«Нам удалось выжить». Владелица квест-румов в Омске раскрыла секреты бизнеса, построенного на иллюзии

Дата публикации: 14.04.2023

Бухгалтер, экономист агропромышленного комплекса, менеджер по управлению на предприятиях ОПК – среднее специальное и два высших образования в области сельхозпроизводства в карьере Наталье Мочаловой не пригодились. После выпуска из аграрного университета девушка пошла работать не по специальности.

 

 

Она устроилась консультантом в южнокорейскую компанию, которая занималась производством медицинского оборудования из турманиевой керамики. Спустя семь месяцев Наталья заняла должность руководителя одного из омских филиалов.

 

«Работа в этой должности позволила мне набрать опыт руководителя. У мужа такого не было. Понимания в бизнесе тоже. Но в 2016 году он начал говорить о том, что хочет оставить свою работу оперуполномоченного в уголовном розыске и открыть что-то своё. Мы долго не думали. Два года мы откладывали деньги на квартиру. Скопилось около 700 тысяч. Они и стали для нас стартовым капиталом».

 

На фото Дмитрий и Наталья Мочаловы с дочерью Алёной. – Прим.

 

Какую сферу выбрать для открытия своего дела, Дмитрий и Наталья Мочаловы решили практически сразу. Супруги вспомнили день рождения друга – именинник провёл его на квест-площадке. Тогда, в 2016 году, это было новое направление в Омске и только набирало обороты в бизнес-среде.

 

«Мы попробовали, нам понравилось. Мы подумали, а почему бы и нам не открыть что-то своё в этой области. Начали искать объявления в интернете и наткнулись на предложение о продаже “бизнеса в зачатке”. Приехали, посмотрели. Поднялись на 4 этаж бывшего завода, прошли кучу кабинетов, в закутке было светлое помещение, на стенах загадки, без подключения, без автоматизации. Нам предложили забрать и делать. Надо было с чего-то начинать».

 

 

Все квесты супруги Мочаловы придумывают сами – от задумки до реального воплощения. Сначала прорисовывают эскиз на бумаге – разделяют помещение на игровые зоны, придумывают сюжет. Первым в коллекции квестов Натальи и Дмитрия стал проект «Горящий тур». Он стартовал 6 марта 2016 года.

 

«Квест – это специально стилизованная площадка, попав на которую игрок должен выбраться. У каждого квеста есть свой определённый сюжет. “Горящий тур” – это офис турфирмы. Там история такая – команда оплатила билеты, чтобы улететь в отпуск, но турагент решил схитрить и за час до вылета самолёта запер путешественников в своём офисе. Чтоб всё-таки улететь в отпуск, команде нужно не только выбраться из офиса, но и найти билеты на самолёт».

 

 

«Горящий тур» занял 30 квадратов от 100 свободных, которые были в аренде. Начинающие предприниматели были вынуждены платить за всё помещение – 30 тысяч в месяц. Свободную площадь нужно было заполнять новыми проектами. Выручка от «Горящего тура» не покрывала расходы, приходилось жить в долг, вспоминает Наталья.

 

«Было очень сложно. Нанять сотрудников мы не могли, приходилось ночевать на работе. Строили новый квест и сами же обеспечивали работу уже действующего. Муж в качестве актёра, я – администратора. Четыре месяца мы работали в таком режиме.

Летом запустили квест “Каннибал”. Проект к 2019 году стал топовым в Омске. В месяц он у нас проходил столько раз, сколько не проходило по всему городу на других площадках».

 

 

В 2017-м супруги запустили уже третий квест – «Байки из склепа». Он кардинально отличался от двух уже действующих. Площадка полностью автоматизированная. Чтобы разгадать загадку, не нужно подбирать ключи и коды. Достаточно в нужный момент махнуть рукой или передвинуть предмет.

 

«Мы специально не закупали реквизит. Муж сам изучил все механизмы и построил всю систему с помощью специальных чипов и датчиков. Это такое волшебство для посетителей».

 

Стоимость одного квеста в среднем обходится супругам в полмиллиона рублей. Сейчас эти средства их компания может окупить гораздо быстрее, чем это было на старте, вспоминает Наталья. Клиентов больше, узнаваемость выше.

 

 

«С посещаемостью сейчас проблем нет. В месяц нас могут посетить около 2,5 тысяч человек. Развитие идёт с каждым годом. Мы увеличиваем обороты.

Последний проект “Обитель зла” мы открыли в конце 2020 года, когда немного пришли в себя после пандемии. Кстати, идея частично пришла оттуда.

Это экшен-игра в двух вариантах – для взрослых и детей. Во втором случае задача юных участников спасти мир от зомби. В них взрослых превращает вирус, который для самих детей безопасен».

 

Объединяй и властвуй!

 

2018 год для семейного бизнеса стал критичным. Наталья и Дмитрий продолжали работать вдвоём. Выдерживать нагрузку и финансовые трудности стало сложнее.

 

«Мы понимали, что нет развития. Мой супруг был готов всё бросить, так как денег наше дело приносило нам мало. Мы постоянно находились на работе, не было другой жизни. Муж хотел продавать бизнес. Я останавливала и уверяла, что всё налажу.

Все деньги уходили на строительство новых квестов, но я решила, что нам нужна команда. Сначала освободила мужа и наняла актёра для участия в квестах, потом администратора. Так освободила своё время, чтобы заниматься полноценно бизнесом – увеличением клиентопотока, налаживанием партнёрских связей».

 

 

Расширение команды оказалось верным решением, говорит Наталья. Выручка постепенно вышла сначала в ноль, потом пошла в плюс. Супруги не только спасли своё дело и открыли ещё несколько квестов. Мочаловы выкупили под свои проекты ещё один этаж здания в 100 кв. метров, где уже базировались, и открыли новую локацию неподалёку по адресу: Иртышская набережная, 32.

 

«Когда у меня спрашивают: “Сколько у тебя конкурентов?”, я всегда говорю, что в этой области конкурентов нет. Это такой вид бизнеса специфический, как кино. Если вы сходили в кинотеатр на какой-то фильм, даже если он вам очень сильно понравился, вы сходите на него раз-два и идёте на другой.

То же самое и с квестами. Нам удалось договориться с несколькими квест-площадками о сотрудничестве. Мы давали своим клиентам визитки других компаний со скидкой, к примеру, в 10%. Они в ответ отправляли клиентов к нам. Так и выжили. Остальные, кто отказался, к сожалению, прогорели».

 

 

Ошибка многих, кто занимался квестами в Омске и прогорел, – зацикленность на площадке, говорит Наталья. Спустя некоторое время после запуска обычно проект стопорится и это нормально, поясняет владелица клуба. Люди, которые знали о квесте, отыграли и больше не приходят. Многие предприниматели начинают вкладывать средства в обновление площадки, чтобы как-то оживить свой бизнес и привлечь новых клиентов, но это неправильный ход.

 

«Владельцы вместо того, чтобы подумать как привлечь больше людей, перестраивают сам проект, опять тратя деньги на ремонт и всё новое. И, получается, снова работают на эту узкую аудиторию, которая у них уже была.

У нас не так. Мы стараемся, наоборот, масштабировать бизнес в плане привлечения клиентов. У нас разные площадки работают. Есть сайт, который приводит клиентов, развиты все соцсети. Проектов много. Когда команда приходит к нам на один проект, мы рассказываем про другие, они подписываются на нас и приходят снова. Одна команда может играть 10 раз в разных квестах».

 

Работать в формате одного квеста тоже распространённая ошибка, говорит бизнесвумен. Для того чтобы дело приносило прибыль, нужно вкладываться и расширяться.

 

«Нельзя останавливаться на одном проекте. Мы позиционируем себя как квесты для всех. У нас могут отыграть те, кто хочет получить заряд адреналина, школьники или команда бухгалтеров, которые, наоборот, хотят отдохнуть от цифр. Для каждого мы подберём свой квест».

 

 

Сейчас у Мочаловых на одной площадке одновременно работает пять квестов. Новые не запускают уже два года и, по словам Натальи, в этом нет необходимости. Предприниматели нашли ещё один способ расширения клиентской базы. Взрослые программы создатели квестов трансформируют под лайт-версии для детей.

 

«Когда заказывают у нас детский квест, мы всё страшное убираем, загадки меняем и на этой же площадке проводим детскую версию.

Например, “Байки из склепа” становятся “Призраками старого замка”. История трансформируется под сказку с интересным сюжетом и заданиями без ужасов».

 

 

Чтобы квесты были востребованными, владелец обязан содержать площадки в надлежащем виде. Обшарпанные стены и сломанный реквизит не прибавят плюсов в рейтинге. В такую компанию клиент не вернётся, поясняет Наталья. А негативные отзывы, которые он, скорее всего, оставит на сайте, отпугнут новых игроков.

 

«Я поехала на рынок и купила органы…»

 

Реквизит к каждому квесту Наталья создаёт сама. Так, чтобы запустить проект про маньяка-людоеда «Каннибал», к примеру, требовались органы. По сюжету – человеческие. В реальности бизнесвумен отправилась на рынок и закупила органы животных.

 

 

Печень, сердце, лёгкие и даже часть позвоночника она поместила в специальные сосуды с формальдегидом. Получилось очень реалистично, рассказывает Наталья. Настолько, что однажды участники в ходе игры решили открыть закупоренную банку.

 

«В одном из заданий участникам нужно было вскипятить кровь – специальный раствор. Но они вскипятили формальдегид. Запах был на всё помещение и стоял он неделю. Игры были запланированы на целый день. Извинялись перед клиентами как могли. У нас был только один филиал тогда, перенаправить игроков было некуда. Пришлось обеспечивать играми своих партнёров».

 

Курьёзная ситуация не снизила клиентопоток. После того как формальдегид выветрился, омичи вернулись на площадки «Иллюзион квеста». Сохранить связь, причём не только с игроками, но и с коллективом, удалось и после пандемии, когда промежуток без игр был гораздо дольше.

 

 

«Коронавирус подкосил лично меня эмоционально. Когда я услышала, что нас закрывают на неделю, был шок. Игры были запланированы, пришлось отменять. Думаю: да как так? А когда нам через неделю объявили, что мы на месяц уходим на карантин, у меня был сильный стресс, давление.

Но наши арендаторы пошли нам навстречу, и за всё время пандемии мы аренду не платили. Мы смогли нормально пережить этот кризис, из-за которого многие компании ушли с рынка. Не только с квестов, но и вообще».

 

Выход на франшизу

 

Цель-минимум для бизнес-семейства Мочаловых – заполнить невостребованные утренние часы, когда школьники и студенты на учёбе, взрослые на работе. Одна из идей – выход на групповые игры для учащихся среднего звена и старших классов. Условия сотрудничества ещё предстоит обсудить с руководителями омских учреждений.

 

 

Ещё один вариант – выездные программы. Сейчас семья продумывает возможные сценарии иммерсионных программ, где не важна сама площадка.

 

«Недавно мы запатентовали наше название. Изначально мы назывались “Иллюзион”, но оказалось, что оно уже занято и запатентовать его нельзя. Теперь мы “ILLUZIONQVEST”. Его мы и запатентовали. Можем прописывать вариант продажи франшизы».

 

Старания омских бизнесменов заметили на региональном уровне. Мочаловых номинировали на премию «Предприниматель ГОроДА». Наталья признаётся: это уже второй раз. Первый был в пандемию. Однако тогда она намеренно отказалась бороться за победу.

 

«Это был 2020 год, пандемия, я была эмоционально подавлена и проигнорировала данное приглашение. Когда мне пришло оповещение о том, что я номинирована второй раз, мне стало очень приятно и я решила бороться».

 

На фото Дмитрий и Наталья Мочаловы с дочерью Алёной. – Прим.

 

По словам Натальи, победа для неё не главное. Гораздо важнее заявить о себе, наладить контакты в бизнес-среде, возможно, привлечь новых партнёров и клиентов к своим квестам.

 

Однако шансы выиграть вполне реальные. Квесты Мочаловых попали в топ-18 из 800 заявленных номинантов среди омских предпринимателей.

 

 

Автор: Ксения Тоичкина

Фото: личный архив Натальи Мочаловой

 


 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.