«Три лимона для любимой»: история художественного фильма, в котором больше всего видов Омска

Дата публикации: 11.12.2020

В нашем городе за всю его историю снимали всего несколько художественных фильмов. Как пишет Сергей Наумов в своей книге «100 историй об Омске», в 1959 году в Омске прошли натурные съемки приключенческой картины «Золотой эшелон», посвящённой борьбе за «золото Колчака». Киногруппа работала у драматического театра, Иртышского речного пароходства, а только что построенное здание кинотеатра имени Маяковского изображало в кадре государственный банк.

Через десять лет, в 1969 году, в Омске Владимир Краснопольский и Валерий Усков снимали картину «Неподсуден» с Олегом Стриженовым в главной роли. Этот фильм и сегодня часто показывают по телевидению, а тогда драма о жизни гражданских летчиков стала одним из лидеров советского кинопроката. В фильме есть здания Центрального суда и аэропорта местных линий.

Но больше всего омских пейзажей в картине «Три лимона для любимой» (киностудия «Лентелефильм»), снятой в 1987 году режиссером Виктором Окунцовым по одноименному рассказу писателя-омича Николая Березовского.

По сюжету молодой шофёр Гриша Куклин ищет лимоны для своей жены Маши, которая только что родила ему сына. Выбежав из роддома, новоиспеченный отец бросается на поиски фруктов, которые в условиях советского дефицита оказалось не так-то и просто достать. Исполнить каприз молодой супруги удалось только... Впрочем, не будем спойлерить. Лучше посмотрите фильм.

В кадр попали Центральный рынок и трамвайные пути на улице Гусарова, пересечение улиц Герцена и Рабиновича, Юбилейный мост, остановка «Магазин «Яблонька», роддом № 6 на Левом берегу (тогда еще роддом № 9), ныне не существующий ресторан «Омск», аэропорт. Фоном для финальных титров фильма выступают панорамы бульвара Победы и Иртышской набережной (судя по всему, оператор снимал с крыши гостиницы «Омск»).

«Трамплин» пообщался с нашим земляком - автором того самого рассказа, который дважды был экранизирован, а также с двумя актёрами, снявшимися в фильме.

Писатель Николай Березовский: «В фильме Омск 80-х во всём его колорите»

- Сюжет рассказа - полупридуман, поводом стали лимоны, которые тогда трудно было достать в Омске. В 70-е и 80-е годы я возил их из Москвы, где учился в Литинституте имени Горького, - вспоминает 69-летний писатель. - В 1980 году получил диплом вуза, где в общей сложности (с перерывами, восстановлениями) проучился 10 лет. Публикаций в журналах к тому времени было много (например, рассказ «Наш интернат» в журнале «Юность», 1973 год). Рукописи сам печатал на механической пишущей машинке «Москва», которую как раз купил на гонорар из «Юности» - 500 рублей. Печатная машинка стоила 135 рублей, купил в Столешниковом переулке, в центре Москвы. Это было для меня настоящее богатство во всех смыслах. И рассылал эти рукописи по редакциям, что называется, на удачу. Адреса брал в выходных данных журналов, какие в ту пору выписывали «пачками».

В журнале «Октябрь» подборка моих рассказов, включающая «Три лимона для любимой» (№5, 1982 г.), была не первой. Повесть «Отец» была напечатана в №12 журнала за 1978 год и вызвала хорошие отклики у читателей. К тому же, когда учился в Москве, в институте, заходил в редакции литературных журналов, оставлял там рукописи. Так что рассказ «Три лимона для любимой» попал на рассмотрение редколлегии без всякого блата, знакомств, с лёгкой руки заведующей отделом прозы Надежды Дмитриевны Крючковой. Красивая была женщина, умная, приветливая. Умела работать с авторами (сейчас о таком отношении к авторам в редакциях даже понятия не имеют!). Всегда интересовалась, как идут творческие дела, есть ли новые рассказы. В архиве сохранились письма и телеграммы, в которых она сообщала о том, что рассказ будет печататься, когда нужно было приехать в редакцию, чтобы согласовать незначительную правку или вычитать вёрстку и т.д.

В редакции всегда очень тепло принимали. Знаком был близко, общался не раз с главным редактором журнала Анатолием Ананьевым, автором известного романа «Танки идут ромбом» о судьбах советских солдат и офицеров в первые дни Курской битвы. Он руководил изданием с 1973-го до 2001-го года, до последних дней жизни.

Потом были ещё публикации, например, в 1984 году в №6 напечатали рассказ «Скворец – птица весенняя». К слову, в следующем году после публикации в «Октябре» «Трёх лимонов для любимой» вышла и моя первая книга – «Ожидание» в московском издательстве «Современник» (1983).

Кстати, «Три лимона для любимой» впервые были экранизированы на Рижской киностудии в 1983 году. Олег Розенберг снял по сценарию Георгия Данелия короткометражный фильм. Главную роль – Григория Куклина – сыграл начинающий тогда актёр Андрей Ильин. Он известен массовому зрителю по съемкам в сериале «Каменская». Там Ильин играл мужа следователя (роль Елены Яковлевой).

Как вспоминает Николай Березовский, гонорар от Рижской киностудии был «не ахти какой» – 400 рублей. А за вторую экранизацию по тем временам получил очень прилично – 3500 рублей. Мог себе позволить купить почти всё – вплоть до машины.

- В написании сценария не участвовал – не пригласили. Получил с «Лентелефильма» письмо, в котором мне сообщили, что фильм по моему рассказу включён в план производства на 1987 год, попросили прислать им рукопись рассказа без журнальных купюр, спросили, мол, не буду ли против, если действие рассказа из зимы перенесут в лето.

В нескольких эпизодах снимались омские артисты. В основном, из ТЮЗа. В эпизоде в конце фильма водителя машины с автовышкой (подъёмником-люлькой), которая вечером у роддома чуть не сбивает Куклина, сыграл актёр Театра юного зрителя Владимир Башкин (покойный ныне), его напарника – Валерий Ростов (его воспоминания о съемках читайте ниже – Ред.), в эпизоде был занял и бывший актёр ТЮЗа Виктор Колодко.

Часть съёмок проходила на улице 5-й Восточной, где мы жили в конце 80-х в частном внеплановом домишке, это место выдали за деревенскую натуру. Местные старожилы должны помнить, как приезжала «киносъёмка». После того, как нам дали комнату в коммуналке, здание снесли. А вот колонка, из которой пьет воду пьяный отец Куклина, до сих пор «жива». Снимались в фильме и наши родственники (в частности, Рахлинские, но их нет уже в живых), соседи-старушки. Баня и лошадь в кадре соседские. Куклина в детстве, испуганного рыжего мальчика, сыграл мой племянник Саша Березовский (его тоже уже нет в живых, рано ушёл).

Режиссёр фильма Виктор Фёдорович Окунцов оказался простым мужиком, без гонора, столичных амбиций.

Виктор Окунцов – участник Великой Отечественной войны и один из создателей легендарной студии «Лентелефильм». «Моя Кармен», «Отелло» с Владимиром Атлантовым, «Жар-Птица» Бориса Эйфмана, «Золушка» Константина Сергеева - эти вечные произведения телевизионной классикой сделал именно этот режиссер. А начиналось все в 1959 году на Ленинградском телевидении, где Виктор Окунцов ставил телеспектакли, которые смотрела вся страна.

- Но фильм, на мой взгляд, средненький, - считает Николай Березовский. - Вставки из «Персиков» О’Генри мне не понравились. Очень не понравилось, что действие перенесли из Москвы в Ленинград (хотя понятно почему – родной город киногруппы). Сегодня фильм дорог разве лишь тем, что в нём сохранилась атмосфера восьмидесятых, Омск во всём его колорите, в «кадр попали» улицы города, Иртыш, набережная, Юбилейный и Ленинградский мосты, Центральный рынок, омские трамваи, аэропорт. Конечно, многое изменилось (например, давно нет овощного магазина «Яблонька»), но всё узнаваемо, связано с какими-то воспоминаниями.

Заслуженная артистка России Татьяна Кузнецова: «Таких кинокартин сейчас сильно не хватает»

Актриса исполнила в фильме роль жены главного героя – той самой Маши, которой в роддоме захотелось лимонов.

- В советские годы ленинградское телевидение было в силе. На нём работали замечательные режиссёры: Латышев, Рябоконь и Окунцов. И фильмы на нём выходили трепетные, как «Три лимона для любимой». Правда, в Омске я ни разу не была. Все мои съёмки проходили в Ленинграде, это же были лаконичные, камерные сцены. Зато в вашем городе после окончания института оказался мой однокурсник Сергей Волков (прекрасно знаком постоянным зрителям драмтеатра со стажем – Ред.).

Кстати, недавно кто-то тоже напоминал мне про этот фильм. Думаю, что он до сих пор вызывает отклик у зрителей, потому что сейчас ощущается нехватка простых и трогательных картин. Современные режиссёры ищут способы самовыражения или снимают жуткие детективные сериалы и забывают, что нужны и светлые истории. «Три лимона для любимой» - именно такая. В ней много того, чего сейчас остро не хватает зрителям. В центре сюжета – любовь молодых людей, у которых только начинается жизнь, плюс ещё в него добавлен знаменитый рассказ О’Генри. Это картина для людей с сердцем, открытым миру. Такие фильмы о любви, заботе, нежности и чувственности топят сердца и сплачивают людей, а не разъединяют.

Кстати, параллельно со съёмками этого фильма я вышла замуж. Помню, что тогда личная жизнь для меня была важнее работы. Сегодня иногда даже наоборот порой творчество важнее. Но мир точно стоит на любви. Если бы не любовь – тогда и планеты нашей не было бы. И для любви важен каждый день. Это не так, что ты сегодня воспылал и всю жизнь пребываешь в блаженстве. Любовь – это каждодневный труд.

Заслуженный артист России Валерий Ростов: «Звонок в дверь, «поехали сниматься в кино»

- Я слышал, что главного героя в фильме «Три лимона для любимой» должен был сыграть мой коллега по ТЮЗу Володя Башкин (царство ему небесное). Тем более, что опыт съёмок в кино у него уже был. По-моему, в 1984 году одна из советских киностудий сняла в Омске сатирическую комедию про приключения Джеймса Бонда в Советском Союзе. И роль агента в нём как раз сыграл Башкин. В молодости Володя был вылитый Шон Коннери. Снялись там и многие омские артисты. Премьера прошла в нашем Доме актёра, в зале стоят дикий хохот. Но сразу же после первого показа фильм запретили. Я бы с удовольствием сейчас его глянул (в Интернете никаких упоминаний об этом фильме нам найти не удалось, но «Трамплин» постарается побольше узнать о картине). В общем, позже что-то переиграли, и на главную роль в «Три лимона для любимой» пригласили молодого актёра Пономарёва.

Для студента ленинградского театрального вуза Андрея Пономарёва эта работа стала первой серьёзной ролью в кино. И, в отличие от Татьяны Кузнецовой, он активно снимался в Омске. Также артиста можно увидеть в таких картинах, как «Гулящие люди», «Дикий пляж», «Лох – победитель воды», «Менялы», он играл в «Театре сатиры» на Васильевском. Но в 90-х мужчина практически завершил актёрскую карьеру. Один из посетителей сайта kino-teatr.ru написал, что Пономарёв ушёл в бизнес и занимается поставками медицинской техники. «Трамплину» удалось выяснить, что Андрей Михайлович был женат на петербургской певице Ольге Фаворской. Она передала бывшему супругу нашу просьбу пообщаться о съемках в Омске, но Андрей Анатольевич не захотел или пока не нашёл время для интервью.

- В общем, лето, я – дома в квартире на Московке-2, звонок в дверь, - продолжает вспоминать Валерий Ростов. – Открываю, стоит Володя Башкин: «Поехали сниматься в кино». Теща услышала и говорит: «Да пусть заходит, сидите и здесь пейте». Я уверяю, что Володя не шутит. Вышли на улицу, думал, сейчас пойдём в магазин за коньяком. А Володя говорит, что про съёмки – это правда, надо ехать, нас уже ждут.

Приезжаем к гостинице «Омск», где остановилась киногруппа. Выходит режиссёр Окунцов. Такой маститый, с тросточкой. Меня ему представляют. Он Башкину говорит: «Я тебя просил бандита привести, а ты притащил директора промтоварного магазина». Ну, мы его убедили, что всё нормально будет. И автоколонной поехали на съёмки сцены у левобережного роддома рядом с первой городской больницей. Когда герою надо было попасть к жене в палату, и он попросил помощи у водителей машины с автовышкой. Володя и я и сыграли шофёров в этом эпизоде.

В советское время, конечно, при съёмках была отличная организация. Это было именно кинопроизводство. Нам выдали одежду для сцены. Немного не подошла – сразу дали костюмерам команду подшить. Складку заметили – убрать. Тут же работали гримёры, осветители, в общем, всё очень солидно.

И кстати, когда говорят, что в Омске одни лохи, нет актёров и каскадёров, не верьте, все у нас есть. В фильме есть эпизод, где по упавшему лимону проезжает машина, а герой чуть не попадает под колёса. За рулём был водитель омского таксопарка, и он прекрасно справился с задачей. Проблема была в том, что Пономарёв (и его можно понять) боялся, что задавят. Один дубль, второй, полчаса, без толку. Все его уговаривают. Тут и водитель подошёл: «Старик, не переживай, у меня жена, двое детей. Мне оно надо – тебя калечить?». В общем, через несколько дублей актёр от отчаяния бросился под машину. Сняли.

Ещё был забавный эпизод с нашим появлением в кадре. По сюжету мы, водитель и коллега, в гневе выскакиваем из грузовика, приняв главного героя за пьяного. Начинается толкотня, ругань. Ну и парень начинает нам объяснять про лимоны, жену. И что супруга тут родила. На что Башкин говорит: «И моя здесь рожала». И тут я экспромтом: «И моя будет рожать». Тут Окунцов кричит: «Стоп, мать твою, нет такого текста!». Я говорю: «Да органично же получилось». Но в итоге пересняли.

В общем, так мы с Володей коньяк в тот день и не выпили. Домой после съёмок меня привезли на «Волге», как кинозвезду, в три часа ночи. В месяц в ТЮзе мы тогда получали 120 – 130 рублей, а тут за пол съемочных дня заплатили 52 рубля. Дублировали нас другие артисты в Ленинграде. Отлично всё сделали. Хороший получился фильм с интересными диалогами.

Фото: личный архив Николая Березовского, www.kino-teatr.ru, Омский ТЮЗ, личная страница Татьяны Кузнецовой «Вконтакте».

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.