Вечность в металле. Мастер из Омска Екатерина Поцелуева создаёт украшения в необычной технике – гальванопластике

Дата публикации: 27.02.2023

«Прошли огонь, воду и медные трубы». Так Екатерина Поцелуева описывает путь, который проходят её изделия – от задумки до готового варианта. Здесь нет метафоры. Техника гальванопластики, в которой работает мастер, в прямом смысле подходит под это выражение. Живые цветы, листья, перья и даже насекомые застывают в металле точной копией под действием сложных химических реакций.

 

 

«О гальванопластике я узнала из интернета. В феврале 2021-го шла активная реклама обучающего курса. Эта идея захватила меня сразу же. Я не знаю, почему в школе эта информация прошла мимо меня. Я совершенно не знала о таком методе, а ведь он известен миру с 1840 года. Когда я вживую увидела, какую красоту можно творить, потеряла покой и сон».

 

Путь к своему делу для Екатерины оказался схож с непростым процессом изготовления её украшений.

 

«Огонь, вода и медные трубы…»

 

Особой поддержки от близких на старте не было, признаётся Екатерина. Её идею оставить 24 года госслужбы и стабильный заработок ради желания заниматься творчеством родные восприняли неоднозначно.

 

«Муж видел мои горящие глаза и не стал этому препятствовать, но и не сильно-то поддерживал. В своей гальванической кухне варюсь я практически одна, а это нелегко».

 

 

Первый шаг в бизнес Екатерина сделала, когда была в декрете со вторым ребёнком. В 2019-м на свет появилась дочь Лиза. Старшему сыну Диме было уже 16 лет. Мастер признаётся: уже тогда знала, что на госслужбу она не вернётся.

 

«Госслужба слишком ограничивала меня своими запретами на дополнительный заработок. Мне хотелось выпорхнуть из той клетки и заняться творчеством. Обрести изнутри исходящую свободу».

 

 

С 1996 года Екатерина – выпускница Российско-американской профессиональной школы – работала в суде. Сначала делопроизводителем, потом секретарём суда, секретарём судебного заседания. Спустя 14 лет, в 2010-м, Екатерина уволилась в должности помощника судьи. Ей предложили место ведущего специалиста отдела ЗАГС и она согласилась. Признаётся, что тогда хотелось спокойствия.

 

«Однажды, получая в ЗАГСе свидетельство, я отметила, как там тихо и спокойно, вот мне бы так работать. И так уж случилось, что через 4 года в моей трудовой книжке появилась новая запись – ведущий специалист отдела ЗАГС.

Начался новый виток. Совершенно всё по-другому. Честно, я тогда даже и не думала, что я окажусь за столом регистратора брака. Это было жутко волнительно. Поначалу я рапортовала, как приговор суда, да простят меня мои первые брачующиеся пары.

Работа разнообразная, интересная и в то же время тоже эмоционально напряжённая. За один день могла оформить и развод, и рождение ребёнка, потом смерть, а потом и брак, ну такова специфика этой работы. А со стороны-то как кажется тихо и спокойно. Кому-то, может, так и есть. Я же говорю о своём восприятии».

 

Фото – личный архив Екатерины Поцелуевой, 2015 год. – Прим.

 

Мысли о своём деле и тяга к творчеству не покидали Екатерину. Женщина вспоминает, даже работая в ЗАГСе, ей больше нравилось организовывать мероприятия и оформлять помещения, чем заключать браки.

 

Екатерина проходила мастер-классы и обучающие онлайн-курсы. Вышивка картин атласными лентами, плетёные украшения из бисера, вязаные пледы и мягкие игрушки, цветы из фоамирана, фудфлористика – будущий гальванист пробовала себя в различных направлениях творчества.

 

Фото – личный архив Екатерины Поцелуевой, 2020 год. – Прим.

 

«Не скажу, что это были поиски себя. Мне просто нравилось всё, что делается руками, и у меня это получалось, но ничего так не цепляло. Но я всё больше понимала, что хочу заниматься творчеством, хочу быть причастна к чему-то красивому, хочу это создавать.

Я ломала себе голову, чем же мне заняться, но не только ради души. Я хотела, как тогда модно было говорить, монетизировать своё хобби».

 

Ответ пришёл в феврале 2021-го. Екатерина приобрела обучающий онлайн-курс по гальванопластике. Это художественное покрытие предметов тонким слоем меди под действием различных химических реакций.

 

 

«У меня были сомнения по поводу безопасности этого мероприятия в квартире. Однако позиционировали его как бизнес на дому. С детства помню мамины рассказы, как она молодой девчонкой оказалась в гальваническом цеху и загубила своё здоровье. В своих размышлениях об этом я тоже помнила и знала, что с её стороны одобрения и поддержки не будет.

Я долго вела переписку с организатором курсов, меня уверяли, что это безопасно, что концентрации очень малы и при соблюдении правил техники безопасности всё будет хорошо.

Сейчас я однозначно скажу, что это вредно! Дома мастерскую устраивать не стоит! На сегодняшний день у меня два огромных минуса в моей деятельности у меня нет отдельной мастерской и проблема с реализацией изделий».

 

Сковать природу в металле

 

Гальванопластика – сложный и длительный процесс. От листочка до готового изделия может пройти и две недели, говорит мастер-гальванист.

 

 

Заготовка материалов сейчас времени уже не отнимает. За два года работы в коллекции Екатерины – сотни различных природных элементов для будущих украшений. Их можно сушить в соли, в манке, замачивать в глицерине, складывать в коробку, а потом размочить в кипятке или спирте. Екатерина предпочитает омеднение в один слой.

 

«С заготовками надо знать меру. У меня сейчас их столько, что года три можно из дома не выходить, а только меднить и меднить».

 

Процесс меднения требует от мастера точных знаний по химии и физике. Предмет – будь то лист, цветок или перо – нужно сначала обезжирить и покрыть токопроводящим слоем, иначе медь к нему просто не прилипнет. После сушки мастер опускает будущее изделие в гальваническую ванну с электролитом.

 

 

«Берётся ёмкость, в неё наливается химический раствор голубого цвета, в составе которого вода, медный купорос и та самая опасная серная кислота. Так у нас получилась гальваническая ванна. Из проволоки делаются подсоединения, к которым будем цеплять катод и анод. Вот в такую установку и погружается предмет, который хотим омеднить».

 

Находиться в такой ванне будущее украшение может даже несколько дней. Всё зависит от размера и фактуры. После мастер проводит обжиг. В этот момент выгорает вся органика.

 

«Сразу скажу, что не все гальванисты это делают. Почему я это делаю? Ну, во-первых, характер у меня такой, всё делать как надо. Меня брат однажды назвал “человек-инструкция” ни шагу влево, ни шагу вправо. Ну, я такая. Всё нужно делать правильно, я так считаю.

Я выжигаю, чтобы предотвратить гниение находящегося внутри “предмета”. Более того, по возможности я стараюсь вытряхнуть пепел и промыть изнутри, но это по большей части касается насекомых».

 

Прекрасные, но опасные?

 

Каждое изделие нужно отшлифовать и это самый опасный процесс для окружающих, говорит Екатерина. В момент шлифовки летит мелкая медная пыль. Попадая в организм, она не выводится из него. Вредна и бронзовая пудра, которую гальванист использует для создания токопроводящего слоя.

 

 

«Да, защитить себя можно надеть маску. А как же быть с остальными членами семьи и кошками? Здесь я точно могу дать совет тем, кто хочет заняться гальванопластикой, хорошенько подумать.

На данный момент я работаю дома и это моя большая боль. Арендовать помещение под мастерскую пока нецелесообразно. Дочь очень часто болеет, в садик толком не ходит, больше времени мы с ней дома. Мастерская будет пустовать, а арендная плата идти.

Дома я заняла отдельную комнату под мастерскую, летом гальваническая ванна была на балконе и обжигом изделий тоже там занималась, а вот по осени пришлось вернуться в комнату».

 

Чтобы и само украшение было безопасным для клиента, Екатерина обязательно его нейтрализует от химического состава. Свои изделия она кипятит в растворе с содой, хорошо промывает и тщательно крацует. Это полировка специальной щёткой, которая возвращает меди потерянный после кипячения блеск.

 

 

«Не все мастера это делают, и я не понимаю почему. Об этом свидетельствуют голубоватые подтёки на изделиях. Я не позавидую обладателю такого украшения оказаться под дождём. На одежде может и дырка образоваться. А что будет с кожей, если это заколка в волосах?».

 

Патинирование – самый волшебный и интригующий процесс в гальванопластике, говорит Екатерина. С помощью различных химических реакций на поверхности украшения можно создать оксидную плёнку, которая придаёт изделию определённый цвет.

 

«Здесь имеет значение каждая секунда. Чуть задержишься и желаемый цвет можно пропустить. Цвета идут циклично, один за другим, потом снова повторяются. Но с первого раза они красивее, насыщеннее. Сложно остановиться. Первый раз я просидела до 4 утра!

Один из последних заказов был для меня волнительным: серьги из цветочков гортензии, чтобы по три на каждом ушке. Звучит всё довольно просто. Но на деле нужно было найти по три одинаковых цветочка, припаять их друг к другу так, чтобы в ушках они демонстрировали всю свою красоту, а не свернулись лицом вниз.

Ещё предложила заказчице поиграть с цветом, ну и долго потом «игралась», чтобы получить то, что сама себе придумала. В итоге заказчица после получения посылочки осталась довольна, и это главное».

 

 

Ещё одна шлифовка, покрытие лаком, дополнительные элементы для кулона шнурок, для колечка камень и вот, изделие наконец готово украшать свою обладательницу.

 

«Не как у всех»

 

Украшения в технике гальванопластики индивидуальны и капризны, говорит мастер Екатерина Поцелуева.  Сделать точную копию не получится. Медь на каждый предмет ложится по-разному, химические процессы тоже протекают неодинаково. Отсюда и результат.

 

 

Сейчас мастер работает дома и мечтает о собственной мастерской. Ещё одна проблема – реализация товара. Собственного магазина у Екатерины нет. Своих клиентов она находит в интернете украшения представлены на онлайн-площадке «Медный поцелуй».

 

Выйти на бóльшие объёмы гальванист из Омска пока не смогла. Заграница тоже лишь в мечтах.

 

«Про объёмы пока говорить не приходится. К большому сожалению, в Омске сложно реализовывать товары мастеров. У нас в городе нет места, где мы могли бы выставляться со своими изделиями, хотя бы в выходные дни. Ярмарки, приуроченные к праздникам, редкие. Маркеты в торговых центрах с высокой арендной платой. И стоять там нужно с утра и до 21-22, что с маленьким ребёнком ну никак. Так что декрет не самый лучший момент для начала.

Тем не менее мои украшения красуются и в других городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижневартовске, Златоусте, Миассе, Челябинске, Екатеринбурге. Это только то, что мне известно. А уж куда ещё отправляли в подарок, я не могу знать».

 

 

В прошлом году Екатерине удалось представить свои изделия на международной выставке в Новосибирске. Мастер вошла в команду омских дизайнеров, которые представили свои работы из природных материалов. Их «Эко-капсула» победила в номинации «Команда года».

 

Автор: Ксения Тоичкина

Фото: Никита Кудрявцев и личный архив Екатерины Поцелуевой

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.