Олимпийский чемпион из Омской области: взлёты и падения Ивана Дворного

Дата публикации: 25.03.2024

Те, кто смотрел «Движение вверх», помнят эпизод о задержании на таможне советского баскетболиста, вернувшегося из-за границы. У этого героя есть реальный прототип: им стал один из победителей Олимпиады-72 омич Иван Дворный, для которого тот досмотр стал роковым в спортивной карьере. Как это произошло и как в дальнейшем сложилась судьба перспективного спортсмена, рассказываем в нашем материале.

Детство Ивана Дворного ничем не намекало, что этот мальчик может стать олимпийским чемпионом. Он родился 5 января 1952 г. не в столице, не в городе и даже не в райцентре – в селе Ясная Поляна, что в 130 км от Омска.

Больше того, спортом – для олимпийского чемпиона – Иван начал заниматься очень поздно: только в 9 классе! И не баскетболом, а толканием ядра. Всё, что было до этого, – помощь в домашнем хозяйстве и ежедневные восьмикилометровые «прогулки» до школы в Москаленки и обратно.

Выиграв школьные соревнования, Иван попал на областные – в Исилькуль. Там легкоатлет, занявший третье место, привлёк к себе внимание: крепкого парня ростом под 1,9 м заметили тренеры из Омска.

Ему предложили переехать в город и заняться или борьбой, или баскетболом. Иван выбрал баскетбол, который в те годы особенно сильно привлекал мальчишек: в том году – 1967-м – сборная СССР впервые стала чемпионом мира и в девятый раз – чемпионом Европы.

Но вопрос о переезде нужно было решать с родителями Ивана. Его отец, суровый фронтовик, не сразу согласился отпустить сына, но Виктор Промин, будущий тренер мальчика – и будущий заслуженный тренер России, – был убедителен.

Виктор Промин с учениками.

Промин выбил для Ивана место в школе-интернате № 2 – и начал учить его играть в баскетбол, назначив ему роль центрового. На занятиях в детско-юношеской спортивной школе Ивану пришлось учиться всему с нуля, даже технике бега, но природные задатки помогли быстро освоиться. Верно оценил тренер и потенциал юношеского организма: на момент окончания школы Иван Дворный вырос до 2,05 м.

 

Золото олимпийских вершин

Игру юноши оценил известный баскетболист, 15-кратный чемпион России, тренер Александр Кандель – и в 1969 г. Иван Дворный переехал в Свердловск, где начал профессиональную карьеру. Его первой командой стал «Уралмаш», входивший на тот момент в число лучших советских команд. Но надолго спортсмен на Урале не задержался.

В 1970 г. в составе молодёжной сборной Дворный стал чемпионом Европы среди юниоров.

Уже в 1971 г. его заметил Владимир Кондрашин и пригласил в «Спартак». Спортсмен переехал в Ленинград. В этом же году в составе «Спартака» Дворный в первый раз стал серебряным призёром чемпионата СССР (успех он повторит в 1972, 1973 и 1980 гг.) и победителем турнира памяти Ю.А. Гагарина (победителем он будет и в последующие годы – в 1972 и 1973).

В 1972 г. Кондрашина назначили главным тренером сборной СССР, и он рискнул пригласить молодого центрового в лагерь сборной. Отбор и нагрузки там были жесточайшие, но Иван Дворный справился с ними – и получил право участвовать в Олимпийских играх 1972 года.

Сборная СССР по баскетболу и её автографы, 1972 г. Иван Дворный – в синих шортах.

«Нас было два десятка кандидатов, и надо было доказывать тренеру и самому себе, что именно ты готов и достоин бороться на Играх за честь Родины. Отбор был жёсткий, нас ставили друг против друга, и мы “бились”, что называется, до первой крови. Но – выдержал, пробился на Олимпиаду и был бесконечно счастлив», – вспоминал о тех днях Иван Дворный.

До Олимпиады советская сборная приняла участие в розыгрыше Межконтинентального Кубка ФИБА клубных команд в США, где взяла серебро у своих будущих олимпийских противников – вечных триумфаторов в баскетболе – у сборной США.

Александр Белов и Иван Дворный на Олимпиаде.

В самóм легендарном матче, впервые сделавшим сборную СССР олимпийским чемпионом по баскетболу, Иван Дворный не участвовал, но на Олимпиаде сыграл семь матчей турнира, давших сборной 20 очков. «Классический пятый номер, парень, выполнявший очень много силовой работы на паркете» – так характеризуют игру Дворного специалисты.

«Эту игру я буду помнить всю жизнь, – через много лет говорил Дворный. – Частенько вспоминаю, как шла борьба, помню острые моменты, реакцию зала, самый дух Олимпиады».

Сборная СССР перед вручением медалей. Чуть позже на пьедестал взойдут за бронзой кубинцы, а вот сборная США от медалей отказалась. Некоторые спортсмены даже запретили забирать серебро своим детям.

В 1973 г. в составе «Спартака» Дворный выиграл европейский турнир ФИБА «Кубок обладателей кубков», а в составе сборной СССР стал победителем Первого всемирного баскетбольного фестиваля ФИБА в Перу.

На этом моменте вы наверняка удивились: и всё? История невероятной победы вошла в два абзаца?

Практически да, на этом всё. Соратник по сборной Сергей Белов вспоминал, что какой-то невероятной встречи победителей в СССР не было. Команду традиционно встретили пионеры с цветами, в качестве премии игроки получили по 3 тыс. руб. и 150 долларов. Часть спортсменов была представлена к государственным наградам, а игроки из ЦСКА – к очередному воинскому званию. Все игроки сборной, не имевшие звания заслуженного мастера спорта СССР, получили его. Все, кроме… Сергея Коваленко и Ивана Дворного.

Спортивные чиновники посчитали, что для такого звания Дворный слишком молод и что для начала нужно стать мастером спорта. Это случилось в 1975 г. А в 1972 г. 20-летний Иван Дворный, став олимпийским чемпионом, не получил звания заслуженного мастера спорта СССР.

Золотая медаль, которую Иван Дворный привёз из Мюнхена.

 

 

Товарищеский матч и недружественная встреча

В 1973 г. сборная СССР на 50 дней отправилась на товарищеские игры в США. Команда сыграла в восьми городах страны со счётом 4:4. Это были сильные и яркие соревнования, на которых Иван Дворный выходил в стартовом составе. Его игра попала в поле зрения местных СМИ – молодого центрового отметили на родине баскетбола. Во время матча в Балтиморе мэр в знак уважения к советским спортсменам присвоил каждому звание почётного жителя города.

Потом сборная поехала на соревнования в Перу, где Дворный стал победителем Первого всемирного баскетбольного фестиваля в Перу. Оттуда спортсмены вернулись в Нью-Йорк и начали собираться домой, не предполагая, какое повышенное внимание ждёт их в Шереметьево.

Сборная СССР по баскетболу в заграничном туре. Справа – Иван Дворный.

Прежде чем перейти к переломному моменту в жизни Ивана Дворного, напомним о некоторых особенностях экономической и политической обстановки того времени.

Во-первых, выезжать из СССР могли немногие: политики, актёры, музыканты и спортсмены. Редко – учёные и писатели. Во-вторых, все, кто выезжал за границу, привозили оттуда дефицитные импортные товары: одежду, нижнее бельё, духи, косметику, виниловые пластинки… Часть привезённого продавалась, но это было незаконно: любая торговля, помимо официальной, считалась спекуляцией. В каждом крупном городе проходили судебные процессы, на которых «фарцовщиков» клеймили за поведение, позорящее советского человека. И последний момент: несмотря на то, что подготовка у спортсменов была на высочайшем уровне, их профессионализм не гарантировал им высокого заработка. Скорее, наоборот: после завершения спортивной карьеры эти люди оказывались в уязвимом положении.

«Это нынешние спортсмены сегодня преуспевают, зарабатывая на себя, своих детей, а звёзды – даже на внуков. А тогда... К тридцати карьера, как правило, заканчивалась. Ленинградские звёзды имели квартиры (неженатые – однокомнатные), машину «Жигули» или – высшая мечта – «Волгу», дипломы об окончании вузов – всё. Финансовых запасов минимум, образования – ещё меньше (в институтах числились, но не учились), а стало быть, без профессии. Ну и с минимумом здоровья: это физкультура его увеличивает, а большой спорт ещё как урезает...», – рассказывала в одном из интервью чемпионка мира и Европы по баскетболу Александра Овчинникова.

Поэтому к «челночеству» спортсменов толкали небольшие заработки. Но где взять валюту? Она в СССР тоже не обменивалась свободно. Выезжающие везли с собой икру или водку, которые продавали ресторанам гостиниц, в которых размещались.

«Основной заработок в те годы – не зарплата и премиальные, а поездки за рубеж. <…> Поверьте, не было в делегации человека, который бы не приторговывал. Даже чекисты, которые читали нам лекции о том, что спекулировать – плохо, пересекая границу, первым делом интересовались, куда бы икорочку пристроить», – рассказывал олимпийский чемпион по баскетболу Сергей Тараканов.

Иван Дворный вёз с собой несколько пар джинсов – и они-то и легли в основу строгого приговора. Знакомый из Свердловска, через которого спортсмен продавал вещи ранее, назвал Ивана поставщиком – и тот сразу из спекулянта стал подозреваемым «в контрабанде по предварительному сговору группы лиц». За это преступление можно было получить от трёх до десяти лет лишения свободы «с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки». Эта ситуация говорит о том, что за Дворным уже велось наблюдение.

«Две пары джинсов испортили мне всю жизнь. Мы всё время после заграничных поездок что-нибудь привозили. Просто в этот раз поймали человека, который помогал мне продавать эти вещи, а он сдал меня. А может быть, какие-то люди не простили мне переход из Свердловска в Ленинград?» – размышлял о роковом событии Дворный в 2012 г.

 

Таможня и арест

В Шереметьево сборную СССР встретило большое число таможенников, и спортсменам стало понятно: их ждёт долгий досмотр. В ходе многочасовой проверки в багаже баскетболистов обнаружили… боевой пистолет и патроны к нему! Это усугубило ситуацию, тем более что «владелец» пистолета не нашёлся. Но вскоре его «нашли»: в багаже Алжана Жармухамедова нашли ещё один пистолет. Позже баскетболист рассказывал, что он знал, кто подбросил ему оружие ещё в США, но до конца жизни так и не назвал фамилию сокомандника.

Так Дворный и Жармухамедов стали главными участниками показательного процесса. В газете «Правда» вышла обличительная статья о «борьбе за чистоту нравов наших олимпийских чемпионов».

«Ещё помню, <…> была статья по поводу моего ареста под заголовком “Низвержение с Олимпа”», – рассказывал Иван Дворный в одном из интервью.

 

Александр Белов, Иван Дворный и Александр Болошев. Мюнхен, 1972 г.

21-летнему спортсмену инкриминировали статью 78 (контрабанда), и 7 июня 1973 г. Иван Дворный оказался в свердловском СИЗО. Алжану Жармухамедову повезло больше: он был известнее – а ещё он играл за ЦСКА.

«Уже на следующий день с меня сняли “заслуженного”, вывели из сборной, запретили выступать за ЦСКА. К моему счастью, ЦСКА проиграл первый матч чемпионата. Звонят: “Срочно вылетай в Тбилиси!” В одночасье дисквалификацию отменили. Вступился министр обороны Гречко. Он произнёс знаменитую фразу: “У каждого офицера должен быть пистолет”. Поручился за меня и председатель Спорткомитета Сергей Павлов», – вспоминал Алжан Жармухамедов.

Ивана Дворного приговорили к трём годам «строек народного хозяйства». Владимир Кондрашин боролся за подопечного до конца – и в итоге при его содействии Дворного освободили досрочно и перевели в посёлок Нурма (Ленинградская область) на строительство свинооткормочного комбината. Через полтора года Дворный получил УДО.

«В тюрьме отсидел девять месяцев. Потом ленинградские “Кресты”, суд, приговор – три года строек народного хозяйства, этап. Сколько буду жить, столько буду помнить. Идёшь – голову вниз, руки за голову, охранники травят нас собаками, кричат: “Чужой!” Закрывают в клетку. Тридцать лет уже прошло, а я до сегодняшнего дня не могу оклематься. Ничего не забыл, ничего не отболело...» – вспоминал Иван Дворный в 2002 г.

Не переставали переживать за Ивана и его родители. Его отец однажды даже сказал Виктору Промину: «Испортил мне сына! Он бы у меня сейчас председателем колхоза был».

 

Жизнь после: легенды, пчеловодство и… награда

О жизни Дворного во время УДО существует легенда. В 1976 г., когда в Ленинград на товарищеский матч приехала сборная США, ему удалось попасть туда зрителем. К площадке ему подходить запретили, но приметного парня увидел один из американских игроков, с которым они познакомились в США в 1973 г. Американец подошёл поздороваться, и Дворного почти сразу же вывели из зала люди в штатском. Легенда гласит, что зрители скандировали «Свободу Луису Корвалану и Дворному Ивану!».

После освобождения Ивану Дворному разрешили играть, но только внутри страны. В том же 1975 г. в составе сборной Ленинграда он стал серебряным призёром Спартакиады народов СССР, а в 1976 г. перешёл в молодой владивостокский «Спартак».

Дворный улучшил позиции команды в общем рейтинге – она заняла десятое место в топ-10 чемпионата СССР, а сам часто набирал за игру по 20 очков.

В 1978 г. ему предложили перейти в московское «Динамо», но долго играть за милицейский клуб Дворный не смог и отработал минимальный контракт в два года.

Есть и другая версия его попадания в этот клуб. Якобы «динамовцы» заметили хорошую игру Дворного и захотели заполучить себе сильного игрока, а чтобы это случилось наверняка – прислали ему повестку в армию, в войска МВД. К слову, так в то время набирал спортсменов и ЦСКА.

Как бы то ни было, отыграв в «Динамо», 28-летний Иван Дворный завершил карьеру. В 1980 г. он вернулся в родное село Ясная Поляна, где занялся… пчеловодством. Вскоре он переехал в Омск и устроился слесарем в локомотивное депо «Московка», где проработал 14 лет. Уволившись из депо, он стал пожарным, посвятив борьбе с огнём шесть лет.

Иван Дворный продолжил играть в баскетбол – правда, уже любительский: за омские команды «Шинник» и «Локомотив».

 

А 25 марта 1999 г. случилось то, чего Иван Дворный никак не ожидал: ему вручили свидетельство «Заслуженный мастер спорта России» и значок за победу, одержанную им в составе сборной СССР по баскетболу на Мюнхенской олимпиаде 1972 г.! Это стало возможным благодаря хлопотам ветеранов баскетбола, помнящих о перспективном, но не реализовавшем себя коллеге.

 

Привет, Америка!

В 1983 г. Иван Дворный женился. Его супруга Татьяна рассказывала, что впечатлить её титулом чемпиона мужчина не пытался – и вообще не любил рассказывать об Олимпиаде. Ни ей, ни другим, хотя к тому времени чемпиона уже начали приглашать на различные мероприятия.

Татьяна и Иван Дворные.

«Но баскетбол для него – это была родная стихия. Иной раз проснётся утром – рассказывает, как во сне играл, забрасывал мяч в корзину».

Супруги воспитывали двоих детей – Антона и Ольгу, жили скромно: титул олимпийского чемпиона в те годы не давал никаких льгот. У семьи накопился большой долг за коммунальные платежи, и Иван Дворный искал способы его погасить.

И в ноябре 2001 г. 49-летний Иван Дворный по совету друга… уехал на заработки в США. Тот передал ему привет из Балтимора, где Ивана всё ещё помнили, – и мужчина решил использовать этот шанс.

«К тому времени у меня уже была семья, двое детей. Чтобы их прокормить, приходилось быстро осваиваться. К тому же я крестьянин, не белоручка. Когда стало совсем невмоготу, поехал в Америку, штат Огайо. Там проработал почти год – мыл полы в магазинах. Там работал друг. Он мне предложил, я согласился. При оформлении визы очень помогла грамота почётного жителя Балтимора. Она послужила для меня пропуском в США. Для того чтобы чистить туалеты и мыть полы, не нужно знать английский язык. Я просто приходил и качественно делал свою работу. Мною были довольны», – вспоминал олимпийский чемпион.

Татьяна Дворная рассказывала, что работодатель мужа, переехавший в США из Беларуси, с уважением относился к работнику, а на 50-летие устроил ему праздник, среди прочего организовав для заядлого охотника выезд за город и стрельбу по мишеням.

Поздравили его и на Родине – Иван Дворный получил поздравительную телеграмму от президента.

Правда, приняла телеграмму Татьяна: «уважаемый Иван Васильевич» в это время трудился за океаном в Кливленде, получая по 75 долларов за 12-часовую смену – неплохие деньги в пересчёте на рубли.

«Я мог бы жить там, но с 2003 года олимпийским чемпионам в России стали выплачивать президентскую премию – 15 тысяч рублей. Я решил, что мне этих денег хватит, и вернулся домой», – рассказывал Иван Дворный о возвращении в Россию.

Но не в стипендии было дело: мужчина просто понял, что не сможет жить в США.

«Отправляясь в Америку, хотел остаться там навсегда. Теперь знаю, что не могу там жить. Очень тяжело без близких. Всё время вспоминал родную Ясную Поляну. У меня ведь там мать, брат. Приезжаю, беру ружьишко и брожу по окрестностям. В Америке просто так не побродишь. Да и вообще – другая страна».

После возвращения на Ивана Дворного обратили внимание СМИ и общественники. В 2010 г. омич Владилен Лех издал повесть «Блок-шот», в которой рассказал о судьбе Ивана Дворного.

 

 

Признание

2012 г. стал для Ивана Дворного знаковым.

Он был почётным гостем на Олимпиаде в Лондоне, а в Москаленках открылась баскетбольная школа, где стали проводить турниры его имени.

Олимпийского чемпиона начали приглашать на соревнования и встречи, однако главным знаком признания стало избрание Ивана Дворного президентом Федерации баскетбола Омской области. В октябре того же года он стал тренером-консультантом тренерского штаба баскетбольного клуба «1716».

Дворный сразу погрузился в решение проблем своей дисциплины, решив начать возрождение российского баскетбола с детско-юношеских школ в регионах.

​«Он очень сожалел, что в Омске мужскому баскетболу уделяется очень мало внимания. <…> Поэтому однажды Иван Васильевич решил написать письмо Путину. В тексте он выложил всё, что наболело на душе. Например, рассказал о том, что спортшкола Олимпийского резерва, которую он окончил, начинает захиревать. А к её зданию сделали огромную офисную пристройку и закрыли часть окон. <…> В ответ пришло жёсткое, чёрствое письмо-отписка от какого-то равнодушного чиновника. Иван в это время уже слёг и очень сожалел: “Нет у нас правды. Умирая, ничего для родного города не сделал”. А он очень хотел, чтобы в Омске был построен хотя бы один зал для баскетбола, соответствующий всем современным требованиям. Но нормального зала в Омске нет до сих пор», – вспоминала о деятельности Ивана Дворного Людмила Первушина, капитан баскетбольной команды «Нефтяник» с 1970 по 1976 гг.

Татьяна Дворная бережно хранит награды супруга.

Однако реализовать себя в качестве функционера Дворный в полной мере не успел. В 2014 г. у него диагностировали рак лёгких. Болезнь пытались победить всем баскетбольным миром, но уже 22 сентября 2015 г. Ивана Дворного не стало.

В многочисленных интервью Иван Дворный не скрывал своих чувств о несложившейся карьере. Так, в интервью «Труду» в 2002 г. он сказал: «Я понимаю, что, наверное, не прав, но в голове постоянно сидит: не играл бы я в баскетбол, пахал бы в деревне – не сидел бы в тюрьме. Может, вообще жизнь лучше сложилась бы». Однако через 10 лет, незадолго до смерти, он по-прежнему жил баскетболом: «Вы представьте себе: “Юбилейный”, полный зал, ты выходишь на площадку, болельщики ждут от тебя победы – всё это незабываемые моменты. По ночам во сне я продолжаю играть и забивать сверху».


Автор: Анна Подоляк

Фото: ru.wikipedia.org, sport-express.ru, championat.com, sport24.ru, olympteka.ru, thumb.tildacdn.com, sport.rambler.ru, rus.team, bessmertnybarak.ru, photosota.club, panteleich.livejournal.com, omskregion.info

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.