Дата публикации: 18.06.2022
Мы запускаем экспериментальную рубрику «Нон-фикшн: новости омской науки». Будем рассказывать о событиях в мире науки и образования, требующих, на наш взгляд, чуть больше внимания и анализа. Все выводы вы делаете сами, мы лишь представляем вам разные мнения.
Сегодня поговорим с местными экспертами о том, к каким последствиям может привести выход России из Болонской системы, для чего в ОмГУ решили объединить факультеты, какие правила приёма в вузы ждут абитуриентов в этом году и о каком сотрудничестве договорились ОмГТУ и СПбГУ на Петербургском экономическом форуме.
Напоминаем, что у нас есть классные подборки об учёных-гуманитариях, технарях и естественниках, а если вы подпишитесь на наш телеграм-канал, то найдете ещё больше интересных материалов.
Время прочтения ≈ 8 минут
О последствиях выхода из Болонского процесса
Россия выйдет из Болонской системы высшего образования. Об этом 24-го мая заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Мы поговорили о последствиях выхода с доктором социологических наук, профессором и председателем омского Дома учёных Олегом Роем, кандидатом юридических наук и ректором Университета «Кластер» Юрием Лавровым и доктором экономических наук, профессором Еленой Исаевой.
Олег Рой
— Вряд ли выход из Болонской системы принесет какие-то кардинальные изменения. Думаю, что двухуровневая система образования бакалавр/магистр сохранится для многих, в первую очередь, гуманитарных и социально-экономических специальностей. В технических и медицинских специальностях преимущественно сохранялась прежняя система, и поэтому Болонская система их затронула слабо.
В Болонский процесс входят 46 стран Европы. Россия присоединилась к соглашениям в 2003 году, Беларусь в 2015 году (Источник: ilovevalencia.ru)
Кроме того, в сложившихся условиях практика непрерывного образования, когда бакалавриат завершался в одной стране, а магистратура – в другой, для российских студентов всегда была ограниченной, а сегодня фактически становится невозможной. Хотя западные страны будут делать все, чтобы привлечь к себе талантливых студентов, в первую очередь по направлениям естественнонаучного профиля.
«Выход из Болонского процесса значительно снизит академическую мобильность, но на качестве отечественного образования отразится слабо»
Качество высшего образования в России падало главным образом в период вхождения страны в Болонский процесс, правда, последний здесь ни при чём, и у этого падения имеются внутренние причины.
«Не вижу никакой угрозы в отказе от Болонского процесса для других сфер. Многие страны, такие как США или Китай, не входят в Болонский процесс, но имеют высокие показатели академической мобильности и вполне сносную систему образования. Гораздо большая угроза таится в головах наших лжереформаторов от образования, которые в условиях свободы от западных ценностей начнут городить новые баррикады реформ»
Юрий Лавров
— Вопрос о том, хороша или плоха Болонская система крайне многогранен. Переходя к двухуровневой системе высшего образования, мы стремились к интеграции выпускников отечественных вузов в экономику Запада и наоборот. На деле получилось нечто гибридное, что я мог бы прокомментировать на примере высшего юридического образования.
Студент в течение 4-х лет осваивает это ремесло по определённым специализациям (гражданско-правовая, уголовно-правовая и т.д.) и по итогу обучения бакалавр юриспруденции уже «заточен» системой знаний и обладает психологическим складом под ту или иную отрасль деятельности. Далее, ему нужно отучиться ещё 2-2,5 года, чтобы вырасти в профессии, а сама программа магистратуры (за исключением «топовых» вузов) представляет собой повторение изученного материала.
Однако и юридический бакалавриат есть за что покритиковать — в моей практике встречались студенты этого уровня обучения, которые к 4-му курсу ни разу не писали курсовых работ (контрольных и рефератов в том числе)! Что за программа обучения, которая не вырабатывает у человека навык письменной речи? Мы говорим о юристах, работа которых связана с текстами нормативных правовых и правоприменительных актов, доктринальных источников; это только в рабочих целях, не в научных.
По моим представлениям, выходя из Болонского процесса, мы потеряем обмен умами с Западом, но он уже пострадал в свете мировой политической ситуации. Также мы лишимся возможности получить второе высшее образование в сжатые сроки: всё-таки магистратура в таких целях очень удобна. Из достоинств я вижу потенциальную возможность повернуть вектор развития системы образования с формализации программ обучения к содержательности их наполнения. Есть ли разница, как называется выпускник — бакалавр, специалист или магистр, если он получает тот комплекс знаний, навыков и умений, который действительно поможет ему в профессии, а не будет мёртвым грузом букв похоронен в рабочей программе дисциплины, написанной преподавателем? Опять же — это лишь потенциал возможности, рождаемый переменами. Очень надеюсь, что мы сделаем хотя бы один шаг от формы к содержанию в этом вопросе. И если уж мы изменим эти названия, то я бы оставил возможность получить второе высшее образование в срок не более двух лет, да и для первого высшего хватит четырёх лет (пятый курс на специалитете не отличался никогда огромным блоком учебных мероприятий, у гуманитариев уж точно).
«Реформируя систему высшего образования, следует обеспечить гарантии прав выпускников и приравнять бакалавров к носителям полноценной «вышки», не создавая им карьерных преград с таким уровнем образования»
Важно отметить, что во многих государственнозначимых сферах полноценно мы и не переходили на Болонскую систему, например, в медицине, в большинстве ведомственных вузов. Думаю, это показывает настороженность государства к такой системе в стратегически важных отраслях деятельности.
Если мы перестанем упираться в то, как называются уровни образования, и сделаем ставку на его качество, то и будут шансы сделать образование качественнее, что положительно скажется на человеческом капитале, экономике, культуре. Хочу добавить, что в настоящее время мы имеем катастрофическое положение преподавателей в вузах — бесконечная методическая работа, оскорбительно низкий уровень заработной платы (особенно в сравнении с нагрузкой), систематическое реформирование образовательных стандартов и необходимость формализовать почти каждый свой шаг.
«Преподаватель — первоисточник образовательного продукта и должен думать о педагогических методиках, фактических используемых в работе, вести научную деятельность, держа руку на пульсе актуальных трендов отрасли, заботиться о познаниях обучаемых им студентов, но никак не о том, сколько ему ещё взять ставок, чтобы хватило оплатить свои базовые человеческие нужды. Без обеспечения достойного уровня жизни преподавателя и развития его потенциала всяческие законодательные новеллы бессмысленны»
Елена Исаева
— По сути полной интеграции российских университетов в Болонский процесс так и не произошло. Дело здесь не в том, что у нас появились уровни бакалавриата и магиструтры, зачётные единицы (кредиты) и прочее. Дело в том, что наши программы, особенно в региональных университетах, сильно отличаются от аналогичных зарубежных программ прежде всего содержанием. И поэтому большинство студентов даже при желании не смогут перезачесть предметы, изученные в условном омском университете, ему скорее всего придется как-то пересдавать эти курсы. Плюс к этому, Болонский процесс предусматривал и создание индивидуальных образовательных траекторий, когда студент набирает условные «зачетные единицы» по разным блокам дисциплин из разнообразного набора, предлагаемого университетом и университетами-партнерами. Так вот этого ничего по сути и нет до сих пор (за исключением, может быть 3-5 вузов в стране). И поскольку, как это часто у нас бывает, мы скорее имитировали долгие годы включенность в этот самый Болонский процесс, нам будет не очень больно из него выходить.
«Единственное ценное, что хотелось бы сохранить — это институт магистратуры как возможность многим и студентам, и взрослым иметь возможность дорастить или сменить свою профессиональную траекторию. Поэтому хочется надеяться, что отмены магистратуры у нас не произойдет»
Что касается других сфер, то мы и дальше увидим общий тренд на деглобализацию, точнее на формирование некоторых новых союзов государств, которые будут создавать свои правила по базовым направлениям (безопасность, технологические пакеты, общее регулирование отдельных видов деятельности, создание новых технологических цепочек). В этой части мы перейдём от «тёплых дружественных отношений» к вполне прагматичным, может быть даже иногда циничным отношениям. Используя старый добрый принцип Черчилля «У Британии нет друзей или врагов, у нее есть только интересы».
Стоит добавить, что в то же время я не вижу в «выходе» никаких препятствий для поступления российских студентов в зарубежные вузы, в том числе в вузы тех стран, которые у нас сейчас называются «недружественными».
«Поскольку компании давно перешли на собственные модели оценки компетенций и возьмут хорошего специалиста вне зависимости от того, чей у него диплом. Ну и «охоту за головами» в мире никто не отменял и отменять не собирается»
Приёмная кампания-2022 в омских вузах
В июне начинается приёмная кампания в высшие учебные заведения. Ранее «Трамплин» писал о том, какие новые специальности появятся в омских вузах, и о количестве бюджетных мест.
В пресс-центре МКР-медиа прошла пресс-конференция, посвящённая старту приёмной кампании. Представители разных вузов заявили, что выход России из Болонского процесса не приведёт к быстрым изменениям и не разрушит существующую систему образования. Переход должен быть плавным и не предполагающим обязательного отказа от системы бакалавриат-магистратура.
Обсудили и целевое обучение, когда за подготовку специалиста платит конкретное предприятие. Ежегодно растёт количество студентов, которые обучаются по этой схеме, так как омские организации всё более заинтересованы в раннем закреплении выпускников на рабочих местах. Лидерами в данном направлении являются ОмГУПС и ОмГТУ, традиционно тесно сотрудничающие с промышленными предприятиями города.
Среднее профессиональное образование, год от года пользующееся все большим спросом, также не осталось в стороне. Прокомментировала ситуацию кандидат сельскохозяйственных наук и ответственный секретарь приемной комиссии ОмГАУ им. П.А. Столыпина Евгения Фалалеева.
Евгения Фалалеева
— В этом году наш университетский колледж агробизнеса участвует в федеральном проекте «Профессионалитет». Он затронул 70 колледжей. Нам выделено 175 бюджетных мест в рамках этого проекта.
«Университетский колледж — единственный в регионе, имеющий возможность осуществлять прием в рамках этого проекта на три специальности, которые входят в топ-50 самых востребованных»
Выросшее количество бюджетных мест создает угрозу недобора для отдельных непопулярных специальностей. Эту проблему прокомментировал Дмитрий Маевский, кандидат экономических наук и ректор ОмГТУ.
Дмитрий Маевский
— Есть опасения, связанные с тем, что поступать в этом году будут абитуриенты, которые два года сидели на дистанте. Уровень их подготовки вызывает тревогу. Что касается Технического университета, у нас цифры набора примерно одни и те же, и известны направления, по которым идет слабый конкурс. Для этого у нас достаточно серьезна велась работа весь текущий год с предприятиями, в первую очередь омскими.
«Мы надеемся, что эту тенденцию получится перебороть. В текущей ситуации у многих предприятий увеличился заказ, и соответственно, потребность в кадрах»
Не осталась без внимания и тема очередной волны оптимизации и трансформации научно-образовательных направлений в ОмГУ (подробнее об этом мы поговорим отдельно). На вопрос «Трамплина» о планируемом объединении факультетов в ОмГУ ответил кандидат физико-математических наук, проректор по учебной работе вуза Борис Кадлубович.
Борис Кадлубович
— Пока комментировать нечего. Вопросы реорганизации, структуры любой организации — это процесс её жизни. Любая организация развивается, изменяется.
«В любом вузе, и в ОмГУ в частности, и сейчас рассматриваются вопросы создания более оптимальных структур, которые бы позволяли давать более качественное образование. Поэтому, конечно, эти вопросы рассматриваются, но в контексте. В ближайшее время никаких изменений не планируется»
В ОмГУ работают над объединением некоторых факультетов
В начале июня появилась информация о том, что в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского планируют объединить некоторые факультеты. Позже, уже в середине июня, эту информацию подтвердили и в самом вузе. Ниже несколько выдержек из официального заявления университета.
Во-первых, сейчас в университете действительно идет обсуждение принципов и путей усиления научных направлений и направлений подготовки обучающихся. Целью данных обсуждений является «обновление структуры учебных подразделений, а также принципов их функционирования».
«Внимание коллективов направлено не на экстенсивное усиление направлений путем слияния структурных подразделений, а прежде всего на повышение рентабельности образовательных программ, развитие кадрового потенциала кафедр и его эффективное использование в учебном процессе, закрепление молодых преподавателей в университете, подготовку кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), инфраструктурную обеспеченность»
Во-вторых, все решения будут приниматься Ученым советом университета, а основными направлениями трансформации являются математика и компьютерные науки, история, теология и мировые культуры, лингвистика, экономика и менеджмент.
Прокомментировал ситуацию и кандидат технических наук, и.о. ректора ОмГУ Сергей Замятин.
Сергей Замятин
«Основа любого университета — коллектив, и особое место в нем занимают профессора и доценты. Поэтому независимо от решения, принятого Ученым советом, никаких сокращений профессорско-преподавательского состава не будет. Наоборот, университету в настоящее время жизненно необходимо привлечение энергичных, неравнодушных, целеустремленных исследователей и педагогов»
Мы решили также пообщаться с некоторыми преподавателями ОмГУ и узнать их мнение насчёт объединения. Стоит отметить, что не все , к кому мы обратились, согласились дать комментарий, ссылаясь на неоднозначность сложившейся ситуации и отсутствие окончательных решений и предложений со стороны комиссии по структурным изменениям. А те преподаватели, что всё-таки поговорили с нами, попросили не разглашать их имён, переживая, по их словам, за собственное будущее в стенах университета. Поэтому мы заменили их имена на знаменитых философов Мишеля Фуко и Жан-Поля Сартра, сочувствовавших протестам французских студентов в 1968 году.
Жан-Поль Сартр
— Никаких позитивных изменений от объединения не произойдёт, будет классический управляемый хаос. После объединения избранных деканов поменяют на назначаемых директоров, вместо 12-ти факультетов станет 5-6 институтов. Управлять такой структурой станет легко, потому что подчинённых будет меньше, а на самих факультетах воцарится хаос, всех перемесят, недовольных уволят.
«Недовольные, как правило, - хорошие профессионалы, потому что знают себе цену. Но новому ректору на это наплевать. Как и на весь коллектив. Как и на регион».
Наш университет пустили по самому тяжёлому пути, а за что? Причём в Минобрнауки уже давно отказались от жёстких мер и с прошлого года говорят о важности гуманитарной составляющей. Но у нас на это внимание не обращают. Ректор назначил 8 новых проректоров на фоне массовых увольнений, во всех рейтингах университет рухнул, про смену логотипа уже устали говорить.
Смена вектора развития визуального стиля начиналась демократично, но результаты голосования в официальном паблике вуза не повлияли на процесс реформ
Тут стоит дополнить, уже от редакции, что в ОмГУ недавно сменился фирменный стиль, это можно заметить по изменениям в группе университета. Примечательно, что гид по старому фирменному стилю ОмГУ был разработан всего лишь в прошлом году, он доступен на сайте по ссылке. При этом гид по новому фирменному стилю на сайте нам найти не удалось.
«Поэтому объединение — это логичное звено в цепи событий, цель которых развалить университет. И нежелание региональной власти хоть как-то контролировать процесс этому свидетельство»
Мишель Фуко
— Идут интеграционные процессы с целью пресловутой оптимизации сотрудников, прежде всего это бьёт по профессорско-преподавательскому составу. Ничего хорошего это объединение нам не принесёт, потому что решение принято не трудовыми коллективами подразделений, а спущено сверху.
«Хотя исторический факультет и составил протестную резолюцию на прошедшем Учёном совете, но я убеждён, что это объединение так или иначе будет осуществлено»
И ещё: самое тревожное заключается даже не ви объединении, а в стремительном исчезновении университетского духа обсуждения и дискуссии по самым разным вопросам. Поэтому подобное решение в аспекте последствий будет весьма недальновидным и для вуза, и для региона в целом.
ОмГТУ будет сотрудничать с СПбГУ
На проходящем с 15 по 18 июня Петербургском международном экономическом форуме представители Омской области подписали соглашение с Санкт-Петербургским государственным университетом о реализации совместных проектов в сфере образовательной, научно-практической, исследовательской и экспериментальной деятельности.
ОмГТУ также выразил заинтересованность в проведении и организации совместной профессиональной подготовки и стажировок и внёс предложения по совместной научной деятельности и организации конференций.
Прокомментировала подписание доктор экономических наук, первый проректор СПбГУ Елена Чернова.
Елена Чернова
— Спектр направлений сотрудничества, который открывается перед нами сегодня, чрезвычайно широк: это не только организация практик и стажировок для студентов, но и использование потенциала университета в самых разных сферах - от научных разработок и экспертной деятельности до создания совместных образовательных программ, необходимых области.
«Уверена, что современные университеты должны становиться двигателями развития как страны в целом, так и отдельных регионов»
Текст: Алексей Ремыга и Кирилл Демьянов
Читайте также:
- Новый маркетинг: что это такое и какое будущее он нам несёт?
- О разнице между бизнесом и наукой, проблемах образования и собственном онлайн-университете
- Будущее рядом: что выбирать абитуриентам и на какие профессии переучиваться взрослым?
- Новый ректор ОмГУ о программе развития вуза, работе с IT-компаниями и свободе в стенах университета
- Наука в лицах: экологический портрет Омска