«Учеников я заставляю уважать даже врагов». Президент областной федерации тхэквондо (GTF) о воспитании, нуждах омского спорта и тренерской гордости

Дата публикации: 16.04.2021

Фёдор Геннадьевич Мартыщенко – президент областной федерации тхэквондо (GTF). За 27 лет работы тренером вырастил чемпионов мира, Европы, России, стал обладателем чёрного пояса четвёртого дана (и планирует идти на повышение), а также главным тренером сборной Омской области. За спортивными достижениями наставника и его учеников стоят не только многолетние тренировки, а целая философия и сила характера. Мы поговорили с Фёдором Геннадьевичем о том, как воспитать будущих чемпионов, что развивают занятия тхэквондо помимо физических навыков, а также кто стал кумиром для единоборцев в 90-х.

Сразу вопрос:  как правильно – таэквондо или тхэквондо?

Таэквондо – это перевод с английского taekwondo. Согласно терминологии и транскрипции правильное произношение – тхэквондо.

Тхэквондо – олимпийский вид спорта, но в нем существуют направления и стили. Одно из направлений Тхэквондо – GTF (Global Taekwondo Federation) официально признано в Министерстве спорта, и это отдельно  развивающийся вид спорта. У нас сильная дисциплина, воспитание, начиная с детского возраста. Настраиваем нравы, спортивные привычки, учим придерживаться здорового образа жизни, учим соблюдать правила поведения не только в зале.

На груди нашей формы есть значок – кулак. Это 5 принципов – уважение, терпение, честность, мужество, самоконтроль. Философия – следуй принципам и всё будет получаться. Это из моего опыта. Уважать себя я заставляю даже врагов. Если у меня есть враг, и мы друг друга ненавидим, между нами возникает еще больше огня, негатива. Стоит кому-то одному проявить уважение, получишь уважение в ответ. Кутузов уважал оппонента на войне, тем же принципам следовал Сталин. Почему войны так долго длятся? Никто не хочет уступать. Когда сражение заканчивается, спрашивают, «а к чему это всё шло?». Шло к тому, что погибло много людей и всё разрушилось. 

В виде спорта тхэквондо GTF есть много соревновательных дисциплин. Поединки, спецтехника, разбивание досок и хьенг-формальный комплекс, где спортсмен демонстрирует стойки, блоки и удары, выполненные в логической последовательности. Если кому-то запрещено драться, есть ограничения, можно выступать, выполняя комплексы. И там, и там можно зарабатывать медали, становиться чемпионом 

Расскажите, когда и как вы пришли в спорт? Точнее, в тренерство.

В спорт я пришёл в детстве, но в те времена, когда ещё было СССР, боевых искусств не было. Но было приближённое к ним дзюдо, туда и пошёл. Почему дзюдо? Мне понравилось, что у них есть единая форма, дисциплина, традиции. Выполняя поклон при входе в зал или перед началом поединка, тем самым проявляешь уважение. Не так, что я зашёл высморкался и протёр тряпочкой, а тому месту, где мы занимаемся, отдаём дань уважения. Даже если тренировка на природе или вне зала, сначала «уважение», а потом начинаем что-то делать.  

После появления видеокассет с фильмами в 80-х и 90-х пошла первая волна – карате. Многие будущие чемпионы, в том числе кикбоксеры, тхэквондисты, сначала занимались им, поэтому базовая школа у нас карате. Будучи уже с чёрным поясом по этому виду спорта в конце 90-х я поступил в институт физической культуры. К нам приехали ребята с Дальнего востока – российские корейцы занимающиеся тхэквондо. Они сделали интересное предложение: сказали, будут развивать в Омске этот вид единоборств. Показали нам, как интересно тхэквондо, я начал параллельно его изучать. Потом пригласили мастера из Северной Кореи, они там  только и делают, что занимаются тхэквондо. Я сдал экзамен на чёрный пояс у этого мастера. Естественно, это тоже дань уважения, и я полностью перешёл в тхэквондо.      

В каком возрасте к вам приходят ребята? Как сработаться с ребёнком?

По поводу возраста обучающихся, мы спустились абсолютно до минимума: начинаем с 3-х лет. Тхэквондо – универсальный вид единоборства. Можем преподавать даже взрослому человеку, если он по каким либо причинам  не мог заниматься, то мы научим. Видно, что человек хотел заниматься этим всю жизнь. Знаем, как это делать.

То же самое с детьми: их надо завлекать. Индустрия развлечений делает это быстрее, и ребята уже с детского сада  с нарушенной психикой, злятся без повода, не контролируют поведение. Это и мультфильмы, и телефоны, и яркие игры, всё влияет на психику. Отвлечь ребенка от этого можно только физической направленностью, заинтересовать его. 

Стихотворения с терминологией тхэквондо, которые дети готовят к соревнованиям и экзаменам

Естественно, мы преподаем не просто ОФП, а основы боевых искусств. Говорим – попрыгай, ребёнок делает, потом говорим – попрыгай с выходом ноги, допустим, в виде удара, он так и сделает. Всё в игровои форме, к этому нужно приучать. Мотивируем ребят участием в соревнованиях, в различных спортивных и массовых мероприятиях, присвоением поясов и разрядов.  

Форма бывает в комплекте сразу с белым поясом, но мы не разрешаем его надевать. Приобрёл форму – ходи без пояса. Его нужно завоевать своими знаниями и умениями на начальном этапе. Дальше сложнее, с каждым этапом сдаётся экзамен, где нужно продемонстрировать знание, теорию и т.д.

Есть всероссийский спортивный портал, куда включён наш вид единоборства. Допустим, вы сдали экзамен на жёлтый пояс, но перестали заниматься тхэквондо. Но ваша анкета, что вы являетесь спортсменом GTF, с данными о достижениях, полученном поясе, осталась на этом портале. Всегда можно зайти, посмотреть, показать.  

Вы не обращали внимание, в последние годы стало приходить больше учеников?

Всё идёт волнообразно. В данное время немного нарушила пандемия. «Старенькие» перестали приходить, боялись тут заразиться. Но при этом вижу, что ребята гуляют,  ходят на массовые мероприятия.  Но также на занятия пришло и огромное количество новичков.

К спорту стало больше внимания, но, в основном, это заслуга тренеров, руководителей клубов и федераций. Со стороны государственных чиновников, к сожалению, нет поддержки. Всё стоит на наших плечах. Происходит сильный отток из города квалифицированных спортсменов.

В чём конкретно сейчас нуждается омский спорт? 

В поддержке. Элементарной поддержке. Проведении спортивных мероприятий,  фестивалей, турниров. Когда в городе ещё был хоккей, построили много ледовых помещений. Сейчас «Авангард» играет в Подмосковье, эти помещения стоят. Помимо льда внутри у них есть ещё другие площадки. Мы готовы их занять, но нет интереса у второй стороны.

В 2018 году был год дружбы народов, Администрация по спорту республики Казахстан приглашали нас на соревнования, где многое было предоставлено без оплаты. Мы платили только за проезд. Там и проживание, и организация, медали, кубки. У нас всё то же самое делают, но – за счёт наших общественных организаций. 

У нас много идей, мы проводим турниры, спортивные мероприятия. Хотели бы, чтобы нам выделили большой зал, где можно проводить межрегиональные и международные турниры. Сегодня, допустим, тхэквондо, завтра кикбоксинг, каратэ и т.д. Так происходит во многих городах. Например, на Алтае несколько лет проводят международный фестиваль боевых искусств, в Уфе проходят Евразийские игры боевых искусств. Виды поддержки прописаны в должностных инструкциях спортивных чиновников. Её придумывать не надо. Но мы занимаемся единоборствами, работаем над характером. Наши руки никогда не опустятся. Всегда будем развиваться и идти вперёд. 

Как, несмотря на сложности, вы не сдаётесь? Что вас поддерживает?

Единоборство это и даёт. Дисциплину. Я учу своих учеников: если ты выходишь, и чувствуешь, что проигрываешь, бой всё равно нужно довести до конца, достойно. Не получается – надо проявлять характер. 

В начале тренерства, в 90-х, если ученик баловался, пропускал занятия, плохо учился, я ему говорил, что не буду пускать больше на тренировку. И он делал всё, чтобы вернуться в спорт. Сейчас же скажешь, а в ответ «ну и ладно».

Да и со стороны родителей… Спрашиваешь, почему ребёнок не ходит. В ответ: «да он не хочет». Мамы, папы, это видно по социальным сетям, живут своей жизнью. Ребёнок – своей. Пропал институт семьи, этакий философский треугольник, где наверху находятся бабушка и дедушка, внизу мама, папа и напротив дети.  Сейчас всё перевернулось. Ребёнок наверху и манипулирует всеми. Это неправильно.

Была пандемия, пожалуйста – мы преподавали через ZOOM. Это единоборства. Поэтому не сдаёмся. Перед пандемией в один зал приходило больше 60 человек, после – я месяц тренировался тут один. Многие тренеры сдались, подались на различные должности, в менеджеры. Так нельзя. Надо идти в своём направлении.

А вы приобщали свою семью к спорту?

Конечно. Единственное, не навязывая. У меня есть сын, и необязательно, чтобы он пошел по моим стопам. Он разбирается в IT-технологиях, занимается этим. Но, конечно, приходит по выходным, в свободное время, в зал, чтобы поддерживать себя в форме. 

Во время тренировок привлекал родителей подопечных. Они сидят на лавке, я говорю, что смотрите, пойдём сюда. По субботам делали совместные тренировки, назывались «семейные». 

У нас универсальный вид. Мы можем вести «тхэквондо-робику», подстраиваемся под любого – когда какие были травмы, чем можно заниматься, чем нельзя. Особенно хорошо выходят из положения астматики. Заходят – задыхаются, кашляют, чихают. Проходит год-полтора, не успеваешь заметить, как они уже спокойно дышат, участвуют в соревнованиях. 

Я часто слышала, что единоборства и боевые искусства – это больше для мальчиков. Но, смотрю, кто заходит в секцию тхэквондо у моего дома – бОльшая часть учащихся – девчонки. Как вы думаете, с чем это связано?

Это воспитание. Его попросту нет. Пропал институт семьи. Он существовал во времена СССР, сейчас его нет. Мальчиков сейчас лелеют, жалеют, балуют, мужское эго подавляют с детства. 

Когда в 2000-х я воспитал первых девочек, у меня была самая сильная сборная. Что такое сборная? Это пять человек, которые участвуют в личном и командном первенстве. И когда мы ездили по городам, люди говорили «о, опять эти омички приехали». Причем девочки были совсем не грубые. Три из них ходили в модельное агентство, были все красивые, высокие, при этом,участвовали на турнирах всероссийского значения.

С чем это связано? Девочки все знания схватывают сразу, тренируются и развиваются. Они хотят быть выше, сильнее. Парни не придают этому значения. Все стали обособленными друг от друга. Живут нормами, навязанными обществом. Согласитесь, если у нас с вами разные интересы – мы не будем дружить. Мне есть с чем сравнить, раньше все дружили. Мы должны ломать стереотипы, чужие нормы. Мальчики стали плаксивыми. Приводят его на занятие, с семьёй все вместе его уговариваем, я перед ним выплясываю. Любое спотыкание – снова начинаются слезы. 

Жить нужно не отдельно, а параллельно со своими детьми. Потом удивляются родители – сыну 16 лет, а он их не слушается и грубит. Поэтому когда ребята ко мне попадают, я стараюсь пробудить в них мужское эго. Они ездят на соревнования, становятся мужественными, и потом возвращаются к родителям, и всё по новой. Бросают, перестают ходить, встречаю их на улице, а на шею уже жировые «бутерброды» наросли.

Вот есть знакомый, говорит, буду водить к вам сына. Говорю, хорошо, давайте в субботу в 10 утра. А в ответ – мы в это время еще спим. Это не есть хорошо, так нельзя. Не «мы ещё спим», а вы должны научить его вставать рано. Чтобы рано вставать, не надо ложиться поздно. Это проблемы, которые берутся из воздуха, которые родитель создает себе сам. Тут начинается моя работа не просто как тренера, приходиться быть и психологом и воспитателем, находить общий язык с ребёнком. Где-то кнутом, где-то пряником, потому что изначально я ставлю себя в тоталитарный режим. Меня надо уважать, меня надо бояться, но бояться оступиться или сделать неправильно. Бояться уважительно. 

Любой человек ищет в себе идеал. Так же, как мы ищем Бога. Даже атеист может вскрикнуть «о боже». Всегда ищем, к чему хотим быть направлены, у каждого есть кумир. У меня есть кумир. И мы на этом растём. У меня были кумиры с первых видеофильмов, и это нормально. Я никогда не научу плохому, только хорошему. Стараюсь делать так, чтобы меня уважали. Боялись не как деспота, а боялись, что я узнаю, как кто-то курит, пьёт, хулиганит. Я так преподаю. Чтобы были ответственными перед собой, перед всеми.  

По поводу ваших учащихся. Вы испытывали гордость как преподаватель? Смотрели на ребят, и думали, «как классно, что я их обучил»?

Конечно, это сплошь и рядом. У меня большой стаж. Я веду тренерскую деятельность с 1994 года, тренерский стаж тхэквондо – с 2001-го. Вырастил чемпионов мира, чемпионов Европы. Раньше я и не мечтал об этом, как и многие дети мечтают о черном поясе. Проходит время, у вас большой соревновательный стаж, стаж поясной системы, которую вы всю прошли. Черный пояс – это просто экзамен, где всё то, что вы наработали годами,знания,технику и опыт – демонстрируете. Он тяжеловат, но он должен быть таким. Чёрный пояс может получить абсолютно любой. Здесь играют роль характер, труд и время. 

Мне есть чем гордиться. 2019 год, был чемпионат Европы. Еле-еле нашли деньги, поехали туда, но будучи расстроенными, что прошли не ту подготовку, всё-таки стали победителями. К сожалению, со мной не поехали мальчики, потому что они не прошли отбор, а он происходит на уровне чемпионата России. Выиграли две девочки – 16 и 18 лет. Так что, конечно да, есть чем гордиться.

Возвращаясь к 90-м. Интерес к боевым искусствам подогревали фильмы?

Они только и подогревали. Самый первый кумир – Брюс Ли. Он был не просто актёром, он превратил боевые искусства в кинематограф. Брюс Ли был философским бойцом, скажем так. Он показывал, как нужно уметь владеть своим телом. Мы повторяли за ним. Сейчас проходят профессиональные поединки, на которых отнимается много здоровья, и это ради денег. Но надо вовремя остановиться.

Второй такой актёр – Джеки Чан. Это абсолютно незапятнанный герой, нет никаких связанных с ним скандальных историй. Он никогда не играл злодеев, исключительно хороших героев. И в жизни он такой же. Взять, например, Микки Рурка: он профессиональный боксёр, но тут же ввязывается в один скандал, второй, я это не люблю. Весь в пластических операциях. Да будь ты собой просто, вот и всё.

Джеки Чан и Брюс Ли – они изнутри спортсмены, а не просто актёры. Актёрское мастерство это их талант. 

 

 

Поделиться:
Поддержи проект

Через интернет

Банковской картой или другими способами онлайн

Через банк

Распечатать квитанцию и оплатить в любом банке

  1. Сумма
  2. Контакты
  3. Оплата
Сумма
Тип пожертвования

Ежемесячное пожертвование списывается с банковской карты.
В любой момент вы можете его отключить в личном кабинете на сайте.

Сумма пожертвования
Способ оплаты

Почему нужно поддерживать «Трамплин»
Все платежи осуществляются через Альфа-банк

Скачайте и распечатайте квитанцию, заполнте необходимые поля и оплатите ее в любом банке

Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты

распечатать квитанцию
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.