Взлёты и свободные падения: главная любовь Валентины Селивёрстовой

Дата публикации: 7.03.2023

В 1972 г. в Оклахоме проходил XI чемпионат мира по парашютному спорту. В день открытия участникам соревнований выдали программы, в которых были напечатаны архивные фотографии. На одной из них, датированной 1954 г., была простая подпись: «В центре снимка – советская парашютистка Валентина Селивёрстова». И ни у кого из спортсменов не было вопроса, кто это: имя легенды знал весь мир. А жила и работала она всю жизнь рядом с нами, в Омске.

 

Детство

 

Валентина Селивёрстова родилась 24 декабря 1926 г. в городе Омске. В детстве была очень активной и предпочитала мальчишеские игры. Занималась спортом и в кружках Дома пионеров. 1930-е гг. – время расцвета советской авиации и зарождения парашютного спорта. Поэтому, как и многие дети, Валентина Селивёрстова болела небом: собирала фотографии лётчиков и мечтала стать пилотом. Подруги даже называли её Валентиной Гризодубовой – в честь лётчицы-рекордсменки.

 

А вот родители мечту дочери не разделяли, считая, что женщина должна посвятить себя более приземлённым занятиям. Но любовь к небу оказалась не временным увлечением.

 

 

Шанс

 

Когда началась Великая Отечественная война, в Омскую область эвакуировали Запорожский лётный институт. По-прежнему мечтающая о профессии лётчика Валентина Селивёрстова, окончив седьмой класс, подала туда документы. Но получила отказ: женщин профессии пилота не обучали. Девушке предложили попробовать себя в парашютном спорте, что поначалу очень расстроило будущую чемпионку: прыжки с парашютом казались совсем не похожими на романтичный и опасный труд лётчиков.

 

Однако занятия в Омском аэроклубе затянули Валентину – и вскоре она совершила свой первый прыжок. Это случилось 12 февраля 1944 г. А в ноябре, совершив 26-й прыжок, 17-летняя девушка стала инструктором-укладчиком парашютов. На этой должности она проработала до конца войны, подготовив больше тысячи десантников.

 

Солдаты были старше Валентины, и перед первым занятием она оробела. Но оказалось, что она хороший педагог – и страх прошёл. Теоретические знания девушка помогала солдатам закреплять на практике, выполняя показательные прыжки.

 

Война позволила Валентине Селивёрстовой прикоснуться к своей мечте – она научилась управлять самолётом. И девушка… разочаровалась. Оказалось, что для полётов на «кукурузнике» У-2 особых умений не нужно и главное – лётная погода.

 


«Я подумала: то ли дело прыжки с парашютом: там есть и тактика, и стратегия, и точный расчёт. И решила навсегда связать себя с этим видом спорта».


 

Парашютный спорт, сочетающий интеллектуальную и физическую нагрузку, увлёк Валентину Селивёрстову. Особенно хорошо ей давались прыжки на точность. Талант парашютистки раскрылся в учёте скорости ветра, направления воздушных потоков и даже изменения собственного веса для точного приземления.

 

Трагедия на высоте

 

В 1946 г. Валентина Селивёрстова уволилась из Омского аэроклуба и поступила в сельскохозяйственный институт. Окончив его, работала в центральной лаборатории Омского завода гражданской авиации. К этому времени она вышла замуж за фотографа, парашютиста и планериста Николая Мефодьева.

 

Но семейное счастье не могло отвлечь Валентину от её главной страсти: она прыгала даже беременной! Зря родители надеялись, что она оставит своё опасное занятие: почти сразу же после родов спортсменка вернулась к тренировкам.

 

А в 1948 г. после очередного, 123-го, прыжка Николай не вернулся домой. В тот день он должен был испытывать лёгкие парашюты с маленькими куполами. Поэтому когда к ним домой зашёл руководитель Омского аэроклуба, женщина сразу всё поняла.

 


«Это самая страшная смерть, какая только может быть, потому что ты летишь и совершенно точно знаешь, что разобьёшься. И те, кто стоит
на земле, понимают, что летящий человек сейчас погибнет. И ничего сделать нельзя», – вспоминала парашютистка.


 

Но когда в первый же после трагедии прыжковый день Валентина Селивёрстова пришла на аэродром, её не допустили к прыжкам. В это же время родители смогли уговорить дочь перейти на более спокойную работу – и она записалась на курсы стенографии. А в 1949 г. устроилась на Омский завод транспортного машиностроения техником-переукладчиком парашютов. Валентина работала с различными видами парашютов: и десантными, и лётными, и спасательными, и грузовыми, и спортивными, – и довела их укладку до совершенства. Но даже когда она стала начальником парашютной службы, в небо её по-прежнему не пускали.

 

Возвращение в небо

 

Всё изменилось только в 1950 г., когда в центральный комитет ДОСААФ инструктором парашютного спорта назначили Павла Сторчиенко. В то время бывший штурман морской авиации разработал новую теорию прыжков и набирал себе команду. Его интересовали возможности человека по управлению своим телом во время свободного падения. Оказалось, что об этих возможностях имеют смутное представление даже лучшие парашютисты страны.

 

В день, когда Валентине Селивёрстовой вновь разрешили прыгать, всё складывалось хорошо: мела позёмка, показывая направление ветра, и приземлилась парашютистка мягко, едва ощутив толчок. Она обрадовалась, но преждевременно: ветер подхватил несобранный парашют и потащил по полю. А за ним и парашютистку. Валентина пыталась тормозить и цепляться за землю – но за что уцепишься в поле?.. В итоге всё, конечно, обошлось, но девушку здорово потрепало. Родители снова понадеялись, что после такого дочка забудет о прыжках. И снова ошиблись.

 

 

Так благодаря Павлу Сторчиенко Валентина Селивёрстова вернулась в парашютный спорт. А ещё – научилась плавать с аквалангом и освоила водные лыжи. Это случилось уже в 1960-х гг., когда Сторчиенко восстановили в тренерской должности. Он вернулся к своим спортсменам с новой программой подготовки. Именно это способствовало появлению в СССР секций подводного спорта.

 

А в 1950 г. Валентина Селивёрстова вошла в состав сборной Омской области. Когда команда заняла первое место в Сибирско-Уральской зоне, парашютистку отметили как лучшую среди женщин.

 

Летопись побед

 

В сентябре 1950 г. в Тушино проходили всесоюзные соревнования, посвящённые 20-летию парашютного спорта в СССР. Вместе с командой Валентина Селивёрстова выполнила два ночных прыжка. Первый – на затяжные прыжки с высоты 5600 м, и в свободном падении она преодолела 3500 м. Второй – на спуск компактной группой с высоты 6300 м. Что интересно, спортсменки были одеты в зимнюю экипировку: меховые унты, тёплые костюмы и перчатки – это было нужно и из-за низких температур на большой высоте, и для увеличения сопротивления в прыжке, облегчающего полёт. В Омск спортсменка возвратилась обладательницей двух мировых рекордов.

 

В 1951 г. Валентина Селивёрстова установила новый рекорд страны, пролетев в свободном падении 6180 м за 124 с. Предыдущая рекордсменка, Елена Владимирская, пролетела меньше на 1300 м и 27 секунд.

 


«Свидетелями этого прыжка стали не только мы, парашютисты,
но и жители окрестных деревень. <…> Все мы жадно всматриваемся
в воздушные просторы. Небо ясное. Но Валя покинула самолет на такой высоте, что разглядеть ее невозможно. Хронометры уже показывают
60 секунд, свободного падения, семьдесят... Тревога невольно закрадывается
в душу, но вот остроглазые мальчишки восторженно кричат: «Летит, летит!» <…> Действительно летит, не падает, а летит. Разве можно назвать падением то, что мы наблюдаем? <…> Трудно поверить,
что над ней властвуют силы земного притяжения...»
– так описывал этот день Павел Сторчиенко.


 

Парашютистку тогда поздравляли все:товарищи по аэроклубу, коллеги, друзья, знакомые и даже прохожие; о ней писали в газетах и приглашали на радио. Но успех не вскружил парашютистке голову, а от публичного внимания, наоборот, ей становилось неловко.

 


 

1960 г.

 

В 1952 г. Валентина Селивёрстова вновь стала чемпионкой страны в прыжках на точность приземления. В Тушино c высоты в 600 м спортсменки прыгали в круг радиусом 100 м. Можно сказать, что с каждым групповым прыжком команда улучшала всесоюзный рекорд: 50 м от центра, 19 м… Сегодня, когда точность приземления измеряется в сантиметрах, такие результаты могут вызвать улыбку, но для того времени эти показатели были вершиной мастерства.

 

А 12 сентября 1952 г. под Полтавой спортсменка побила очередной мировой рекорд в ночных прыжках на точность приземления. Прыгнув с высоты 9200 м, Валентина Селивёрстова провела в свободном падении 8326 м – это оказалось на 3622 м больше предыдущего рекорда, установленного француженкой Моникой Лярош! После этого парашютистку, получившую прозвище Омская чайка, включили в состав сборной на чемпионат мира 1954 г.

 


«Мы поднялись на самолёте, специально оборудованном для рекордного прыжка. Я шагнула вниз. Вихревой поток подхватил меня, завертел волчком. Заученными до автоматизма движениями останавливаю вращение.
Вижу звёзды. Значит, падаю спиной вниз. Правую руку отвожу в сторону, левую прижимаю к телу. И вот я уже лицом к земле. Плашмя пробиваю пелену облаков, но земли ещё не видно. Плавно разворачиваю ладони, добиваюсь устойчивости. Ориентироваться мне помогают воздушные потоки. Ощущаю давление потока на грудь и знаю: всё правильно, я лицом к земле. Надо сохранить плавность, чистоту прыжка: на мне приборы, которые доложат судьям, как я летела... Наконец я вижу землю, сигнальные огни.
На аэродроме выложены для нас костры. Это мой прыжок не на точность приземления, только на затяжку, но всё равно хочется опуститься
как можно ближе к огням. Вытягиваю ноги, подбираю руки и словно скольжу по ледяной горке вниз. Рука у кольца. Ещё чуточку, ещё чуточку свободного падения. Не ошибись. Хватит! Дёргаю кольцо, тут же выбрасывая вперёд руки. Едва ощутимый толчок, шелест распахивающегося купола – и я сижу, как в удобном гамаке», – вспоминала ту ночь Валентина Селивёрстова.


 

В 1954 г. Валентина Селивёрстова стала абсолютной чемпионкой СССР. Борьба была непростой. За первое упражнение – прыжок на точность приземления с высоты 600 м – она получила серебро. Во втором – комбинированном прыжке (где оценивается и управление телом в полёте, и точность приземления) с высоты 1500 м – у парашютистки не сработал секундомер. Как потом поняла Валентина, в момент прыжка она не включила прибор, а выключила. Не зная, сколько времени она уже провела в свободном падении, девушка рванула кольцо. И хотя Валентине удалось приземлиться в 9 м от центра мишени, штрафные очки за преждевременное раскрытие парашюта всё перечеркнули. Но шанс стать абсолютной чемпионкой СССР оставался: впереди было три упражнения.

 

В прыжках на точность приземления с высоты 1000 м Валентина Селивёрстова получила золото, в воздушном марафоне на точность приземления с высоты 1500 м – золото. Финальное упражнение – прыжок с тридцатисекундной задержкой. Никто из спортсменов не смог так же блестяще, как Валентина Селивёрстова, выполнить развороты по горизонтали на 360 градусов в обе стороны.

 


«Меня не прельщают никакие титулы. Я очень люблю прыгать. И при этом каждый прыжок хочется выполнить как можно лучше, чтобы не подвести тренера, товарищей», – сказала Валентина Селивёрстова после победы.


 

Второй чемпионат мира по парашютному спорту проходил во Франции в том же 1954 г. В нём приняли участие спортсмены из 8 стран. Там Валентина Селивёрстова встретилась с Моникой Лярош. Обе были единственными среди мужчин в своих сборных: тогда ещё не было отдельных соревнований для женщин. В общем зачёте, соревнуясь с тридцатью мужчинами, Селивёрстова заняла 8-е место, а Лярош – 21-е. Чемпионом стала советская сборная, а Валентина Селивёрстова успешно выполнила упражнение на точность приземления. Советская парашютная школа прогремела на весь мир.

 

 

На родине спортсменку ждала высокая награда – Орден Красной звезды – и звание заслуженного мастера спорта. В Омске её встречали как настоящую героиню: у неё уже были поклонники, она стала кумиром для детей. А ещё ей предложили тренировать сборную СССР по парашютному спорту – и для советских спортсменов наступило золотое время. Позже Валентина Селивёрстова станет и наставником молодёжной сборной СССР, и капитаном и тренером сборной женской команды СССР по парашютному спорту.

 

В 1955 г. на VII Всесоюзных соревнованиях Валентина Селивёрстова участвует в чемпионате СССР на точность приземления: с высоты 600 м (результат – серебряная медаль), 1000 м и 1500 м (золотые медали).

 

Фрагмент статьи из «Вечерней Москвы» от 30 июля 1956 г.

 

В 1963 г. парашютистка вновь становится абсолютной чемпионкой СССР в многоборье на точность приземления. А ещё – второй женщиной в мире (после Аллы Скопиновой), совершившей тысячу прыжков: журнал «Огонёк» написал статью о её 1400-м прыжке.

 

Для повторного получения титула сильнейшей потребовались годы работы: тренировки усложнялись, нагрузки росли. Теперь парашютисты делали не один-два прыжка в день, а минимум пять. Помимо этого, ужесточились требования к поведению спортсмена в свободном падении, добавились комплексы акробатических фигур.

 

В 1964 г. – ещё один титул чемпионки мира на точность приземления. В 1965 г. Валентина Селивёрстова забирает последний в своей спортивной карьере титул чемпионки СССР. Одиннадцатый. А в 1966-м – пятый титул чемпионки мира.

 

Советская женская команда, занявшая первое место в VIII Международных соревнованиях по парашютному спорту в Лейпциге. Слева направо: Лидия Ерёмина, Валентина Селивёрстова, Татьяна Воинова, Майя Костина.

 

Сборная СССР становилась чемпионом мира пять раз подряд. Команда побывала в Австрии, Болгарии, Германии, Чехии и других странах – и почти везде Валентину Селивёрстову пытались переманить в свои сборные.

 

1964 г.

 

Авторитет Валентины Селивёрстовой был огромен. Поэтому в 1967 г. на заседании Международной федерации авиационного спорта, проходившем в Париже, её кандидатуру для включения в список международных арбитров утвердили единогласно.

 

В 1968 г. она стала первой в мире женщиной, совершившей более 3000 прыжков с парашютом.

 

Работа и общественная деятельность

 

В 1958 г. Валентина Селивёрстова окончила заочное отделение Омского института физической культуры. Тогда же ей пришла идея о том, что здоровье можно укреплять постоянно, даже по дороге на работу – и она встала на лыжи. Результат превзошёл все ожидания: спортсменку включили в состав городской команды для республиканских соревнований, и слалом навсегда остался в её жизни. Также Валентина Селивёрстова играла в шахматы, волейбол и занималась гимнастикой.

 

В 1966 г. её перевели на Омский завод гражданской авиации. Позже Валентина Селивёрстова устроилась на ПО «Полет», где около 20 лет проработала мастером парашютного дела.

 

Завершив спортивную карьеру, Валентина Селивёрстова с головой ушла в общественную работу. Она встречалась с молодёжью, была редактором стенгазеты, организовывала лыжные агитпоходы. Не делая себе скидку на возраст, она всё время вела активный образ жизни.

 

Валентина Селивёрстова в Доме пионеров во время чествования ветеранов спорта Омской области, 1980 г.

 

Параллельно женщина активно занималась партийной работой. Вступив в партию ещё в 1952 г., она всю жизнь была активным её участником и даже парторгом советской сборной. Когда она вышла на пенсию, то осталась агитатором и пропагандистом, распространяла печатные материалы, возглавляла первичную организацию КПРФ «Площадка А».

 

Даже в преклонном возрасте она занималась в библиотеке, сотрудничая с одной из омских газет.

 

 

Юбилейный прыжок

 

Крайний, как говорят парашютисты, прыжок Валентина Селивёрстова мечтала совершить в 90 лет. Но судьба распорядилась иначе: крайним оказался прыжок, которым парашютистка отметила 70-летие. Он стал для Валентины Селивёрстовой не 3333-м, как часто пишут, а 3370-м.

 

2012 г.

 

Ученики подарили ей прыжок с парашютом и на следующую круглую дату, но воспользоваться подарком не получилось.

 


«Я хотела сделать это зимой: в сугробы приземляться мягче. Но, как назло, весь снег растаял. А прыгать на голую, мёрзлую землю я не решилась: всё-таки ноги уже немолодые», – рассказывала об этом Валентина Селивёрстова.


 

Легендарной парашютистки не стало в 87 лет, 12 мая 2014 г.

 

 

Память и награды

 

Работая инструктором, Валентина Селивёрстова подготовила множество успешных спортсменов, также достигших высот в парашютном спорте. Среди них – чемпионка мира и СССР Светлана Старикова, мастер парашютного спорта Любовь Супес, парашютистка Любовь Шипицына.

 

В Омском аэроклубе, 2004 г.

 

«Она всех нас вывела в люди! Валентина Михайловна заряжала нас своей энергией, занималась с нами с первого прыжка, никому не отказывала в помощи, объясняла, рассказывала», – так вспоминает наставницу Любовь Супес.

 

 

Валентина Селивёрстова была награждена Орденом Красной Звезды (1954 г.), Орденом Трудового Красного Знамени (1957 г.) и медалью «За трудовое отличие» (1963 г.). У неё было множество ценных профессиональных наград (одних золотых медалей – 66!), в том числе и специальные награды Международной авиационной федерации. Из-за этого её квартиру несколько раз грабили.

 

В 2016 г. в Омском историко-краеведческом музее открылась выставка «Экспонируется впервые». Отдельное место на ней заняла коллекция, собранная Валентиной Селивёрстовой.

 

 

В основном были представлены значки, которыми парашютистку награждали после прыжков, например, значок в виде цифры 500. Особое внимание зрителей привлекли запонки в форме маленьких парашютов.

 

По инициативе однопартийцев 7 мая 2015 г. на доме, где жила Валентина Селивёрстова (Иртышская набережная, 13), установили мемориальную доску.

 

 


«Больше всего мне запомнилась в ней любовь к небу. Она всегда говорила, что небо – это наша душа», – сказала на памятном мероприятии Любовь Шипицына.


 

В августе 2016 г. на базе аэродрома Камышино и Омского Автобронетанкового инженерного института состоялся Кубок по парашютному спорту, получивший имя Валентины Селивёрстовой.

 

Количество мировых рекордов, установленных Валентиной Селивёрстовой, подсчитать трудно: варианты встречаются в диапазоне от 40 до 56. Но что-то подсказывает, что на рекорды легендарная парашютистка шла отнюдь не из-за красивых цифр, а из-за любви к небу.

 

Автор: Анна Подоляк

Фото: ru.wikipedia.org, admomsk.ru, minsport.gov.ru, vomske.ru, kprf.ru, vk.com/dzomsk, kp.ru, iaoo.ru, omskregion.info, ria.ru

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.