Дата публикации: 13.02.2023
Новый способ окрашивания образцов биологических тканей поможет лечащим врачам. Будущий врач нашла «точку роста» в современной диагностике.
Стать врачом она решила спонтанно, ещё подростком приняла такое взрослое решение на всю жизнь. А самое главное, сделав выбор, полностью подчинила ему свою жизнь. Вплоть до того, что в 10 классе перешла в другую школу с более углублённым изучением предметов, необходимых для поступления в медицинский вуз. Отказалась от прогулок с друзьями и забросила хобби в пользу подготовки к экзаменам.
Время показало – всё было не зря. Сегодня студентка 5 курса лечебного факультета ОмГМУ Анастасия Пуха не просто получает самую благородную и нужную людям профессию, она уже делает первые шаги в науку. В этом году Анастасия со своим исследовательским проектом «Разработка технологии универсальной гистохимической окраски для повышения качества биопсийной диагностики заболеваний пищеварительного тракта» стала финалисткой конкурса «УМНИК».
Ради призвания
– И всё-таки почему медицина?
– В школьные годы, по правде говоря, я не задумывалась о медицине как о своей будущей сфере деятельности. Мне нравилась химия, поэтому и свою дальнейшую жизнь я хотела связать именно с ней. Изначально хотела пойти в нефтехимию. Но в один момент поняла, что медицина всё же интереснее. Не могу сказать, с чем конкретно было связано это решение, но, как мне кажется, в этом большая заслуга моей учительницы по химии Ольги Борисовны, она заинтересовала меня медициной.
Да, для достижения своей цели – поступления в ОмГМУ – мне пришлось многое изменить в своей жизни. Но на самом деле не могу сказать, что такая смена приоритетов была чем-то сложным, скорее, рискованным, а потому крайне интересным.
– А как ваши близкие отреагировали на такую смену профессионального ориентира?
– Скорее положительно, хотя и несколько настороженно. Я думаю, что это было связано с тем, что окончательный и несколько неожиданный для всех выбор в пользу медицины был сделан мной, когда времени на подготовку к ЕГЭ по биологии оставалось не так уж и много. Хотя даже этот факт не помешал мне успешно сдать экзамены и поступить на лечебный факультет.
Увлекательная наука - патанатомия
– Итак, вы поступили, начали учиться, и какой предмет в вузовской программе вам больше всего понравился?
– Вы знаете, как ни странно, наибольший отклик в моей душе вызвала патологическая анатомия. Да, люди, далёкие от медицины, ассоциируют её только с моргом и вскрытием. Но на самом деле это интереснейшая наука, которая занимается изучением структурных нарушений с начальных стадий болезни до необратимых состояний или выздоровления, особенностей строения органа при различных заболеваниях на макроскопическом и микроскопическом уровнях. Её методики позволяют выявить отклонения от обычного течения болезни, причины заболеваний и в результате своевременно лечить и профилактировать патологии.
На лечебном факультете этот предмет изучается на 3 и на 6 курсах. На фоне «сухой» теории на 3 курсе он был для меня глотком свежего воздуха. А интерес к предмету в нас, студентах, пробудил наш преподаватель Сергей Игоревич Мозговой. На занятиях мы подробно разбирали материал, с комментариями преподавателя просматривали стёкла с микропрепаратами.
Мне нравилось, что всегда можно было задать вопрос и получить на него понятный и содержательный ответ. А некоторые темы мы разбирали творчески: рисовали схемы, рисунки, пару раз пробовали сделать некое подобие макета патологического процесса для более полного понимания происходящих в ткани изменений.
Так что процесс обучения был интересным и комфортным. И, что важно лично для меня, – это была одна из первых кафедр на которой очень доброжелательно относятся к интересу студентов к науке. А морг, кстати, нам посетить пока не удалось в связи с теми событиями, которые выпали на пандемийный 2020 год.
В помощь гистологии
– Расскажите, пожалуйста, о научной теме, которой сейчас занимаетесь, в чём её актуальность?
– Нередко для того, чтобы поставить верный диагноз, необходимо провести исследование ткани, взятой с подозрительного на патологический процесс участка. Для этого берут образец этой ткани, например, проводят биопсию желудка, после чего этот биологический фрагмент необходимо подвергнуть специальной обработке-фиксации с целью сохранения его микроскопического строения.
После этот участок ткани заливают в парафиновый блок и с помощью микротома делают срезы. Эти срезы настолько тонкие, что сама ткань теряет свою естественную окраску. Поэтому эти срезы необходимо окрашивать. Для разных заболеваний существуют определённые комбинации красителей, позволяющие их выявить.
Мы работаем над созданием гистохимических красителей, которые позволяют проводить комбинированное окрашивание гистологических препаратов при исследовании биопсийно-операционного материала желудочно-кишечного тракта. Идея создания таких красителей возникла у меня и моего научного руководителя Сергея Игоревича Мозгового из-за неудобства в использовании рутинных методик окрашивания. Они достаточно затратные и занимают много времени.
Наша разработка ориентирована в первую очередь на врачей-патологоанатомов и лаборантов-гистологов. Благодаря ускоренной комбинированной методике окрашивания гистологического материала желудочно-кишечного тракта врач будет быстрее получать готовые окрашенные стёкла, а следовательно сократится время на постановку диагноза. Для лаборантов существенным плюсом будет минимизация контакта с красителями (некоторые из них достаточно токсичны) за счёт особого способа нанесения красящего вещества на предметное стекло.
Разумеется, разработка этого способа окрашивания не была бы возможна без поддержки кафедры патологической анатомии, которая фактически дала мне возможность внести свой вклад в развитие диагностических технологий и реализоваться в личном плане.
Ну а конечная цель моей работы – добиться внедрения нашего продукта на рынок реактивов для патологоанатомических (гистологических) лабораторий.
Исследовательский азарт
– Чем вас привлекает исследовательская деятельность, это ведь так сложно?
– Исследовательская деятельность интересна тем, что позволяет докопаться до истинной сути вещей, узнать что-то новое об окружающем нас мире. На самом деле заниматься научными исследованиями совсем не сложно. Главное иметь конкретную цель и чёткий план её достижения, чтобы не сбиться с намеченного пути.
На продолжение дальнейших поисков меня, как правило, всегда вдохновляет сам процесс и, как бы странно это ни звучало, преграды. Как мне кажется, любое исследование, любая научная деятельность имеет проблемные точки, которые важно умело пройти, но не всем, к сожалению, хватает силы воли, чтобы суметь преодолеть эти препятствия.
У меня сложности вызывают чувство сродни азарту. Мне хочется пробовать снова и снова – до тех пор, пока я не добьюсь идеального результата. Мне кажется, именно столкновение с проблемами как нельзя лучше способствует улучшению итогового проекта. Сами эти проблемы являются всего лишь указателями на то, где необходимо доработать проект, чтобы он стал именно тем, чем должен быть.
Правила жизни будущего учёного
– Как вы считаете, участие в программе «УМНИК» поможет вам реализоваться как учёному?
– Мне кажется, участие в этой программе – хороший старт для реализации своего проекта. Помимо этого в процессе создания готового продукта приходится сталкиваться с другими сферами: экономикой, маркетингом. Для человека, получающего медицинское образование, эти сферы являются чем-то новым и, безусловно, интересным.
– И в завершение нашего разговора традиционный вопрос: что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь в науку?
– Не сдаваться, несмотря ни на что. Не всё получается с первого раза и это абсолютно нормально, главное – продолжать.
Беседовала Марина Неупокоева.