Дата публикации: 1.12.2020
Недавно многие омские вузы вернулись к гибридному формату обучения: семинары проходят очно, а потоковые лекции дистанционно. Это вызвало недовольство со стороны большинства студентов. А мы решили узнать, что думают об этом преподаватели. И поговорили с Иваном Константиновичем Жуковым , кандидатом политических наук и доцентом кафедры политологии ОмГУ.
Q: Как вы относитесь к возвращению в частично очный формат обучения?
A: На самом деле, пока никакого возврата де-факто не было. Я считаю, что раз уж университет работает, то лучше полностью вернуться к очному обучению. Но, учитывая плохую динамику по коронавирусу, считаю, что пока безопасней было бы оставаться на «дистанте». Полумеры тут слабо помогут. Либо полностью очное, либо полностью дистанционное обучение.
Q: Что делать студентам и преподавателям?
A: Делать то же, что они и делают сейчас. И беречь себя и своих близких. Говорю это как человек, переболевший ковидом.
Q: Сильно ли падает эффективность обучения во время дистанционки? Мы знаем как к этому относятся студенты и нам интересна обратная сторона медали, насколько тяжело вести пары удаленно, сильно ли меняется процесс подготовки?
A: Сейчас все вроде привыкли, это стало обыденностью. Но очень не хватает живого общения. Порой ловлю себя на мысли, что дольше формулирую мысли, которые при живом контакте озвучивал быстрее.
Минимизируется обратная связь. Заметно, что студенты, находясь дома, параллельно иногда общаются с домашними. То есть лекция превратилась в некое подобие радио, которое бурчит в углу и может восприниматься как фон.
Стало заметнее, кому конкретная дисциплина интересна, а кому нет. Можно сказать, что дистант обострил проблему ответственности: те, кто раньше не был мотивирован на учёбу, сейчас прилагают ещё меньше усилий.
Очень плохо, что отсутствует возможность внеучебных занятий: просмотра фильмов, дебатов и пр. Это одно из худших последствий.
Переход на дистант совпал с очередной перекройкой учебных планов. А последнее – всегда тяжело, так как в большинстве случаев означает сокращение часов. То есть имеющийся объём тем, который ты уже обкатал, теперь надо упаковать в меньшее число занятий.Дистанционные сдачи и пересдачи часто попахивают профанацией.
Но в целом мы все худо-бедно адаптировались. В бытовом плане удобнее стало в те дни, когда пар мало. При составлении расписания в первую очередь его подстраивают под студентов, так что может быть, что у преподавателя стоит одна или две пары в день. Это неудобно – дорога до университета отнимает больше времени, чем занятия. Сейчас дорога до работы, грубо говоря, – от кровати до стола через кухню. Но бытовое удобство не должно перекрывать суть процесса, поэтому я надеюсь, что мы вернёмся к обычному формату.