Дата публикации: 25.02.2022
В четверг, 24 февраля, главный редактор «Трамплина» Роман Лендел и редактор рубрики «Наука и образование» Алексей Ремыга, вместе с коллегами из других омских СМИ приняли участие в пресс-завтраке с Сергеем Владимировичем Замятиным — исполняющим обязанности ректора ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Речь пошла не только о программе развития университета, но и о наиболее перспективных образовательных программах, взаимодействии с омскими и федеральными IT-компаниями, свободомыслии в стенах университета и этических кодексах (некоторые фрагменты этой беседы мы опубликовали ранее).
Время прочтения ≈ 7 минут
Сергей Замятин
Вопрос, который интересует практически всех коллег — есть ли какой-то план по развитию ВУЗа?
— Мы сейчас в режиме маленькой пожарной команды, но параллельно работа по развитию университета, конечно, ведётся. Определяем сейчас два базовых направления. В части учебной деятельности, мы плотно беремся за образовательные программы, в части внеучебной работы, скорее всего, будем заниматься спортивными вещами.
«Я для себя ставлю план такой — в режиме пожарной команды поработаю ещё 2 месяца, может где-то до июня, но это край. Потом войдем в штатный режим и будем работать на развитие»
Есть какая информация по главному корпусу (он строится у Пушкинской библиотеки с 2015 года)?
— Там ведутся работы, выделено федеральное финансирование на этот год, планируется и на следующий. Всё уйдет на достройку, оборудование.
«У меня есть информация только о том, что мы прошли государственную экспертизу и все подобные мероприятия. План сдачи стоит на 2023 год. Если получится ускориться, то ускоримся»
В новом корпусе будет администрация и юридический факультет, или же что-то ещё?
— Мы посмотрим. Наверное, какие-то административные службы туда уедут. Если мы отправим туда всех студентов, а сами останемся здесь, им будет банально неудобно кататься туда от общежития.
«Юридический факультет там будет располагаться или иной факультет, непонятно. Площадей там, на самом деле, очень много. Если будет целесообразность, попасть туда могут и несколько факультетов. Сначала нужно всё достроить. Мы пока не занимались вопросом размещения»
Скажите, планируются ли назначения новых проректоров?
— Смотрите, здесь нет задачи набрать проректоров. Есть задача такая — наладить внутренние процессы. По количеству проректоров сейчас, это плюс-минус актуально. Их пока хватает.
«В принципе, сейчас мы все основные направления перекрываем с теми проректорами, которые есть. Проректор такая история, что он отвечает за какой-то блок работы. В университете внутренняя система сложнее гораздо. Она зависит не от количества проректоров, а от внутренних вещей. Иногда не в формате нормативной документации. Управление и количество проректоров — не всегда напрямую связанные вещи»
А есть ли идеи по созданию новых факультетов?
— Любите вы структурные сокращения. Я хочу сказать, что структура влияет на управление, но она её не определяет. Может быть тысяча факультетов по одному человеку, а может быть десять факультетов по сто человек. Они все могут работать хорошо или плохо, и количество факультетов ничего не решает.
Даже если посмотреть на наш университет и взять юридический факультет — это огромный факультет, а качество образования одно из лучших. Он огромный, работает хорошо. Можно взять маленькие какие-то факультеты. Маленький, наверное, тоже хорошо работает, но вот в чем необходимость, как её определить?
«Вы меня спрашиваете, сколько должно быть факультетов. У меня вот нет задачи что-то сократить или не сократить. У меня задача, чтобы преподаватели хорошо работали, а студенты хорошо учились»
Расскажите про общий подход к формированию образовательных направлений
— Смотрите. У нас есть заказчик — государство. Оно нам ставит задачу, мы людей учим. Отчасти заказчиком является общество, мы ведь работаем на него в большинстве своём. Если у общества есть запрос на какие-то исследования, обучение специалистов, то мы будем этим заниматься. Если запроса нет, то не будем этим заниматься.
А вот что касается IT, небольшой такой пример — люди хотят идти в эту специальность, работодатели готовы брать этих студентов, но они не идут активно, например, на матфак. Хотя государство даёт бюджетные места, но частично они остаются невостребованными. Как вы оцениваете такую ситуацию?
— IT-отрасль — одна из самых приоритетных в университете. Те образовательные программы, которые сейчас в университете есть, именно для подготовки IT-специалистов — с ними есть сложности. И в организации, и в наполнении.
«Изменения на рынке происходят с такой скоростью, что мы не успеваем грамотно учить»
Для того, чтобы людей научить, необходимо иметь людей с компетенцией. Учитывая, что у нас не сильно богатая организация, нам сложно удерживать таких людей. Они есть, но с ними сложно проводить подготовку.
Сейчас мы занимаемся трансформацией образовательных программ по IT. Мы планируем сделать так, чтобы наши студенты получали компетенцию в тесном партнёрстве с работодателями IT-компании.
Этот подход по взаимодействию университета и конечного потребителя будет модернизироваться. Исходя из того, что технологии меняются, получается такая ситуация, что мы учим студента, а через 5 лет появляются уже новые технологии. В классике для предотвращения таких ситуаций есть производственная практика. Студент выходит оттуда уже с какими-то профессиональными компетенциями. Мы будем увеличивать количество производственных практик за период обучения.
Ну вот смотрите, продолжая эту тему — В Политехе, например, Газпром открыл свою кафедру, есть похожий пример в СибАДИ. Может у вас тоже есть такие планы?
— На самом деле, формат может быть какой угодно. Базовая кафедра является обычным форматом взаимодействия. Такое готовится, есть перечень компаний, с которыми мы ведём переговоры. Это точно будет.
Компании преимущественно омские или федеральные, вроде «Сбера»?
— Со «Сбером» мы будем работать ещё плотнее. По подготовке IT-специалистов есть и омские, и федеральные компании. Там порядка 10 позиций. Первая, которая туда попала, это «7 Bits».
Есть ли мысли о сотрудничестве с крупными федеральными проектами, по типу «Иннополиса»?
— Безусловно, в этом направлении мы будем работать. Я знаю, что там конкурсный формат взаимодействия с ними, контакт с ними у нас есть. Будем взаимодействовать.
А как вы относитесь к целевым направлениям? Будете расширяться или это пережиток прошлого?
Там немного сложнее. Сейчас законодательство там следующее — есть целевое место, отдельный конкурс, но человек, который идет на это целевое место, подписывает соглашение с компанией, что потом он какое-то время будет у них работать.
«Позиция сложная, но она есть, и мы будем над этим работать. Там большая ответственность на стороне компании и человека, который к нам придет. Мы тут всем рады»
Удалось ли вам познакомиться с коллегами по омским ВУЗам? Я знаю, что недавно был Совет ректоров в ОмГУПСе. Можете ли вы сказать, какие планируются пути взаимодействия с другими ВУЗами?
— Тема очень хорошая, спасибо за вопрос. Я познакомился, наверное, почти со всеми руководителями организаций, представителями областного министерства — прекрасные люди, мне все нравятся.
«Что касается Совета ректоров — на самом деле, это очень хороший формат. Эта площадка для обмена лучшими практиками университетов. В этом плане, я могу сказать, что все университеты максимально открыты. Много кто делится успехами своего вуза. Это позитивная и очень полезная вещь»
Скажите, планируется ли развитие Межвузовского инновационного бизнес-инкубатора?
— Думаю, да, мы будем его развивать, только нужно понять, что именно мы будем там развивать. Сейчас у нас ставка на то, что сработает одно из IT-направлений подготовки. Если это направление успешно себя покажет, то бизнес-инкубатор будет играть главную роль в «выращивании» предпринимателей.
Сергей Владимирович, тема, которая всегда триггерит все ВУЗы — тема объединения. Сейчас в активной информационной повестке нет, но это история, которая всегда пугает местное научное сообщество: объединят ли Политех с ОмГУ, классический университет с ОмГПУ и так далее. Имеются ли на данный момент предпосылки к этому разговору?
— Нет, совсем нет. Кому это нужно и зачем? Я не вижу здесь конечного результата.
Скажите, какие цели поставил перед вами работодатель и какие цели вы поставили лично для себя? И каков показатель эффективности для вас лично и для работодателя?
— Конкретных задач никто не ставит. Но у любого университета в системе есть мониторинговый показатель. Все смотрят на него при распределении финансов, при участии в конкурсе на контрольные цифры приёма. На эти цифры мониторингового показателя все смотрят.
«Цель — выстроить внутренние процессы университета так, чтобы этот показатель рос»
Когда я учился, у меня в двух группах по 50-60 человек, большая часть учеников — Северный Казахстан, север России, тот же Ханты-Мансийский автономный округ и другие регионы. Сейчас — меньше из Казахстана, северные города тоже, Тюмень перехватила эту историю. В этом плане вы видите точку роста?
— Мы работаем над программой развития. Одно из направлений — работа с прилежащими к региону территориями (Азия, в том числе Казахстан, Узбекистан и так далее). Конечно, мы будем сюда притягивать людей. Люди едут в университет либо на имя университета, либо на само образование.
«Если у нас получится сделать образование, за которым захотят ехать люди, то они сами придут. Они будут приходить на те образовательные программы, что мы организуем. Просто нужно сделать так, чтобы они об этом узнали»
А какая образовательная программа, на Ваш взгляд, самая перспективная?
— То, о чём мы с вами поговорили, то, что востребовано на рынке и поддерживается государством — государственные программы IT-сферы. Мы вносим изменения в образовательные программы — люди будут учиться по-другому. Мы доделаем программу развития — тогда можно будет и поговорить про конкретные вещи, можно будет и порассуждать, и предоставить материал, устроить репортаж. Думаю, мы их будем представлять в ближайшие пару месяцев.
Во все времена университеты считались центром свободомыслия. Как вы к этому относитесь? Как относитесь к оппозиционному мнению преподавателей вне официальной повестки? Будете объяснять, что есть позиция учредителя, заказчика, или чем больше мнений, тем лучше?
— Как говорят классики и теоретики развития университетов, университет — место развития новых форм мышления.
«Если это нормальная, взвешенная и аргументированная позиция, человек так действительно думает, то почему бы и нет. А если он просто взял и понаписал каких-нибудь гадостей — это неправильно»
Но каждым конкретным случаем, конечно, никто заниматься не будет. Человек, в связи с различными личными проблемами, может выплёскивать энергию таким образом. Если это какая-то массовая история, и у людей плохо в подразделении — мы, конечно, будем этим заниматься. Что происходит и какие вещи на это повлияли — может, мы плохо работаем.
Планируется ли введение этических кодексов в ОмГУ?
По поводу кодекса — я отрицательно отношусь к ограничениям любого рода. Понятно, что без рамочных устоев нельзя, но лучше взаимодействовать со студентами самостоятельно, заинтересовывать их. Лучше увлечь, чем ограничить. У меня была встреча со студентами на этой неделе, мы обсуждали там, в том числе, систему поощрения студентов-платников. Мы стараемся одинаково относиться ко всем студентам и пытаемся, например, так же отправлять их в командировки. Ещё мы выставим особую систему поощрения для них.
А считаете ли Вы себя технократом?
— Я исключительно академическая персона.
«Я всю жизнь работал в университете на разных позициях и понимаю почти все процессы. Я абсолютно академический человек»
Автор материала — Алексей Ремыга
Автор фото — Никита Кудрявцев