Дата публикации: 20.01.2021
«Трамплин» запускает новую рубрику «Бизнес-секреты», в которой местные предприниматели откровенно расскажут о своём опыте. Сегодня речь пойдет о том, как известные омичи начали зарабатывать. Ведь первые деньги как первая любовь: навсегда врезаются в память и никогда не забываются. Мы попросили поделиться воспоминаниями о них успешных омских бизнесменов.
Люди с предпринимательской жилкой часто начинают зарабатывать раньше сверстников. Многие ныне успешные омские бизнесмены ещё в детском возрасте ощутили радость от покупок на свои первые честно заработанные деньги.
«ВСЕ ПОТРАТИЛ НА СЛАДОСТИ»
Вот и ресторатор, учредитель ООО «Сибирский провиант» Юрий Чащин впервые получил деньги в шестом классе.
– Я, как и все, дети ездил в деревню как бабушке. А деду там доверили руководить школьной столовой. У неё нужно было соорудить большую летнюю веранду. Для этого требовалось перекидать большое количество земли, – вспомнил для «Трамплина» детский годы предприниматель из сферы общепита (торговые марки «Провиантъ», «Два поэта»). – Он предложил нам с пацанами подзаработать. С гордостью все мы получили по 5 рублей каждый за несколько дней. Со сладостями в советское время было не очень, но изредка в местный магазин она завозилась. Мы набрали всяких конфет, газировки и с гордостью это ели и пили. Купленная на заработанные деньги – это было божественно!
Спустя годы юному Юрию Чащину подвернулся ещё один неплохой шанс подзаработать. Как и в детстве приходилось пахать физически. Но мужчина с радостью вспоминает те времена.
– В годы перестройки у меня в 25-26 лет образовались три свободных летних месяца. Мы с моими товарищами отправились калымить в колхоз. Договорились с ним, что будем реставрировать и отделывать помещение в одной из школ в Омской области. Речь шла о столовой. Там не было своего актового зала, поэтому стояла задача сделать столовую такой, чтобы она служила и залом тоже. Чтобы была роспись стен, скульптурные формы, – рассказывает предприниматель Юрий Чащин, у которого к тому времени за плечами было художественное образование.
Работа была тяжелой: он с друзьями трудился по 20 часов в сутки. Это школа до сих пор стоит, и та самая столовая сохранилась. Юрий Чащин иногда там бывает.
– Накрывает, конечно, воспоминаний о молодости очень много. Это было хорошее время, – говорит мужчина. – У нас, помню, остался ещё месяц свободный. Решили подработать на строительстве свинарников. Тяжелейший труд, связанный с заливкой бетона. Но получили очень хорошо. Получили мы каждый где-то по тысяче при средней зарплате тогда в 130-150 рублей.
Это были первые существенные деньги Юрия Чащина. Финансами предприниматель, по его словам, распорядился рационально.
– Раздал какие-то долги, потому что в то время все жили от получки до получки, часто приходилось занимать. Часть денег удалось отложить. На них я начинал свои первые коммерческие проекты. В этот период я познакомился с новыми товарищами. Вместе с ними мы начинали делать для всего города первые переговорные устройства для домов и подъездов. Кажется, сейчас это фирма «Модус». Мы были первыми в Омске на этом рынке. Получили тогда большой заказ от администрации города. Делали металлические двери с переговорным устройством. Это были мои первые шаги в бизнесе.
«СОБИРАЛ МАГНИТОФОНЫ»
Один из самых богатых предпринимателей Омска – владелец ТД «Шкуренко» (магазины «Продукты 24», «Низкоцен», Eurospar, «Победа», доля в Skuratov Coffe и т.д.) свои первые деньги заработал примерно в 16 лет. На месяц он устроился на завод «Электроточприбор». Работать пришлось в женском коллективе.
– Это был 1985 или 1986 год. Завод собирал кассетные аудиомагнитофоны. Я сидел на конвейере среди 20-30 сотрудниц. В мою задачу входило собирать какие-то элементы электросхем. Заработал я тогда, наверное, около 80 рублей. Неплохие деньги были для парня. Как потратил? Кажется, отдал матери. Мне в том возрасте деньги особо были не нужны, – говорит Шкуренко.
По его словам, бизнесом он занимался, сколько себя помнил. И всегда это приносило неплохой доход.
– Лет с 20 я что-то предпринимал. И всегда зарабатывал больше, чем тратил на себя. У меня были очень небольшие запросы. Так постепенно скапливался капитал на новые проекты. Одна история запомнилась. Помню, как я очень сильно удивил маму, купив супермодную тогда вещь – видеомагнитофон с кассетами, – рассказал нам предприниматель Виктор Шкуренко.
ИЗ ОФИЦИАНТОК В БИЗНЕС-ЛЕДИ
Владелица салонов красоты «Монро» Марина Власова признается: в 90-е ее семья жила непросто. Поэтому она уже в школьном возрасте задумывалась о необходимости подработки. Устроиться на работу маленькая Марина пыталась с 12 лет.
– Я была совсем ребенком, естественно, меня никто не брал. Но в 15 лет после окончания учебного года я без разрешения от родителей пошла устраиваться официанткой в летнее кафе. Я проработала там целое лето. Жили мы, мягко говоря, не очень богато. Мама – врач, папа – инженер. Отец постоянно в 90-е пытался делать первые шаги в предпринимательстве, долгое время не получалось,– рассказывает Марина Власова. – Наша семья постоянно ощущала нехватку денег, и я даже ребенком это чувствовала. Не хватало на одежду, одеваться приходилось либо на оптовке, либо донашивать мамины вещи времен её института. Официанткой я получала около 2 тысяч рублей, чтобы вы понимали тогдашний размер зарплат – мама врачом зарабатывала порядка 2,5 тысяч. То есть я получала практически такие же деньги.
Прекрасно помнит владелица «Монро», как тратила эти с трудом заработанные деньги. – Я купила джинсы на оптовке. Как сейчас помню, что стоили они 350 рублей. Родители потом все-таки узнали, что я подрабатывала официанткой. Запрещать не стали, времена были тяжелые. Но я никогда не боялась работать. Позже, когда подросла, уже получала нормальные деньги на должности бухгалтера. Но я удваивала эту сумму – работала в такси, – вспоминает предприниматель Марина Власова.
СПЕКУЛЯНТ НА ЖВАЧКЕ
Кирилл Хариби (совладелец сети ювелирных изделий «Росювелирторг») в бизнесе с самого детства. Первые деньги он заработал в 5-7 лет. Признается, свой финансовый путь начинал спекулянтом.
– Жвачку «Turbo» мне привозили родители. Я быстро понял, что её можно продавать сверстникам. Причем тогда, естественно, я и понятия не имел, что возможно продавал её гораздо дешевле стоимости. Мне-то она доставалась все равно бесплатно – я за неё не платил, – смеётся Кирилл Хариби. – Я тогда не знал, что такое целевая аудитория продукта. Но постепенно пришло понимание, что «Turbo» не очень интересна девочкам. Тогда мне начали привозить жвачку «Love is…». Я просил привозить побольше. Родители не сразу узнали, куда я её девал. Поэтому ругали, ведь жевать столько резинки вредно. Потом всё это вскрылось, меня, кажется, наругали. Но, видимо, больше для вида. Они же понимали, на кого я смотрю и у кого учусь. Уже тогда родители занимались предпринимательством – отец торговал кожаными куртками.