Дата публикации: 26.07.2021
Психотерапевт Сергей Гудков про анорексию.
Мы уже обсуждали, что расстройства пищевого поведения — это постоянное нарушение питания и/или поведения, связанного с едой, которое меняет само потребление пищи и/или его процесс. В результате страдает физическое здоровье человека и психосоциальные функции.
В основе этих расстройств — сверхценность формы тела, веса или типа питания и их контроля. Именно это является сердцевиной, ядром, корнем, из которого растут поведение и последствия — то, что мы можем заметить со стороны.
________
Консультация. Передо мной девушка. Хорошо учится, прилежная, ответственная. Аккуратная. Всё в ней «правильно», даже с избытком. Кроме одного — она истощена и физически ослабла. Уже сама понимает, что с её желанием худеть и никогда не набирать вес что-то не так — но не может справиться:
— Это сильнее меня. Вот эта «Я» понимаю, что так неправильно, но как будто во мне ещё есть кто-то другой, очень сильный. И он заставляет меня всё это делать…
— Лет пятьсот назад мы бы говорили, что в тебя вселился злой дух или демон, и взял власть над тобой. Похоже?
— Очень.
— Это сильный и коварный демон. Имя ему — анорексия…
Анорексия — ещё один пример РПП, та крайность, когда еды слишком мало. Чтобы сказать, что у человека не просто плохой аппетит, а анорексия, нужен набор признаков (по материалам Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии):
● Ограничение потребляемой энергии, приводящее к крайне низкой массе тела (менее 85% от идеального веса)
● Интенсивный страх набора веса или постоянное поведение, направленное на уменьшение веса, даже если он объективно очень низкий
● Нарушенный образ тела или чрезмерное влияние веса/формы тела на самооценку или постоянное отрицание серьезности дефицита массы тела
Типы анорексии
Есть два подтипа анорексии: при ограничительном потеря веса достигается голоданием, диетами, чрезмерными нагрузками, но нет эпизодов очищения. При очистительном в течение последних 3 месяцев были повторяющиеся эпизоды переедания и очищения (вызванная рвота, злоупотребление слабительными, мочегонными средствами или клизмами, или всё вместе). Это самый опасный вид РПП, с максимальным риском смерти.Когда у человека развивается анорексия, он частенько скрывает происходящее. В ход идёт мешковатая одежда — попробуй, рассмотри под ней истощение. Люди с анорексией избегают раздеваться перед другими людьми всё по той же причине и не пойдут в бассейн, сауну, в примерочную с кем-то… Чтобы скрыть отношение к еде, они не сидят за столом вместе со всеми, едят в другое время или уносят еду в свою комнату, чтобы потом её незаметно выкинуть. В попытках скрыть истощение они доходят до того, что прячут куски свинца в бельё, когда взвешиваются.
До поры до времени это получается. Обычно выясняется, что ситуация с похудением зашла слишком далеко, когда появляются грозные последствия. Например, у девушки или молодой женщины прекращается цикл. Это «крик» тела, показатель: сил на обычную телесную жизнь осталось мало.
Что плохо — обыденное сознание поощряет анорексию. Все эти «не жрать, чтобы не растолстеть», «посидеть немного на диете» и «ой, ты так хорошо похудела» утверждают человека в мысли, что худеть — это доблесть номер один, и лучше умереть, чем допустить хотя бы немного жира в теле. Многие родители, кстати, поначалу с одобрением относятся к попыткам детей ограничивать питание и худеть — до тех пор, пока не появятся серьёзные симптомы.
Ситуацию поддерживают некоторые личностные особенности: люди с анорексией чаще одиноки, застенчивы, у них нарушена самооценка — то самое «я недостаточно хороша». А ещё они упорны, настойчивы и стремятся к достижениям. На фоне генетической предрасположенности этот «набор» подталкивает компенсировать переживание неполноценности и получать одобрение через контролирование тела и еды. Первые успехи и социальная поддержка: «Какая ты молодец, раз похудела» — замыкают порочный круг.
Что делать?
Что делать, если вдруг выясняется, что у дочери уже давно нет месячных, и она весит 40 кг вместо положенных в её возрасте 55? (У парней тоже бывает анорексия, но чаще это удел девушек и молодых женщин).Первое
Прекратить себя винить. Анорексия — это заболевание, в возникновение и развитие которого большой вклад вносит генетика. Так сложилось. Вы не могли отредактировать гены, которые сто тысяч лет назад помогали кому-то из племени не только выжить, но и оставаться активным, когда остальные еле шевелились от голода. Благодаря этим генам племени удалось выжить, и они, как полезный инструмент, сохранились до наших дней. Стресс, культурное давление — и телесный механизм «мало ем, но долго чувствую себя хорошо» включился и работает уже независимо от сознания.
Второе
Помнить, что семья — это не источник проблемы, а место, где проблема может быть решена. Страдающему анорексией нужна поддержка, в т. ч. в виде внешней воли, которая какое-то время будет принуждать идти наперекор «демону».
Третье
Первоочередная задача — набрать вес. Дело в том, что общее истощение тела, кроме увеличения рисков физического здоровья, ухудшает работу мозга. Поэтому люди с анорексией могут не воспринимать ситуацию как угрожающую, и, наоборот, даже минимальный набор веса расценивать как катастрофу всей жизни. Никакие доводы или апелляции к разуму здесь не работают — до тех пор, пока мозг снова не начнёт работать нормально. А для этого придётся набирать вес, хотя бы минимально допустимый. Без вариантов.
Если истощение зашло далеко, может требоваться госпитализация, чтобы устранить риски для жизни. Потом — всё остальное.
Четвёртое
Пример. Консультация. Обсуждаем домашнее задание, выявляем, что страх набора веса чрезмерно велик. Кажется, что кусочек хлеба тут же приведёт к тому, что девушка так растолстеет, что не сможет проходить сквозь двери:
— Понимаю, что это глупо, но я так чувствую… хлеб — это же вредная еда, поэтому каждая крошка во мне тут же превратится в килограммы жира, и меня так «разнесёт»…
— Скажи, вот этот страх еды твой? Или это РПП, тот «демон», через страх держит тебя под контролем? Чтобы у тебя оставалось всё меньше и меньше жизненного пространства, и за счёт этого он рос, а ты — слабела?
— Это не моё. Я теперь и понимаю, и могу даже сопротивляться, т. к. не собираюсь кормить этого демона своим страхом…
Смысл — разделить самого человека и РПП. Не «ты глупая, давай ешь, чтобы набирать вес», а «РПП заставляет тебя бояться еды». Не «хватит придуриваться, растолстеть она боится, а мы тут переживаем все», а «это РПП „нашёптывает“ тебе такое, и мы — против него, но за тебя. А ты на чьей стороне?»
— — —
Любовь, энтузиазм, сила воли, терпение — всё это может быть в семье с аноректичным человеком, а технологии и методы лечения — у специалиста. Анорексия — это ситуация, когда профессиональная помощь значительно экономит силы и время и позволяет пресечь опасные последствия намного раньше.