всю авиацию, которая выпускалась в годы войны. Не было реактивных самолётов, были бензиновые, поршневые двигатели большой мощности», – рассказывал заведующий музеем завода Борис Астафьев.
В конце 1941 г. заводы объединились в Агрегатный завод № 20, и на несколько десятилетий предприятие стало закрытым.
В военные годы завод освоил производство 18 видов авиационных агрегатов, частей реактивного снаряда к гвардейскому миномёту «Катюша» и корпусов мины к 82-миллиметровому миномёту. Несмотря на трудности, к концу войны завод увеличил выпуск продукции больше чем в 20 раз.
Из книги А. Лейфера «Между прошлым и будущим».
Во время войны было мобилизовано больше тысячи заводчан, трое из которых – Борис Лозоренко, Яков Шакуров и Михаил Малиновский – получили звание Героев Советского Союза. А за образцовое выполнение заданий правительства 22 ноября 1945 г. Агрегатный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Поиск нового пути
После окончания войны для Агрегатного завода вновь настали трудные времена: основные мощности не были задействованы, поскольку не хватало людей и средств. Чтобы выжить, завод начал выпуск бытовой продукции: литейный цех делал алюминиевые чайники, а кузнечно-термический – вилки и ложки. Начался выпуск компрессоров для бытовых холодильников.
Выходом стало решение производить топливную аппаратуру для тракторов «Беларусь». А в 1957 г. Агрегатный завод начал новый этап жизни, посвятив себя авиационной промышленности.
Это связано с постановлениями правительства, направленными на развитие реактивной авиации и ракетной техники.
В конце 1950-х гг. в Омске сформировался промышленный кластер: завод им. Баранова выпускал ракетные двигатели РД-214; Агрегатный – автоматику для пневмогидравлической системы ракет; Электроточприбор – измерительно-преобразовательные головки системы управления дальностью и системы боковой и нормальной стабилизации полёта; электротехнический завод им. К. Маркса и завод им. Козицкого – бортовые приборы системы управления.
Эта же задача поспособствовала строительству нового электромеханического завода и завода наземного оборудования (позднее – завод подъёмных машин). Таким образом Омску был дан статус центра ракетной промышленности страны, второго после Москвы и Московской области. Здесь было сосредоточено производство как самих ракет, так и большинства узлов и систем к ним.
Уже в 1958 г. Агрегатный завод начал производить оборудование для ракет. «Задания всё усложнялись. Один из госзаказов включал освоение сразу 26 наименований бортовой и 40 наименований двигательной автоматики. Приходилось работать в три смены, сверхурочно. И это происходило в мирное время», – вспоминал заведующий музеем завода Юрий Бахмат. Такой суровый режим был следствием сроков, установленных для освоения новой продукции, и жесточайших мер наказания за их срыв.
Первыми изделиями нового формата были рулевые машины 8Л242В и приводы 8Л61, 21118Л. Они требовали иного, более высокого, уровня производства и оборудования. На заводе существовала лётная группа серийных испытаний, которые проводились круглосуточно. В неё входило 60 человек.
Затем завод стал выпускать главные клапаны маршевых и рулевых двигателей, редукторы, электропневмоклапаны, пиропатроны — всего около 150 наименований. Заводчане тесно сотрудничали не только с «полётовцами», но и с днепропетровским «Южмашем», проходя там обучение.
Награды для ветеранов завода.
В 1960 г. Агрегатный завод снова запустил в производство продукцию гражданского назначения. 12 июня 1968 г. был собран первый омский холодильник. При этом предприятие не отклонялось от своей главной цели – оснащать отечественную авиацию надёжными механизмами.
Нынешний генеральный директор завода Дмитрий Шишкин к конверсии относится негативно. В одном из интервью он сказал: «Беда всего советского авиапрома – обременение так называемыми товарами народного потребления. Наше предприятие выпускало огромное количество металлических игрушек, а их производство требовало огромного количества оборудования и рабочих рук. Цеха, в которых гнулись кузова и кабинки игрушечных автомобилей, занимали огромную территорию. У нас работала большая фабрика-кухня, на балансе предприятия было 120 многоквартирных домов со всей коммунальной инфраструктурой. Мы выпускали и морально устаревшие мотор-компрессоры для бытовых холодильников, причём в очень большом количестве, фактически на весь Советский Союз».
Заведующий заводским музеем Борис Астафьев (1937-2022) возле стенда с теми самыми игрушками, омсквт.рф.
Активно внедряя в производство новые технологии, к началу 1980-х гг. Агрегатный завод стал лидером авиационного агрегатостроения. Лучшие авиационные двигатели, созданные в эти годы, оснащались его топливной аппаратурой и гидравликой. Изделия завода эксплуатируются на самолётах Ил, Ту, Ан, Як, МиГ, Су, а также на вертолётах различных модификаций. До конца десятилетия предприятие выпускало 26 наименований бортовой и 40 наименований двигательной техники для ракет, разработанных в конструкторских бюро Янгеля, Селиванова, Челомея, Уткина.
Ответ на вызовы времени
Как и для всей промышленности, 1990-е гг. для Агрегатного завода выдались непростыми. Благодаря тому, что руководство сумело сориентироваться в условиях экономики нового типа и заключить договоры с иностранными заказчиками, предприятию удалось удержаться на плаву.
Огромная территория завода требовала содержания, инфляция съедала прибыль – и как итог, производство начало сокращаться.
В сентябре 1993 г. завод стал акционерным обществом, что дало ему некоторую свободу для экономической деятельности. Генеральный директор Евгений Руденко использовал наработанный опыт и технологический потенциал для производства десятков наименований сложных изделий для сельхозмашин, автодорожной техники, горнорудного и нефтегазового оборудования и сумел наладить связь с зарубежными фирмами.
«Десять лет развала. Выживали с трудом. Помогли контракты с Китаем и Индией», – вспоминает ту эпоху советник генерального директора предприятия Сергей Морев.
Дмитрий Шишкин тоже рассказывал об этой ситуации: «Спасло нас попадание в программу лицензионного производства самолёта Су-27 в Китае, а помог нам кризис. <…> В день дефолта нам на расчётный счёт поступила сумма в долларах. Эту валюту у нас арестовали, а когда с нас сняли арест и мы начали выполнять добросовестно требование по продаже валюты, то обнаружили, что наш рублёвый портфель потяжелел в несколько раз. Мы этими деньгами закрыли долги по зарплате, и с тех пор, собственно, и началось восстановление экономики предприятия».
За последние годы предприятие провело значительное техническое перевооружение и модернизацию станков высококачественным зарубежным и отечественным оборудованием.
Для подготовки и повышения квалификации специалистов Агрегатный завод сотрудничает с высшими и средними профессиональными учебными заведениями Омска: ОмГТУ, Омским авиационным колледжем им. Н.Е. Жуковского и Омским техникумом высоких технологий машиностроения. В ОмГТУ создана кафедра «Эксплуатация технологических комплексов», обучение на которой даёт студентам актуальные знания и практику на современном оборудовании. Также завод проводит профориентационные мероприятия для школьников и помогает им подготовиться к ЕГЭ по физике.
А для специалистов завода проводится дополнительное обучение как в России, так и за рубежом, в частности, в Японии.
Фото: Участники конкурса профмастерства, проводимого среди операторов СПУ и контролёров, омсквт.рф.
Агрегатный завод состоит в Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения», в которую входят практически все крупнейшие фирмы мира, производящие авиадвигатели.
В 2001 г. предприятие отметило 100-летний юбилей. Молодые заводчане вскрыли капсулу, заложенную в 1976 г. ветеранами производства. А 115-й день рождения завод отметил подарком городу: в ноябре 2016 г. в Омске заработали заводские часы. Так руководство Агрегатного завода не только сделало подарок к 300-летию Омска, но и возродило традицию сверки времени по заводским часам, распространённую и в России, и в Европе до момента, когда наручные часы стали широкодоступными. Часы с уникальной мелодией и тремя циферблатами собраны казанским заводом, их вес больше полутора тонн.
Фото: ronson-klinker.ru
Сегодня Агрегатный завод специализируется на выпуске широкого спектра топливорегулирующей аппаратуры, гидравлики, масляных и топливных насосов. Компактное высокотехнологичное производство позволяет эффективно работать при штате около полутора тысяч человек. От прежней территории завода для производства используется треть. Другие здания отремонтированы и сданы в аренду.
О преображении одного из них «Трамплин» уже рассказывал.
Вековые здания по-прежнему служат людям, соседствуя с новыми постройками, хотя от прежних технологий, конечно, не осталось и следа. И если завод Рандрупа покорил земледельческую Сибирь, то Агрегатный завод покорил небо всей страны.
Автор: Анна Подоляк