«Спрашивать математика, почему он стал математиком – это всё равно что спрашивать у шизофреника, почему он заболел» 

Дата публикации: 26.08.2021

Мы продолжаем нашу рубрику «Будущее рядом», в которой говорим с омскими учёными о науке, исследованиях и изобретениях. Сегодня гостем рубрики станет математик, преподаватель, доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Омского филиала ФГБУН Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН Артём Шевляков. 

Время прочтения ≈ 12 минут

 

Артём Шевляков, доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Омского филиала Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН

 

Как бы вы сформулировали свои математические, научные интересы? 

На поприще «чистой науки» я занимаюсь алгеброй. Она нужна для построения более удобных моделей, которые в ряде случаев могут заменить нам стандартные числовые множества. Так оказалось, что если шифрование информации в интернете проводить лишь с использованием вещественных чисел, то степень защиты от взлома не всегда будет удовлетворительной. Поэтому алгебраистами были разработаны (и разрабатываются) новые модели шифрования в которых информация шифруется с помощью новых множеств «чисел». Такие числа являются плодом математической фантазии, но практика показала, что для шифрования такие «числа» подходят лучше обычных.

Помимо алгебры я люблю изучать модели анализа данных и искусственного интеллекта. Тут пояснять, я думаю, не нужно. Эта тема и так у всех на слуху.

Есть ли разница между вами учёными и вами преподавателем? Что нравится больше и почему?

Ну да, я ещё преподаю: в ОмГУ, ОмГТУ и даже веду школьный кружок по искусственному интеллекту. Преподавание для меня - это общение с интересными людьми. Дело в том, что в интенсивно развивающихся отраслях науки (такой дисциплиной сейчас является теория искусственного интеллекта) компетентность не всегда коррелирует с официальными регалиями (учёные степени, звания, членство в академиях), и я очень часто вижу студентов (даже школьников), у которых я (доктор наук, профессор) могу поучиться методам проектирования моделей искусственного интеллекта (а поучиться есть чему, обязательно почитайте материал про омскую команду AIConstructor, занимающуюся исследованиями искусственного интеллекта. – Прим. редакции).

 

«Спрашивать математика, почему он стал математиком – это всё равно что спрашивать у шизофреника почему он заболел))) Возможно, в увлечении математикой замешаны определенные личностные качества, благодаря которым человек получает удовольствие от работы с несуществующими (читай: математическими) объектами. Это сближает математику как с искусством, так и с психбольницей»

 

Вы не только работаете в ОмГУ на ИМИТ, но также являетесь научным сотрудником в Институте математики имени С. Л. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук. Расскажите подробнее чем там занимаетесь и чем это отличается от университета?

Это чисто научное учреждение, студентов нам почти нет (кроме фанатично преданных науке). Это зона комфорта любого математика, из которой (как советуют современные психологи) нужно иногда выходить. Ну вот я и выхожу: в университет, и даже в школу (гимназия №19, там реализуется проект «Базовая школа РАН»).

Чем вообще математика в университете отличается от школьной или академической?

Школьно-университетская математика отличается от реальной математики тем, что во «взрослой» математике ученый оперирует с нерешёнными проблемами и гипотезами. Он рассуждает так: «Пока мы не можем решить проблему А. А может мы сможем решить ее частный случай? Или давайте сформулирует более ослабленный вариант проблемы А и решим его?» В школьной математике процесс линеен: там идут от изучения одного навыка к другому, причем весь процесс строго контролируется высшими силами (преподавателями). Но в жизни и школьная и академическая математики одинаково важны.

Как оцените омскую математическую школу? Она вообще есть? И кого считаете выдающимися математиками омскими?

Омская научная математическая школа, безусловно, есть. Буду говорить только про алгебру, которой сам занимаюсь. Лично мне посчастливилось учиться у (и «работать с») несколькими омскими учеными, имена которых известны не только в России, но и за рубежом. Это: Владимир Никанорович Ремесленников, Виталий Анатольевич Романьков, Георгий Петрович Кукин (кстати, у нас есть отличный материал про историю становления омской математической школы – Прим. редакции).

«Но надо понимать, что в силу ряда причин (Омск всё-таки можно покинуть) омская наука – это не только Омск. Ученики упомянутых мною ученых сейчас работают по всему миру, кое-кто из них даже удостоен высших математических премий»

Сейчас в Омске много IT-компаний и много математиков в IT-сфере. Во-первых, почему? Во-вторых, как вы относитесь к IT?

Верно, в ИТ-сфере полно математиков. Тут все логично: после матфака ты идешь либо учительствовать, либо в науку (но количество мест там ограничено), либо в ИТ (отчасти и про это мы писали в нашем материале, посвящённом тому, как стать программистом. – Прим. редакции). Так что фактически каждый выпускник-математики выбирает между школой и ИТ-фирмой. Так что всё логично.

Задачи, которые сейчас решает ИТ-индустрия очень сильно приблизились к чистой математике. Если 15 лет назад почти все фирмы клепали сайты для зарубежных заказчиков и чистую математику там просто негде было применять, то сейчас появляется всё больше и больше проектов, в которых требуется серьёзная математика. Это проекты, связанные с анализом данных, искусственным интеллектом, построением ботов для рекламы и онлайн-игр.

Лично у меня с ИТ-сферой сложились своеобразные отношения. Я сам работу там не ищу, но если предлагают интересный проект, в котором нужно строить математические модели, то не отказываюсь.

Вы участвовали в 100-м IT-субботнике. По сути - это одно из многочисленных просветительских событий города, благодаря которому есть сообщество и т.д. В последнее время много разговоров об ограничении просветительской деятельности. Как вы считаете, какой должна быть степень влияния государства на просвещения и должно ли оно (влияние) быть? Как относитесь к закону о «Просвещении»? И какова степень влияния государства на науку по вашему мнению и как это влияние сказывается на развитии науки?

Я прочел текст закона. По форме он является поправкой в федеральный закон «Об образовании», и содержит всего лишь два существенные поправки (этой теме на Трамплине посвящены несколько материалов, например, вот этот или вот этот).

Первое: запрет пропаганды идей фашизма, терроризма и т.п., во время «просветительской деятельности». С этим всё более-менее логично.

Вторая поправка требует заключения трудового договора между «просветителем» и государственным образовательным учреждением. И вот тут-то весь скандал и разгорелся. А почему? Да потому что согласно действующему законодательству (как федеральным законам, так и приказам Минобра) трудоустройство в образовательное учреждение связано с выполнением кучи формальностей (получение справки об отсутствии судимости, результаты медосмотра, наличие прививок, флюорографии и т.д.). Конечно, такую кучу бумаг ещё можно собрать, если вы планируете работать в образовании несколько лет, но кто будет это делать ради одной просветительской лекции?

Возмущение мне понятно. Будем разбираться, кто здесь виноват. Самым простым решением здесь будет свалить всё на наших депутатов: дескать, сидят и принимают какие хотят законы. Одновременно с этим все «не депутаты» (здесь часто употребляют термин «гражданское общество») объявляются невинными жертвами произвола.

Но тут хочется спросить: а может быть «не-депутаты» сами виноваты в случившимся? Государство – это не плюшевый мишка, оно будет диктовать свою волю там, где чувствует себя наиболее уверенно. А как раз образование и просвещение – те отрасли, где государство безусловно доминирует. У нас почти все вузы и научные центры государственные. И просветительскую деятельность ведут в основном люди, получающие свою зарплату из бюджета. Что поделаешь: ну не любит российский бизнес вкладываться в образование и науку.

Ну вот, собственно, и всё. Государство решило навести порядок там, где у него по сути нет конкурентов. По сути мы имеем дело с еще одним правилом внутреннего распорядка: в стены вузов будут допускаться лишь лица с полицейскими и медицинскими справками.

Те немногие просветительские и образовательные проекты, которые существуют за счёт средств частных лиц, под действие закона не попадают. Но их количество пренебрежимо мало по сравнению с «вселенной» Минобра.

 

Фото с Юбилейного 100-го IT-субботника

«В нашей стране всегда интересно смотреть за дальнейшей жизнью законодательных актов. Это связано с тем, что часть принимаемых законов так и остаются мертворожденными. Посмотрим, как будет выглядеть реальная практика применения закона «О просвещении». Скоро 1 сентября. По традиции первые лица нашего региона в этот день отправятся в школы и вузы, где будут учить молодое поколение тому, как стать успешным человеком. Интересно, не сработает ли тут закон против его «отцов»? Не потребуют ли у такого госслужащего справку от психиатра перед лекцией? Или по такому торжественному случаю в аудитории будут дежурить врачи, готовые сразу же удостоверить телесное здоровье докладчика?»

 

В нашем городе уже много лет проходит ИТ-субботник. Это негосударственное мероприятие с элементами чаепития и просвещения. Что неизменно на каждом субботнике, помимо квалифицированных докладчиков, внимательных слушателей и вкусных печенек?

Правильно: пустая коробка с донатами! Почему так происходит? Бедность участников? Не смешите меня, там полно высококвалифицированных айтишников.

А может быть дело в том, что наши соотечественники привыкли «просвещаться» бесплатно? И мы совершенно искренне не понимаем, зачем нужно кому-то платить за просвещение. Ну а за съеденные печеньки заплатят те «проклятые капиталисты», в офисе которых проходит субботник.

Так что отношение к просвещению и его доступности у нас в стране своеобразное. Естественно, что и законодатели тоже своеобразно воспринимают просветительскую деятельность. Отсюда мы имеем нынешний закон «О просветительской деятельности» и пустые коробки с донатами.

Вы в прошлый раз рассказывали историю о том, как Вас сравнили с Хованским. Были ли ещё какие-то смешные ситуации во время пар, лекций. И должны ли преподаватели быть на одной волне со студентами? Или же субординация важнее?

Сложный вопрос, что важнее: субординация или полная демократия. Понятно, что многие правила направлены на поддержание элементарного порядка. Например, во время лекции все студенты должны молчать. Но не потому, что препод главнее, а чтобы не мешать другим.

Хотя согласен, при общении со студентами возникает много странных ритуалов. Например, стенах университета не принято здороваться с преподавателем за руку (считается фамильярностью). Но когда я встречаю студентов в здании РАН (они пришли туда для участия во «взрослом», научном семинаре), то пожимать руки студентам – это нормально. Ибо здесь мы на равных «служим науке».

В общем, в этой регламентации много забавного и парадоксального.

 

Поделиться:
Поддержи проект

Через интернет

Банковской картой или другими способами онлайн

Через банк

Распечатать квитанцию и оплатить в любом банке

  1. Сумма
  2. Контакты
  3. Оплата
Сумма
Тип пожертвования

Ежемесячное пожертвование списывается с банковской карты.
В любой момент вы можете его отключить в личном кабинете на сайте.

Сумма пожертвования
Способ оплаты

Почему нужно поддерживать «Трамплин»
Все платежи осуществляются через Альфа-банк

Скачайте и распечатайте квитанцию, заполнте необходимые поля и оплатите ее в любом банке

Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты

распечатать квитанцию
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.