Григорий Бартковский – самый загадочный омский архитектор

Дата публикации: 30.01.2026

В конце 80-х искусствовед Алла Гуменюк, работая в омском архиве, сумела разобрать на старом чертеже проекта расширения одного из знаковых омских зданий подпись его автора: Григорий Бартковский. И сумела наконец вернуть из небытия имя работавшего в нашем городе с 1904 по 1914 годы художника-архитектора, ученика знаменитого Леонтия Бенуа. Теперь это имя фигурирует во многих книгах и статьях, посвящённых омской архитектуре. Но в биографии Григория Степановича вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Сегодня, 30 января исполняется 160 лет со дня его рождения.

Архивные поиски, которые провела Алла Николаевна, позволили пролить свет на биографию забытого зодчего. Григорий Степанович родился в селе Николаевка Херсонского уезда Херсонской губернии и принадлежал, как указывается в метрическом свидетельстве, «к званию потомственного почетного гражданства». Его отец и дед были священниками. Но Григорий выбрал для себя совсем другой путь. Он окончил архитектурное отделение Одесской рисовальной школы и уже в достаточно зрелом возрасте – в 28 лет – отправился в Петербург, дабы продолжить образование. Бартковский поступил в Императорскую Академию художеств, проучился там некоторое время, но потом перевелся в Высшее художественное училище при Академии. Он стал учеником знаменитого архитектора Леонтия Бенуа, который на рубеже веков считался признанным лидером русской архитектурной школы. Впрочем, Леонтий Николаевич прославился не только как архитектор, но и как педагог – он вырастил множество архитекторов модерна и неоклассицизма, чьи творения формировали облик Петербурга. Перечислить все их имена попросту невозможно.

Свою дипломную работу Григорий Бартковский выполнит по теме «Проект Городской Думы в столице». Разумеется, даже не догадываясь, что начало его профессиональной деятельности будет связано как раз со зданием Городской Думы в столице – правда, столице сибирской.



Завершив учебу, Григорий Степанович 1 ноября 1901 года получил звание художника-архитектора. Он служил архитектором при Министерстве народного просвещения в Петербурге, являлся действительным членом Общества архитекторов-художников в Санкт-Петербурге. Но его судьба недолго будет связана с городом на Неве.

В июне 1904 года Бартковский напишет вице-президенту Императорской академии художеств графу Ивану Толстому: «Ещё в первых числах апреля месяца 1904 года я получил назначение на место городского архитектора в город Омск при Городской Думе. Несмотря на то, что по характеру самой службы последняя требует скорейшего моего прибытия к месту назначения, я не могу отправиться туда, пока Санкт-Петербургским Градоначальником не будут высланы местным властям сведения о моей политической благонадежности… В виду этого честь имею покорнейше просить Ваше Сиятельство оказать возможное содействие».

Избежав таким образом бумажной волокиты, 38-летний архитектор в скором времени приезжает в Омск. Перед столичным специалистом была поставлена непростая задача:­ разработать проект расширения одной из главных городских построек – здания Городской Думы, построенного в русском стиле. В пристройке к зданию Думы должна была разместиться городская библиотека имени Пушкина. С этой задачей Григорий Степанович справился блестяще, и уже 3 сентября 1904 года состоялся молебен по случаю закладки здания для библиотеки.

 Алла Гуменюк отмечает, что Бартковский «с большим художественным тактом подошёл к решению задачи» и, полностью сохранив стиль здания, «повторил декоративные мотивы средневековой каменной архитектуры в отделке наружных стен, перекрыл ряд помещений сводами, которые также должны были вызвать ассоциации с палатами древнего терема, а со стороны главного фасада, чтобы тот не выглядел монотонным из-за увеличения своих размеров, ввёл над входом в библиотеку небольшую шатровую башню, завершив её флюгером в виде казака с пикой».

Пристройка была выполнена блестяще. Даже специалисту трудно заметить на главном фасаде разницу между ранее возведенным зданием и пристроенной к нему частью.

«Проект расширения здания Омской городской управы с помещением для городского ломбарда, с кладовыми Пушкинской библиотеки» с полным правом можно назвать самостоятельным художественным произведением, вставлять в рамку и вешать на стену. Григорий Степанович с виртуозным изяществом изобразил там не только само здание, но и фигурки прохожих, тогдашний транспорт – экипажи – и даже велосипедиста.

О дальнейшей профессиональной деятельности Григория Бартковского сохранились лишь отрывочные сведения. Некоторую информацию о ней удалось почерпнуть из двух объявлений, которые Григорий Степанович публиковал в журнале «Омские епархиальные ведомости» в 1909 и 1910 годы, сообщая, что принимает заказы на проекты церквей во всевозможных стилях (преимущественно, в древнерусском и византийском). Там указано, что Бартковский являлся главным техником по постройке воинских зданий в Омске. Оттуда же известно, что он построил в Тобольской епархии около 30 храмов. Есть и омский адрес художника-архитектора: ул. Артиллерийская (ныне проспект Карла Маркса), дом Мясникова.

Григорий Бартковский имеет отношение и к ещё одному знаменитому омскому зданию.­ В 1914 году Бартковский являлся производителем работ на строительстве здания Управления Омской железной дороги (сейчас там размещается Омский государственный университет путей сообщения).

А более о нём ничего неизвестно. Неизвестно, был ли Григорий Степанович женат, сколько всего зданий в Омске было возведено по его проектам, как сложилась его судьба после 1917 года и как он завершил свой жизненный путь. Нет даже ни одной его фотографии. Но, быть может, эти сведения просто ещё не найдены? 

Автор: Елена Мачульская

Фото: Исторический архив Омской области, pastvu.com





 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.