Дата публикации: 10.04.2023
Липучка на кроссовках, автобусы с «гармошкой», полёт в космос – всё это появилось благодаря решению задач. В СССР изобретательству уделяли много внимания, однако со временем инновационные методики перекочевали за рубеж. Теперь в России пытаются возродить былое. ТРИЗ – метод, к которому сегодня возвращается популярность. Вместе с омским ТРИЗ-педагогом, бизнес-тренером Марией Цивильтиди выяснили, что же такое ТРИЗ, кому она подходит и почему на родине о ней почти забыли.
Омский ТРИЗ-педагог Мария Цивильтиди.
Фото: Елена Тимощенко.
Советское наследие. Что такое ТРИЗ
Расшифруем аббревиатуру: ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Сейчас это единственная в мире методология творчества и – одновременно – система методов и алгоритмов поиска быстрых эффективных решений.
ТРИЗ разработали ещё в СССР. Автор теории – советский писатель-фантаст и изобретатель Генрих Альтшуллер. Он хотел буквально поставить изобретательство и творческое мышление на поток. Мария Цивильтиди объясняет:
«Творческое мышление не только в его общепринятом понимании, когда мы рисуем, танцуем и сочиняем стихи, что тоже прекрасно, но и такое востребованное нынче продуктивное творчество, когда мы создаём новые бизнес-идеи, процессы, услуги или просто новое, то, чего ещё не существует».
Создатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер.
Фото: ru.wikipedia.org.
Альтшуллер изобретал с самого детства и однажды задумался: почему одни люди обладают творческой смекалкой, а другие нет. Хотя, казалось бы, развиваются в одинаковых условиях. Советский писатель проанализировал более 40 000 авторских свидетельств (документ, удостоверяющий авторское право на изобретение) и обнаружил так называемый «ген изобретательства». В то время (1956 год) не было компьютеров, поэтому автор методики вручную сформировал набор специальных алгоритмов и методов. Они помогали развивать в любом человеке креативное мышление.
Приведём пример. Есть задача: как избавиться от шнуровки на кроссовках, но сделать их закрытыми? Три решения: найти лоскуток и перемотать им обувь вместе с подошвой; пришить крючки или пуговицы; склеить части кроссовка с помощью скотча, лоскута… или просто пришить липучку. Сейчас мы легко представляем это. Однако в 60-х годах липучки не существовало, использовали плоды репейника. Такая банальная вещь, как липучка, – плод решения определённой задачи.
Первый шаг на пути к изобретению – определить цель так, чтобы сама формулировка отсекала неэффективные варианты. Например, автобус должен быть коротким, чтобы маневрировать на узких улицах. При этом транспорт нужен длинный, чтобы вмещать больше пассажиров. Получается, мы хотим одновременно противоположных вещей – короткий и длинный автобус. Важно устранить противоречие. Новая задача: манёвренный и вместительный автобус. Прорывное решение – транспорт с «гармошкой» или двухэтажный.
Фото: unsplash.com.
Есть три вида противоречий: административное – нужно улучшить систему, но я не знаю как или не имею на это права; техническое – улучшение одного параметра приводит к ухудшению другого; физическое – для улучшения системы её части должны находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно. Варианты решений всегда есть. Иначе как люди могли бы осуществить одну из самых фантастичных задач – полёт в космос?
ТРИЗ обрела невероятную популярность: люди объединялись в изобретательские кружки, на предприятиях создавали ТРИЗ-лаборатории, а в школах внедрялась ТРИЗ-педагогика.
«Кстати, первым ТРИЗ-педагогом был сам Альтшуллер. С 1976 по 1984 годы он лично вёл в газете “Пионерская правда” рубрику, которая называлась “Изобретать – это так просто, изобретать – это так сложно”. В этой рубрике публиковал реальные задачи, которые вставали перед изобретателями того времени. Школьники всего СССР от мала до велика слали в “Пионерскую правду” мешки писем. Часто оказывалось, что именно школьники предлагали действительно прорывные решения, которые потом успешно внедрялись», – рассказывает наша собеседница.
К моменту развала Советского Союза Генрих Альтшуллер был тяжело болен. Он умер 24 сентября 1998 года. В это время ученики изобретателя разъехались по всему миру, специалисты были очень востребованы. «Зарубежные корпорации буквально охотились за ТРИЗовцами», – говорит Мария.
Сегодня «теорию изобретательства» применяют крупнейшие компании, например Samsung, Intel, HP, Procter & Gamble, Bosch и другие. Там работают наши соотечественники, в том числе те, кто обучался ТРИЗ в советские годы.
Сегодня теорию используют в производстве, в менеджменте и маркетинге, в пиаре, даже в политике при проведении избирательных кампаний. Бизнес-ТРИЗ обрёл популярность в начале 2000-х.
Фото предоставлено Марией Цивильтиди.
«К сожалению, сегодня основной язык пользователей ТРИЗ – английский. География распространения – весь мир и совсем немного Россия. Именно поэтому мне хочется, чтобы и у нас, на родине ТРИЗ, она снова обрела своё законное место», – заявляет бизнес-тренер.
От мала до велика. На кого рассчитан метод
Изначально теория решения изобретательских задач была ориентирована на инженеров. Они быстрее находили инновационные решения. Вскоре на изобретательские кружки стали приходить учителя, учёные, журналисты, врачи, биологи. Оказалось, методы ТРИЗ могут быть эффективны в любой сфере деятельности.
По возрасту особых ограничений тоже нет. Детей можно обучить нестандартному мышлению. ТРИЗ-педагог Мария Цивильтиди уверена, что сегодня методика особо актуальна:
«Современная система образования растит человека-винтика, послушного исполнителя, часто впадающего в ступор или испытывающего панику при нестандартной ситуации или при необходимости самостоятельно действовать в новых обстоятельствах. Вспомните, именно это мы и увидели, когда внезапно случился коронавирус. А кто оказался на коне? Тот, кто умеет действовать в неопределённых ситуациях и думать нестандартно».
ТРИЗ-педагогика воспитывает так называемого Человека-Решателя, который может вырасти в Человека-Изобретателя.
Фото предоставлено Марией Цивильтиди.
Теория не теряла актуальности. Сейчас ТРИЗ преподают более чем в 1600 вузах по всему миру, рассказывает в интервью «Трамплину» наша собеседница. Ежегодно проводится до пяти международных конференций по ТРИЗ. В некоторых странах дисциплину официально ввели в школьную программу.
«В Китае с прошлого года ТРИЗ введена в программу общеобразовательной школы с 1 класса. Благодаря этому они планируют стать лидерами по инновациям в мире к 2035 году. Последние годы виден ощутимый приток изучающих ТРИЗ из Китая и Южной Кореи», – поясняет Мария.
Современный мир стремительно меняется. Мы сталкиваемся с чем-то новым в учёбе, на работе, в быту, личной жизни. Заранее продуманных действий, конечно, никто не готовит. Поэтому сегодня столь важны креативность, гибкость мышления и нестандартность, заявляет эксперт.
Хорошего без плохого не бывает – подумал корреспондент «Трамплина» и решил поинтересоваться: есть ли скептики, те, кто сомневается в эффективности теории? Ведь жизнь богата на авантюры. Ответ нашей собеседницы:
«Напрямую со скептическим отношением я не сталкивалась ещё ни разу. Все, кто приходят на занятия или приводят детей, очень увлекаются. Но я прекрасно понимаю, что ТРИЗ не для всех и не стремлюсь навязать всем. Мне и самой потребовалось время, чтобы дорасти до ТРИЗ. Но я точно знаю: если увлечёшься, то остановиться невозможно. У тебя будто меняются фильтры и там, где раньше ты видел проблемы, начинаешь видеть решения, простые и эффективные».
Неслучайная случайность. Развитие ТРИЗ в Омске
Если теория потеряла популярность в России, как наша героиня сумела стать ТРИЗ-педагогом? Однажды Мария Цивильтиди просто наткнулась на упоминание аббревиатуры в статье, принялась искать первоисточник. Так обнаружила первую книгу Генриха Альтшуллера. И понеслось…
«Книг много, но сложность в том, что они написаны именно по технической ТРИЗ. На тот момент для меня это было сложно и непонятно, но очень интересно. Тогда я стала читать книги по ТРИЗ, написанные Альтшуллером для детей», – делится воспоминаниями бизнес-тренер. Она начала изучать англоязычные сайты и источники. Поразилась тому, насколько теория популярна за рубежом.
Фото предоставлено Марией Цивильтиди.
Мария – педагог в третьем поколении. Поэтому ей стало интересно не только понять суть метода, но и процесс его преподавания другим. Она прошла обучение и сертификацию у мастера ТРИЗ, автора книг, педагога и популяризатора теории Анатолия Гина.
«Это обучение не только перевернуло моё мышление, но и позволило стать частью талантливого сообщества ТРИЗ-педагогов, которые живут и работаю по всему миру. Сейчас в Омске я провожу занятия и курсы для детей и взрослых», – рассказывает Мария Цивильтиди.
Заниматься только ТРИЗ – неправильно. Поскольку это некий способ мышления, его нужно встраивать в другие форматы: тренинги, корпоративные встречи, мероприятия для предпринимателей. Бизнесмены часто осваивают новые инструменты генерации творческих идей, им важно быть на шаг впереди конкурента.
А вот с детьми младше семи лет омский ТРИЗ-педагог не работает. Хотя начинать можно хоть с трёхлетнего возраста. «Я считаю, что до 7 лет главный и первый учитель для ребёнка – это мама. Не случайно многие великие гении в своих воспоминаниях говорят о том, что именно мамы повлияли на их становление и стали их первыми учителями. Это и Пабло Пикассо, и Сальвадор Дали, и Антон Чехов», – объясняет Мария.
В таком случае проще обучить ТРИЗ мам малышей, чтобы они самостоятельно могли развивать навыки ребёнка в первые годы жизни. Если захочется, конечно. «Это можно делать без каких-то затрат. Использовать время, которое мы проводим в автомобиле, стоя в пробке, по дороге из детского сада, в любой очереди или просто общаясь с ребёнком в быту. Можно сделать разговор качественным, развивающим, интересным, притягательным для малыша. Такое общение легко конкурирует с любыми гаджетами», – убеждена наша собеседница.
Ещё один интересный метод внедрения ТРИЗ – креатив-бой. Это интеллектуальное состязание, где ответы не нужно знать, их следует изобрести. Формат подходит как для корпоративных мероприятий, так и для праздников вроде дня рождения.
Фото предоставлено Марией Цивильтиди.
Генрих Альтшуллер говорил: «Изобретать – это так сложно и изобретать – это так просто». Мария Цивильтиди готова продвигать теорию советского учёного в Омске. Она уверена: сегодня от нашей изобретательности и смекалки зависит будущее.
Автор: Диана Камалетдинова