Аспирантка ОмГМУ получила грант в 2 миллиона рублей на онкологическое исследование

Дата публикации: 9.06.2021

Аспирантка кафедры патологической анатомии ОмГМУ Мария Парыгина стала победителем в программе Фонда содействия инновациям «СТАРТ». Её исследование позволяет диагностировать рак на ранних стадиях и вовремя назначить грамотное лечение.
«Трамплин» пообщался с Марией и узнал, как проходила работа над проектом, и какое будущее ждет современную медицину.

Расскажите про цель и механику работы вашей разработки. 

Проект представляет собой вспомогательное решение, позволяющее повысить качество диагностики опухолей и неопухолевой патологии человека. Дело в том, что многие диагнозы в настоящее время ставят на основании морфологического исследования – изучения фрагмента ткани под микроскопом. Вместе с тем, часто результаты исследования оказываются недостаточно полными из-за изменения исследуемого материала на пути в лабораторию: в этом случае оценить структуру ткани становится очень трудно, иногда – практически невозможно. Наиболее критично это при диагностике злокачественных опухолей. Определяющим признаком, позволяющим поставить диагноз, в их случае является рост опухоли в соседние здоровые ткани. 

Для того, чтобы сохранить нормальную структуру ткани, мы предлагаем набор для ориентировки, состоящий из специализированной полоски, маркировочного ярлыка на клейкой основе и пластикового флакона с фиксирующей жидкостью. Так, ткань, расположенная на полоске, остаётся на ней на всех этапах обработки вплоть до изучения врачом, и в итоге медики получают информативный материал, а пациент – полный диагноз.  

Как вообще пришла идея? Почему именно такая тематика и такой объект? 

Тема моего проекта вполне закономерна: как практикующий врач я понимаю, какие проблемы существуют в повседневной работе, и, конечно, хочу их решить. Проблема же, решаемая проектом, очень популярна на практике и, несмотря на её кажущийся небольшой масштаб, способна привести к очень значительному улучшению качества диагностического исследования. Кроме того, мой проект фактически является продолжением серии исследований, в течение 25 лет реализуемых на базе кафедры патологической анатомии ОмГМУ.

Какая команда работала над этим проектом и как долго? 

Работа над проектом шла два года, в течение которых проходил подбор расходных материалов, разработка экспериментальных образцов, их пилотное тестирование в «полевых» условиях, оценка диагностической эффективности применяемой технологии. Все эти этапы были реализованы в ходе программы «У.М.Н.И.К» Фонда содействия инновациям, и подача заявки для участия в программе «СТАРТ» стала следующей ступенью по практическому внедрению разработки. На всех этапах работы мне помогали мои коллеги – в частности, научный руководитель, д.м.н., доцент, профессор кафедры патологической анатомии ОмГМУ Сергей Игоревич Мозговой. Отдельно хотелось бы отметить помощь врачей эндоскопической диагностики, помогавших в пилотных исследованиях. Внедрять новые решения в практику, в устоявшийся алгоритм работы всегда непросто, и очень приятно, что нам пошли навстречу.  

Где искали базу для проведений экспериментов? 

Всю экспериментальную часть работы я проводила на базе Академического центра патологической анатомии – подразделения ОмГМУ. Там же осуществлялась вся обработка материалов исследования, полученных с помощью новой разрабатываемой технологии. Лаборанты Центра внесли очень значимый вклад в то, что этот проект состоялся. 

Как проходил вообще сам конкурс, как отбирали, кому выдать финансирование на разработку? 

На первом этапе конкурса участники заполняли заявки, где указывали максимально полную информацию о проекте. В заявке была отражена и научная составляющая – уникальная суть инновационной идеи, и практическая – пути внедрения разработки и её реализации в жизнь, в повседневную рутину. Заполненную документацию подвергали заочной экспертизе, оценивали, насколько разработка реализуема. Затем следовало очное рассмотрение проектов: за пять минут нужно было рассказать о своей разработке, объяснить, в чем её суть и каковы возможные пути её практического применения. Члены экспертного жюри – специалисты в соответствующей сфере – оценивали и суть доклада, и манеру его изложения, задавали уточняющие вопросы. Примерно через месяц было объявлено решение Фонда о том, какие проекты, по совокупности результатов экспертизы, достойны финансовой поддержки – и мой проект оказался в их числе [прим.: за данную разработку Мария получила грант в размере 2 миллиона рублей].

За кем в медицине будущее?  

Будущее в медицине, как и будущее в любой науке вообще – за целеустремленными, гибкими умом и увлеченными. Это далеко не всегда молодые специалисты, как ни парадоксально. Хотя, конечно, гибкости мышления и расширению кругозора способствует доступ к международному профессиональному сообществу и большому количеству образовательных ресурсов на всех языках мира. Внедряться в такое, более «цифровое», общество проще молодым. Я думаю, что именно огромное количество доступной обоснованной информации формирует сообщество «доказательных» докторов – сторонников доказательной медицины. Они опираются в своей деятельности на современные обширные данные об эффективности методов диагностики и лечения. Именно они, на мой взгляд, – будущее практической медицины: мобильное, заинтересованное и постоянно обучающееся. Будущее медицины как науки – устоявшиеся научные коллективы, школы, в которые постоянно притекают новые умы. Именно в них рождаются новые идеи, которые, благодаря уже накопленному в коллективе опыту, находят свою реализацию.  

 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.