Гумпросвет: о шести высших образованиях, альянсе омских маркетологов, чёткой епархии и любви к Евровидению

Дата публикации: 9.03.2022

Мы продолжаем рубрику «Гумпросвет», в которой беседуем с омскими учёными, исследователями и преподавателями. Сегодня наш гость — Виталий Мацько, советник ректора СИБИТ по маркетингу и PR.

Кстати, совсем недавно у нас вышли интервью с новым ректором ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Сергеем Замятиным и беседа с ректором СИБИТ Максимом Родионовым. Кроме того, мы выпустили две классные подборки об учёных-гуманитариях, а также технарях и естественниках. Ещё больше интересных материалов ждёт вас в нашем телеграм-канале.

Время прочтения ≈ 10 минут

Виталий Мацько

Виталий, мог бы ты рассказать о своем академическом бэкграунде? 

— Я начинал свой путь в том месте, о котором все так восторженно говорят, на факультете международного бизнеса ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, направление — реклама (Факультет международного бизнеса был закрыт в 2020 году. —Прим. редакции). Это моё первое из 6-ти высших образований. Потом поступил в аспирантуру по направлению «Экономика и управление народным хозяйством». 

«Аспирантура так затянулась, что я до сих пор ещё не защитил кандидатскую диссертацию. Это тоже тема для шуток у многих. Сейчас я учусь в магистратуре»

Расскажи чуть подробнее о других своих образованиях? 

—    Как уже сказал, сначала была аспирантура. По меркам сегодняшнего времени она считается одной из ступеней высшего образования. Затем имиджелогия, поскольку это было связано с моей диссертацией и мне это оказалось интересным. Учился я в Московском институте репутационных технологий в 2015 году. Затем было «Управление персоналом» в ОмГУ, потому что мне показалось, что мне не хватает навыков понимания и мотивирования коллег. Потом я понял, что мне недостаточно цифр и я закончил «Финансовый менеджмент». А так как я маркетолог и в некоторых организациях человек без диплома не считается специалистом, то я ещё целенаправленно обучался маркетингу. Сейчас ещё учусь в магистратуре по психологии. Это будет моё седьмое высшее.

«Я не могу объяснить почему мне это интересно. Возможно, где-то это синдром «самозванца». Только я понимаю, что я не самозванец»

Для меня есть этому другое объяснение: я не могу обучаться онлайн на каких-то курсах, где нет итога. Для меня итог — выдача документа в конце. Когда выдача документа в конце есть в онлайнкурсах, то это теряет свою ценность. Для меня важно заплатить деньги, тогда есть мотивация, что я не могу предать себя и свои вложения. К тому же мне нравится знакомиться с преподавателями. Я каждый раз их оцениваю, смотрю на то, что можно у них перенять. Такой опыт путём наблюдения.  

Расскажи об исследованиях, которыми ты занимался в аспирантуре?

— У меня более 20-ти научных статей, 5 из которых — ВАКовские («ВАКовские статьи» — это научные статьи, рецензируемые Высшей аттестационной комиссией, к которым предъявляются более высокие требования. — Прим. редакции). В какой-то момент я ловлю себя на том, как мне интересно. Никто не будет это читать, никому не интересно. Однако я понимаю, что я в этот момент что-то исследую, придумываю, хотя бы на своем уровне.  

А почему ты не защитил диссертацию? 

— Почему я не защитился? Основная причина — повседневные дела и работа, которые забирают много времени. 

«Если бы я жил на пассивный доход, то я бы стал художником, имел оранжерею, писал бы картины маслом и занимался диссертацией»

Я не хочу думать о том, что если я защищу диссертацию, то получу три заветные буквы «к.э.н» (Кандидат экономических наук. — Прим. редакции) и получу прибавку к зарплате. Это плохая мотивация для учёбы. Я хочу получить эти буквы, потому что я что-то сделал. Пока, наверное, я ещё в состоянии поиска этого времени, ресурсов.  

Может, это подростковое говорит, что если бы я, будучи аспирантом 1 курса, сразу бы этим занимался, то у меня что-нибудь бы получилось. Мне казалось, что это так сложно. У меня был в жизни один человек, который сказал: «Ты вот сначала мучаешься, а на самом деле это легко сделать. Просто сядь и сделай». 

«Пока ты делаешь эту работу — ты увлекаешься, но стоит тебе отвернуться, отвлечься от мысли – и мысль ушла. От меня она так на три года ушла. И когда ты к ней возвращаешься, то уже что-то поменялось» 

Знаете, как еще  я подходил к диссертации? Должен же быть банк литературы, у меня были тогда все книги по имиджу. Я просто все книги со словом «имидж» скупил с Озона. Я понимаю, что есть такие люди, которые говорят, что не обязательно идти в образование, покупать курсы, дипломы. Открой книгу — это альтернативный конкурент. Может у меня плохо с тайм-менеджментом, но пока этого не произошло. 

Вот это, наверное, основная причина, почему я не написал диссертацию, но я этого не боюсь. Знаешь, почему? Потому что с возрастом я становлюсь прагматичнее. Меня возьмут на работу и без диплома, поэтому если я напишу диссертацию, пусть даже к 40-ка годам, то лишь для того, чтобы закрыть этот гештальт.  

А если это произойдет, то ты продолжишь те исследования, которыми ты занимался или у тебя уже изменились научные интересы? 

— Я всегда в себе отмечаю принципиальность, никогда не меняю коней на переправе. Я остаюсь верен вещам, которые я делаю в жизни. Себя я не предаю, потому что себя надо любить больше. Если ты не будешь любить себя, то ты не сможешь дарить любовь и заботу остальным. Поэтому имидж всегда идет со мной, но тут главное – понять, что я его рассматриваю с точки зрения маркетинга.

«Какие бы я диссертации ни читал, что бы мне ни говорили — нет ещё ни одной диссертации, где была бы четкая трактовка имиджа с точки зрения маркетинга»

Поскольку я проделал огромную работу по первой главе, я наизусть знаю все трактовки, которые есть. Читая чью-то работу, я могу понять, откуда эта компиляция, с какой точки зрения она рассматривается — с философской, психологической, социологической. Именно с этих точек зрения, в основном, рассматривается имидж. Редко, когда он рассматривается с экономической точки зрения, где приобретается маркетинговая основа, и мы уходим в личный бренд.  

Сейчас, на практике, появилось столько инструментов, методологий с развитием сферы личного маркетинга. Я горжусь тем, что одна из моих разработок, которая зафиксирована в ВАКовских статьях — это градация от образа к имиджу, бренду, репутации. До меня никто ещё так не трактовал. Поэтому я продолжаю двигаться в этой области 

А в каком количестве университетов ты преподавал и преподаешь? Ну, и где больше всего понравилось или, наоборот, не понравилось? 

— Я начал свой преподавательский путь с ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Я этим горжусь. Затем был Сибирский институт бизнеса и информационных технологий. Также я преподавал в Омском педагогическом университете, ОмГТУ, Омской гуманитарной академии, в экономическом институте, который раньше был на Левом берегу, в Финансовом университете и в Нижневартовском государственном университете.

«Я не сравниваю университеты, где хорошо и где плохо. Я всегда переживаю, когда выхожу к аудитории, неважно какая она»

Преподавание научило меня управлять аудиторией, собой, своими эмоциями, оно заставило меня готовиться к теме, о которой ты говоришь, лучше в ней разбираться. Просто я боюсь оказаться в ситуации, где я чего-то могу не знать. К тому же, теперь у меня есть огромный багаж опыта, я знаю, как себя вести с определёнными типами людей, как им преподнести информацию, как себя вести в разных ситуациях. Раньше был страх большого количества людей на парах, но это гораздо лучше одного человека на занятии. Если этот человек не заинтересован в предмете, то это просто убийственно. Я никогда не преследую ситуацию «просто рассказать», хотя есть мысль сохранить свои ресурсы, но если я вижу хоть немного отдачи, то я вкладываю все свои силы. У меня уже есть примеры, случаи, когда я звоню в какую-то организацию и мне говорят: 

— Виталий Валерьевич, это Вы? А помните я у вас диплом писал? 

— О, а ты по специальности работаешь?

— Ну да, как вы учили, так я и делаю. 

«В такие моменты я думаю, что я сделал хорошее дело. Мне нравится такая отдача. Я готов вкладываться в человека, тратить на него свои ресурсы, силы»

Ты являешься членом Гильдии маркетологов. Скажи, пожалуйста, что это за организация, что тебе дает присутствие в ней? 

— Это ассоциация, которая объединяет всех маркетологов на территории России. Это одна из первых организаций, к сожалению, не могу сказать сколько ей лет. Я знаю тех людей, которые входят в Совет Гильдии, и когда я туда вступил, то одним из этих людей был Георгий Багиев. Он является заведующим кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Нас с ним знакомила Елена Исаева, и я думал: «Боже мой, я же учусь по книгам этого человека, и я состою с ним в одной организации». Также там был Александр Панкрухин, которого, к сожалению, не стало в 2014 году. 

«Я был на одном из его последних выступлений в Берлине, как раз в 2013 году я ездил на конференцию по имиджелогии. Александр Павлович является автором российского подхода к маркетингу»

Что мне дает членство в организации? Общение с единомышленниками, определенный статус. Есть еще один плюс — членство в Гильдии даёт возможность оценивать и комментировать как эксперту события, которые происходят в мире. К Гильдии идут запросы со всей России, и благодаря этому я смог давать письменные и устные комментарии журналистам. Например, благодаря Гильдии маркетологов я неоднократно давал комментарии на «12 канале».  

Также Гильдия маркетологов дает основание для профессионального развития, это определенная поддержка в твоих начинаниях. Омичей в Гильдии всего трое: я, Татьяна Судакова и Александра Веретено. Раньше было больше за счёт кафедры маркетинга и рекламы, но когда кончилась корпоративная подписка, то закончилось и членство. 

Поэтому это вещь нужная, главное только научиться ею пользоваться.  

Я знаю, что ты давно занимаешься ещё одним, как мне кажется, интересным проектом, связанным с маркетингом. Расскажи подробнее.

— Это история со странным названием «ОММАР», но я это называю «Альянсом». Возникла эта идея потому, что я понимаю, насколько иногда не уважают профессию маркетолога. А как человек принципиальный, я очень дорожу своей репутацией, своей работой и работой других ребят в этой сфере.

Я знаю, насколько это сложно, насколько многие не понимают эту деятельность, так как им не хватает знаний. Поэтому мне хотелось бы создать такую ассоциацию, которая могла бы поддержать молодых специалистов в области маркетинга и рекламы, и выступала своего рода рекомендателем для компаний, где требуются маркетологи.

«Я сам хожу на собеседования, хоть я в них и не нуждаюсь, просто чтобы понять специфику работы, которую требуют от специалиста по маркетингу. Не люблю, когда унижают молодых ребят, которые только вышли, и им дают непонятные задания, не платят деньги, не уважают их работу. Хотелось бы изменить отношение людей к данной профессии»

Также в будущем хотелось бы, чтобы моя организация выступала мерилом тех образовательных программ, которые выходят в наших учебных заведениях.  

А в каких сферах ты работал маркетологом?  

— Этих сфер было не так много. Начал я с финансовой сферы, работал в «Сбербанке». Тогда мне казалось, что круто работать в компании с таким брендом. Затем это была медицинская организация в сфере стоматологии.

«В отличие от «Сбербанка», стоматологию я до сих пор вспоминаю с теплотой – это было душевное начало моей карьеры. Это была хорошая школа, я там всему научился»

Затем я работал в образовании, но я его не воспринимаю как маркетинг, а скорее как становление, развитие себя как руководителя.

Потом опять был бизнес, связанный с той категорией, которая в законе о рекламе запрещена для прямого продвижения (Производство и продажа табачных изделий. — Прим. ред.). Это был неплохой опыт, я рад такому кейсу в моей жизни.

«Ещё немного сталкивался с религиозной сферой. Это была работа с Омской епархией. Пока что это была самая чёткая организация с точки зрения маркетинга»  

Далее снова возврат в образование с точки зрения коммерческого направления. Это институт, где нет бюджетных мест, и от этого игра на рынке становится интереснее, потому что маркетинг и продажи проявляют себя с лучшей стороны.  

А где было сложнее или, может, интереснее всего? 

— Сложно везде. Когда ты идешь работать с каким-либо продуктом, компанией, то всегда страшно, потому что есть доля неизвестности. Повторюсь, что сложно было везде. Но и интересно было везде.

«Сложно становится тогда, когда ты влюбляешься в продукт или услугу, который производит компания. Я влюблялся. Помню, что в стоматологии вместо обеда я ходил лечить зубы. Наверное, я только брекеты не попробовал»

Маркетологи — это те люди, которые не могут поверхностно относиться к какой-то сфере. Если ты её полюбишь, то все действия будут осмысленны и более наполнены, понятны людям, ведь это идет от души, и они это видят, верят. Мы должны опробовать всё на себе, а если ты не попробуешь, то не узнаешь, каково это для потребителя, что нужно сделать, чтобы ему это понравилось. 

В каких сферах хотел бы попробовать свои силы?

— Хотел бы столкнуться со сферой интимных услуг. В Санкт-Петербурге есть магазин «Розовый Кролик» и мне очень нравится их реклама. Она на уровне рекламы «Contex» и «Durex».

«Я примерно представляю, как туда набирается аудитория для продажи и понимаю, что это сложная сфера. Наверное, такая же сложная, как сфера продвижения ритуальных услуг»

Поэтому да, я хотел бы поработать в сфере интимных услуг, я даже как-то писал в «Эрос».

Мог бы ты и как работник, и как маркетолог, сравнить частное и государственное образование? 

— Работая в государственных учреждениях и имея большой багаж стереотипов, я считал, что за государственными учреждениями стоит будущее и это то место, где нужно получить образование.

«Если смотреть на реалии сегодняшнего дня, то я понимаю, что высшее образование не всегда становится важным элементом для будущей деятельности. Многие работодатели не смотрят, диплом какого вуза ты принёс и какие там оценки»

Сейчас это стало неважно для всех. К тому же сейчас нет таких организаций, которые делают что-то лучше или хуже. Все всё делают по-разному. Поэтому ты как потребитель вправе требовать или не требовать получения определенных знаний, потому что образование — это услуга. Ты вправе выбирать.

Я своим коллегам всегда задаю вопрос: «А вы ваших детей отдадите в тот вуз, где вы сейчас работаете?» Иногда возникает пауза, а я могу сказать, что я бы отдал. Я выберу психическое здоровье ребенка, выберу то, где ему комфортно. 

«Если у ребенка есть тяга к получению знаний, то он сам их возьмет. Нельзя его заставлять. Пусть люди делают всё, что хотят, потому что мы травмированы семьями, обществом»

Твоя работа в качестве советника ректора — это что-то типа проректора в сфере маркетинга? Или как? 

— Безусловно, это относится к категории проректоров. Функционал такой же, как у любого маркетолога, только общение происходит без посредников. Если проводить градацию, то это функциональный руководитель, который может контактировать с сотрудниками, с людьми, которые сталкиваются с твоей зоной ответственности. 

Скажи, были ли у тебя мысли пойти учиться в Президентскую программу? Видишь ли ты себя в будущем проректором или ректором университета?  

— На самом деле однажды мне один человек уже говорил об этом, но для этого я должен был иметь определенный стаж работы на руководящей должности. На самом деле это похоже на программу MBA, только в разрезе российской действительности. Мысли такие были, но я подавил свой шопоголизм. Я пока не знаю, надо мне это или нет. Насколько это необходимо, чтобы стать проректором? Не знаю, мне кажется, у меня уже есть все корочки, кроме кандидатской, чтобы утвердиться и быть им.

«Мысли быть ли ректором... Если бы вот в стиле «давай на спор», то да, а целенаправленно — нет. Это ведь всё условности. Лучше иметь что-то своё»

Ты известен еще тем, что являешься специалистом «Евровидения». Почему именно «Евровидение»? 

— Почему Евровидение? Мне кажется, я всегда иду на какое-то сопротивление. Я стараюсь не идти на волне всех, это попсово, а я таким не являюсь. Я рассматриваю Евровидение как хорошо спланированную организацию. Это хорошо спланированная команда, которая даёт хороший контент, он красивый. Их команда дает очень крутые ощущения, заботу. Благодаря этому я не замечаю социальной, политической, географической повестки.

«Вот Евровидение я жду больше, чем Новый год, свой день рождения. Есть в этом что-то теплое и мне это нравится»

 

Автор материала — Алексей Ремыга

Автор фото — Никита Кудрявцев

  

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.