«Кто-то строит себе коттеджи, а мы построим Академию»: на месте небольшого домика бывшая госслужащая создала дворец для детей

Дата публикации: 5.12.2022

 

Есть ли жизнь после государственной службы? У Елены Демченко есть. И жизнь, и собственное дело. В бывшем доме своей матери она открыла «Академию искусств», строили новое трёхэтажное здание с мужем и сыном своими силами на собственные средства. Процесс затянулся на десять лет. И вот год назад мечта воплотилась в жизнь

 

Кто может заниматься здесь? Бизнес ли это или проект для души? И как могут в одном человеке сочетаться творческое начало и управленческий функционал? Ответы на все эти вопросы мы попытались найти во время интервью.

 

– Вы довольно известный человек в Омске, долгое время тесно работали со всеми учреждениями культуры. Кем Вы себя считали больше – чиновником или творческим человеком?

– Как мне кажется, я сумела совместить и творческую работу, и управленческую. Это нелегко. У меня была огромная практика: мы готовили «Праздник Севера», «Королеву спорта», юбилеи районов, рабочих посёлков, Омской области. Я всегда говорила: «Готовим от гвоздика и до фейерверка». Почему от гвоздика? Мы выбирали площадку на улице, на поляне перед лесом, на «Зелёном острове» и ставили сцену, организовывали всю инфраструктуру и проводили мероприятие до финала.

Потом были общегородские праздники. Мы ушли от традиции, когда мероприятия проходили только в зданиях и на сцене, и отправились на улицы. Когда отмечали 275-летие Омска, создали концепцию праздничной культуры: центр праздника на улице, и, как жемчужинки, мероприятия раскатывались по окраинам.

Мы говорили: «Это не окраины, это начало города: Первокирпичный, Волжский, Береговое, станция Входная»... Люди, которые там живут и не могут в силу каких-то обстоятельств приехать в центр, тоже должны в празднике участвовать. Иногда наоборот: мы стартовали там, а ключевые события происходили в центре.

 

– И сейчас Вы очень горячо, эмоционально говорите о своей работе. Понятно, что она Вам нравилась. Кроме того, госслужба – это всегда стабильность, почему же Вы оставили её?

– Да, я очень любила свою работу. Мы проводили много мероприятий, например, акцию «Молодёжный десант»: набирали мощную группу и приезжали в отдалённые клубы, где была очень слабая материальная база, специалистов мало. Проводили мастер-классы, мероприятия, обучение, стихи с детишками учили.

Нас там ждали. Они ершистые были – не возьмёшь голыми руками. Видят нашу машину: «Она приехала!». Вот так встречали. А мы устраивали чаепитие с пирогами, расспрашивали, кто какие сказки читал. А многие даже «Курочку Рябу» не знали и «Колобка»! Вот тогда я стала задумываться о том, что нужно больше работать с детьми. И мы не просто думали, мы многое делали. И ещё я постоянно училась, преподавала в университете.

 

– И Вы решили уйти, чтобы создать собственный образовательный центр?

– Нет. Нас просто объединили с другим департаментом, и мы остались не у дел. Я думаю, что достойно ушла. Должность не жалко было терять, я знала, что без дела не останусь. Было жаль той работы, которую мы проводили, и свой коллектив. Людей, которых я собирала по крупицам, хотели уволить без поддержки.

В это время мне предложили серьёзную работу в министерстве, но я поняла, что, если я приму предложение, коллеги тут же окажутся на улице. И сказала: «Я уйду последней – после того, как всех достойно рассчитают». Всю процедуру провела, все ушли по сокращению, но должность в министерстве я потеряла, меня просто не дождались. Значит, не мой путь был. Но я продолжала преподавать. А в 2010 году у меня случилось несчастье – умерла мама...

 

– Вам остался небольшой дом в Октябрьском округе. Не было мысли его продать и жить на эти деньги?

– Я единственная дочь у родителей. Почти всё моё детство и юность мы прожили на севере, в городах Норильск, Дудинка. Родители работали в «Норникеле». Мама Александра Петровна Андреева была бухгалтером в дочерней строительной организации, а папа – на Талнахе в разведывательной экспедиции, они бурили нефть. Понятно, что заработки были серьёзные, но в условиях Заполярья работать было очень тяжело.

Папа ушёл из жизни в 48 лет. А мама доработала до пенсии, а потом выехала на материк и купила дом в Омске – сад, огородик. На севере, где вечная мерзлота, не было ни цветов, ни яркой зелени. Ей очень хотелось всё это руками вырастить и любоваться красотой природы. Поэтому я не могла просто взять и продать дом.

 

– И Вы сразу решили построить на месте домика мамы «Академию искусств»?

 

 

– Сначала рука не поднималась там что-то делать, года полтора он просто стоял. Потом мы стали думать: может быть, построить коттедж на две семьи? Для нас и для детей. Время шло, а коттедж нам не был особо нужен, мы уже в городе привыкли жить, у всех есть квартиры. Подумали, пусть там что-то социально значимое будет – участок позволяет такой объект построить.

И вот мы стали строить здание почти на всю ширину участка – восемь соток. Сын взялся за это дело. Стройка растянулась на десять лет. Как появлялись деньги, вкладывали постепенно, кредиты брали. Я ещё бизнесом занималась, но это уже другая история. Но мы даже не знали, что здесь будет. Я сначала думала о школе ораторского мастерства, но постепенно понимала, что детям нужно большее. Не хватало детских садов, нужно было готовить ребят к школе, а выпускников – к поступлению в вузы.

И я подумала, что нужна именно «Академия искусств». Прихожу однажды вечером и говорю сыну: «А я знаю, что будет здесь!» Он сказал: «Я построю, а дальше уже вы решайте». Все родные меня поддержали. Муж мой, Виктор Михайлович, тоже в сфере культуры работает много лет. Мы потом шутили: «Кто-то строит себе коттеджи, а мы построим Академию детям».

 

 

– А всё же были предложения о продаже? Это не центр города, но тоже оживлённое место, рядом магистраль.

– Да, были. Приезжала даже делегация из Казахстана, когда дом был на завершающем этапе строительства. И они предложили немалые деньги, но для меня это место – память о маме.

 

– Когда открылась «Академия искусств»?

 

 

– Я получила лицензию в министерстве образования на дошкольное, школьное и дополнительное образование для детей и для взрослых. Открытие состоялось прошлым летом в День России. Мы сделали красивый праздник на улице. Поставили сцену, повесили шары, флаги.

Я пригласила актёров Музыкального театра. Пригласила тех людей, которые могли бы стать у нас педагогами. Прямо там стоял столик, и сразу люди записывались. Сейчас здесь могут заниматься дети с трёх лет хореографией, музыкальным искусством, актёрским мастерством – более старшие дети. Есть балет, изобразительное искусство, многие другие творческие направления. Ещё одно важное направление – подготовка детей к школе. Занятия тоже начинаются с трёх лет.

 

 

– А коллектив как подбирали?

– Я долго искала людей. У меня не было желания сразу заработать. И в команду я не брала тех, кто говорил: «Дайте мне 50 тысяч». Было очень много педагогов, которые говорили: «Вот вы наберёте 20 человек, и я приду к вам». Значит, нам не по пути.

Первые занятия у нас все были бесплатными, мы начинали работать, даже если в группе было всего два человека. Цены мы установили минимальные. Совсем бесплатно работать не можем, зарплаты нужно платить, коммунальные услуги. Сейчас у нас каждый вечер занимается более ста человек. Многие переходят с одного занятия на другое. Мы планируем внедрить ещё ИТ-технологии и креативное мастерство.

 

 

– Вы говорили о том, что всё делали сами, на свои деньги, но ведь можно же было получить поддержку от государства, например, оформить социальное предприятие и подать заявку на грант.

– Я не оформляла социальное предприятие. Понимаете, мне не хотелось прийти ни с чем и сказать «дайте статус социального предприятия». У меня же его не было. Вот сейчас я планирую пройти обучение и получить этот статус, мне уже есть что показать. И планы тоже, конечно, есть.

Мне хочется не просто готовить одарённых детей, но и потом продвигать их. Не как продюсерский центр, это немножко другая история. Отправлять на мастер-классы, семинары в другие города России, сотрудничать с образовательными центрами. Мне важно знать, что наши дети поступают в вузы, что они востребованы как специалисты, что они выходят от нас не просто в открытый мир, но находят своё место в жизни.

Сейчас в «Академии искусств» могут учиться дети от года до восемнадцати лет. Направления самые разнообразные. Недавно к гуманитарным предметам, которые здесь планировали развивать изначально, добавились ещё и технические.

 

Преподаватели об Академии

 

 

Анастасия Жаворонкова, руководитель центра развития талантов «Харизма»

 

«Мы работам год. Как-то так получилось, что мы с мужем поняли, что действительно хотим помогать ребятишкам развиваться, начали с актёрского мастерства. Я – солистка Музыкального театра, но я поняла, что только одно актёрское мастерство не может в этой студии существовать, нужны и другие направления.

Я стала вокруг себя собирать хороших гитаристов, хороших вокалистов, педагогов по фортепиано, по хореографии. Недавно появилась цирковая акробатика. У меня два смежных кабинета. И пошёл запрос от мам, они сказали, что не хотят просто сидеть и ждать, пока их дети занимаются. И сейчас дети занимаются в одном кабинете, а мамы параллельно в другом».

 

Денис Зомер, исполнительный директор, преподаватель лаборатории «Пифагорус»

 

«Одна из наших комнат предназначена для детей от одного года до трёх лет. Она специально проектировалась под детей, чтобы не было ничего лишнего. Здесь есть оранжерея, место для рисования, прослушивания музыки.

Следующая фаза «Пифагоруса» для дошколят и школьников – это математика, музыка, искусство мышления. Всего три предмета. Остальные экспериментальные. У нас микроскопы есть, телескопы. Есть, например, предмет «астромузыка» – это эксперименты в музыке. Дети узнают, что такое золотое сечение и как этот принцип соблюдается в нотном стане».

 

 

Виктор Гребнев, начальник учебного цеха филиала АО «ОДК» «ОМО им. П.И. Баранова»

 

«Мы приняли решение создать новое направление, которое сейчас актуально не только для оборонных предприятий, но и для развития молодёжных лидеров новой формации. Сейчас мы набираем детей возраста 16+, меньший возраст требует дополнительной адаптации.

С помощью специальной диагностики, автором которой я тоже являюсь, мы определяем таланты и склонности ребёнка, одарён он ли он технически, и дальше развиваем эти способности».

 

Беседовала Дарья Федосеева

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.