Дата публикации: 28.01.2021
В рубрике «Вопрос читателя» «Трамплин» отвечает на вопросы, касающиеся здоровья, саморазвития и научных исследований.
Вы можете писать на info@трамплиномск.рф с пометкой «есть вопрос».
В этом выпуске на вопрос Ульяны ответит психотерапевт Сергей Гудков:
Как распознать расстройство пищевого поведения? Быть может, я просто не умею держать себя в руках?
Некоторые исследователи считают, что почти все РПП, независимо от проявления, – это одно расстройство, которое меняет форму. В его основе – сверхценность формы, веса и/или питания, и их контроля. Это приводит к постоянным нарушениям пищевых привычек/пищевого поведения, связанного с регуляцией веса, с соответствующими последствиями.
Классически РПП – это постоянные нарушения питания и/или поведения, связанного с едой, которые меняют само потребление пищи и/или его процесс. В результате страдает физическое здоровье и/или психосоциальное функционирование. Например, в случае анорексии человек так мало ест, что теряет вес ниже минимальных границ, но стремится и дальше есть мало и худеть, т.к. считает себя толстым.
Отличие РПП от ситуаций вроде «что-то я вчера съела слишком много» в постоянстве этих нарушений и в чрезмерной – (подчёркнуто: чрезмерной) зависимости самооценки от веса и форм тела, а также от того, насколько удаётся контролировать питание. Соответственно, внимание и большая часть жизни сосредоточивается вокруг этих вопросов, человек всё больше и больше пытается контролировать себя, но это получается всё хуже и хуже…
А вот и несколько примеров того, что происходит, когда вес и контроль питания начинают определять жизнь:
- Люблю плавать, но, пока не похудею, в бассейн пойти не могу
- Друзья позвали в гости, но они так вкусно готовят, а я не могу удержаться, чтобы не переесть. Лучше посижу дома
- Съела за день на 100 ккал больше, чем планировала. Значит, завтра ограничу себя и «отработаю» всё в зале
- Боюсь набрать вес, поэтому не ем хлеб, сладкое, жирные сорта мяса… Только периодически срываюсь и потом долго не могу снова взять себя в руки
Ситуацию поддерживает культ правильного тела и питания. «Если ты выглядишь так – ты молодец. Нет? Значит, мало стараешься. Постарайся-ка лучше. И, кстати, не забывай следить за питанием, иначе…» Это давление настолько сильно, что уже часть дошкольников знают о диетах, «вредных продуктах» и даже пытаются худеть.
Фантазийное «правильное тело» становится пропуском ко всем благам, спокойствию и разрешению себе полноценной жизни. А если человек не соответствует навязанным представлениям, ему тут же предлагают решения, от пластической хирургии и диетических курсов до «таблеток из Тая»: «Подруга привезла, я теперь есть не хочу. Тебе надо?»
Человек первый раз садится на диету. Худеет. Воодушевляется, «понимает», что всё дело-то в том, чтобы «не жрать после 18.00» или вообще «не жрать». Совсем недавно мама ворчала, что если есть много сладкого, то можно наесть такую задницу – не то, что замуж – на улицу будет стыдно выйти. Теперь мама и подруги одобряют и даже завидуют: «О, ты похудела!» Жизнь удалась.
Но всё время сидеть на диете не удаётся. «Срыв». Ещё один. Возможно, набор веса – а за ним следуют разочарование в себе, зависть к «тварям, которые жрут и не полнеют, а стоит только мне…» - и очередные попытки «взять себя в руки». Каждая провальная попытка снижает самооценку, а она и так очень сильно зависит от (не)успешного контроля тела… Круг замыкается.
Две крайности: анорексия и булимия
В РПП есть две крайности в еде. С одной стороны – анорексия, когда еды слишком мало. С другой – булимия и компульсивное или приступообразное переедание, когда еды слишком много.
Разберём «полюс» избытка еды и посмотрим на классические определения.
Признаки булимии:
● Повторяющиеся приступы переедания, когда человек съедает в короткие промежутки значительно больше еды, чем большинство людей смогут съесть за то же время при тех же обстоятельствах. Ещё один признак этих приступов – ощущение утраты контроля
● Компенсаторное поведение (вызывание рвоты, хаотичный прием слабительных, диуретиков, экстремальные физические тренировки, периоды голодания);
● Определённая частота и длительность – эти приступы повторяются не менее раза в неделю в течение трёх месяцев и больше
● Вес, форма тела имеют очень важное значение для человека
Признаки компульсивного переедания:
● Повторяющиеся приступы переедания, которым сопутствует высокий темп поедания пищи, прием пищи вплоть до неприятного ощущения тяжести – (помните: «наелась, аж дышать трудно»?), приём пищи не связан с ощущением голода. Часто человек уединяется, т.к. приём пищи связан с чувством вины во время и/или стыда после еды.
● Синдром вызывает значимый дистресс
● Эпизоды повторяются хотя бы раз в неделю на протяжении минимум трех месяцев
● За эпизодами переедания не следует компенсаторное поведение (часто нет ограничений по питанию)
Т.е. принципиальное различие одно: при булимии люди используют разные способы компенсации (на первом месте рвота), а при приступообразном переедании – нет.
Есть статистика, что в среднем 3 из 100 женщин регулярно переедают: едят не потому, что голодны, едят много, быстро, потом винят себя… Не говоря уже о тех, кто делает это не так регулярно, чтобы можно было уверенно сказать: «Да у тебя же РПП, булимия с очистительными процедурами…»
Что делать?
Первое: прекратить себя винить. Это медицинская/психологическая проблема, а не «недостаток силы воли». Мысли, эмоции, поведение образуют замкнутый круг, который поддерживает проблему. Причём общепринятые попытки решения: «соберись, тряпка, хватит себе потакать…» - это как раз то, что усугубляет проблему. Удивительно, что люди, раз за разом «берущие себя в руки» и потом срывающиеся, упорствуют в том, что не даёт результата.
Следующий шаг – отказаться от бесплодных попыток. Если «силовым путём» можно отрегулировать и вес, и питание, то обычно результат не держится долго. Я видел людей, которые к 50 годам успели посидеть на диете, похудеть и снова набрать вес 30, 40 и даже больше раз. С известным результатом.
И, наконец, наладить нормальное сытное и вкусное питание, т.к. люди с избыточной едой часто неполноценно питаются и даже голодают, а голод провоцирует переедание со всеми его последствиями. Разобраться с той частью еды, которая заполняла свободное время, помогала компенсировать эмоции, награждать и наказывать себя... – найти другие, более подходящие способы для этого. И, конечно, убрать критичную зависимость самооценки от веса и форм тела, иначе «толстая задница» так и будет определять 90% всей жизни.