Дата публикации: 17.04.2023
Во всей стране производство ориентируется на импортозамещение. Особенно остро стоит вопрос по микроэлектронике – львиная доля этой продукции приезжала к нам из-за рубежа. Омская компания «Оранжел» начала производить нестандартную электронику задолго до того, как это стало острой нуждой. Теперь их оборудованием пользуются Европейское космическое агентство, РЖД и МЧС. «Трамплин» поговорил с Юрием Рыженко, учредителем «Оранжела».
– Для начала – кто вы и что вы делаете?
– Мы - омская компания «Оранжел», и мы делаем странные вещи. А точнее – занимаемся разработкой сложных нестандартных электронных устройств. Я Юрий Рыженко, учредитель и директор, а это мои партнеры: Сергей Берёза, Василий Горн и Дмитрий Корнеев.
– Расскажите о своих разработках.
– Начинали мы как наёмная команда разработчиков, работающая по ТЗ клиента. Самый первый наш заказ на разработку – подземная радиостанция. Она нашла применение в МЧС, её используют для горноспасательных работ. Когда случается ЧП на шахте, связь обрывается в первую очередь. Тогда отряд горных спасателей берёт две катушки с проводом, по 500 метров каждая, и связывается с командиром через этот провод по телефону.
Но что делать, если люди заблокированы дальше? Или происходит повторный взрыв, или обвал, который может порвать провод? Для таких случаев и нужна подземная радиостанция – радиоволны идут прямо через породу. Наша разработка стоит на снабжении ВГСЧ МЧС (Военизированные горноспасательные части Министерства чрезвычайных ситуаций. – Прим. ред.), у неё есть сертификаты по взрывобезопасности.
С 2014 года несколько экземпляров радиостанции работает в Европейском космическом агентстве. Там есть система подготовки космонавтов – команду опускают в пещеру, где темно, холодно, сыро – в общем, очень непривычно для человека. Они там живут, общаются, занимаются исследованиями, наблюдениями и благодаря нашей радиостанции имеют связь с поверхностью. Заказчики даже присылали фотографии, судя по отзывам, всё отлично работает.
– Средства связи – одно из самых перспективных направлений сейчас…
– Да, и подземными радиостанциями мы не ограничиваемся. Связь с дронами – актуальный сейчас вопрос. Сделать летательный аппарат не так сложно, а вот установить с ним связь… Нашлись москвичи, которым нужна была разработка подводной связи. Последние несколько лет мы занимались разработкой инновационной электромагнитной подводной связи.
Оказалось, что можно отправлять радиосигнал через границу раздела сред – со снегохода подлодке или подводному дрону, например. Для Арктики гидроакустическая связь, для которой нужен контакт с водой, не подходит – открытую воду там найти подчас сложно, так что наша радиостанция отличный вариант связи. К тому же заряжается она без проводов – очень полезная функция в условиях высокой влажности, когда любые металлические контакты нельзя оставлять без защиты.
– Какие ваши устройства работают только в России?
– Делали проект для РЖД – больше 20 наших устройств работает от Сочи до Владивостока. Суть такая – в каждом локомотиве есть система дублирования светофора. Поэтому в нём используются устройства, которые передают через рельсы сигнал от светофора. В локомотиве есть считыватель, которые показывает, какой свет его встретит через полтора километра.
Это позволяет начать тормозить заранее, ведь у поезда тормозной путь до километра. С помощью наших устройств проверяется исправность этой локомотивной сигнализации при периодическом техническом обслуживании локомотива.
В феврале этого года в дирекции по ремонту тягового подвижного состава официально внедрён компактный вариант этого испытателя. Он был создан по заявке отдела инновационного развития Западно-Сибирской железной дороги.
– Беспилотники сейчас – самая актуальная отрасль производства. Проводите разработки в этой области?
– Перед вами робот-мусорщик «Белка» – первая версия. Его задача – ездить по газонам, высматривать окурки и мелкий мусор и собирать в бачок. В конструкцию встроены компьютер, пылесос, несколько видеокамер. «Видит» робот с помощью нейросети, специально обученной распознавать деревья, лавочки, урны, киоски и другие объекты, чтобы он смог ориентироваться на местности. Чтобы не пылесосить всё подряд, той же нейросетью робот распознаёт мусор и пылесосит только его.
«Белка» была одним из проектов студенческой лаборатории «Эффектив». Я в этом проекте участвовал как заказчик и эксперт, а как электронщик – обеспечивал программистам переход от команд в алгоритме программы к реальному управлению моторами колёс и видеокамеры. Сейчас идёт работа над второй версией – там появятся поворотные колёса, новые датчики и новая система зрения, с которыми робот станет намного ловчее.
– Какие еще комплектующие можете предложить для беспилотников?
– Для «Белки» были созданы датчики абсолютного угла поворота, которые не боятся работы в жёстких условиях – пыли, влаге, смазке, вибрации – и знают своё положение без электропитания. Эти датчики необходимы в беспилотниках. Для дронов самолётного типа нужны рулевые машинки различной мощности и конструкции, наши датчики туда идеально подходят.
На прошлом международном форуме «Армия» у меня были контакты с компанией, которая занимается разработкой таких рулевых машинок, и у них острая нехватка именно датчиков угла поворота. Сейчас мы в процессе подписания контракта на поставку.
И вот ещё. Аккумуляторные батареи – расходные материалы для дронов. Их соединяют последовательно, и они всегда с немного разными параметрами. В процессе эксплуатации эта неодинаковость приводит к тому, что аккумулятор выходит из строя быстрее.
Чтобы этого не допустить, избежать переразряда и перезаряда, мы разработали собственную систему балансировки заряда – специальный контроллер, умеющий определять параметры батареи, важные для бережной эксплуатации. Это значительно увеличивает срок жизни аккумулятора. Его можно использовать и для гироскутеров, и для беспилотников.
– Есть действующие контракты на поставку?
– Да, вот, например, с датчиком угла поворота мы съездили на выставку «Металлообработка 2022» в Москву, некоторые компании заинтересовались. Раньше многие производители пользовались европейскими комплектующими, но в один момент их запретили поставлять в Россию.
Сейчас уже есть контракты на поставку этих комплектующих. Вот, к примеру, производители станков ЧПУ в Тольятти выдали нам техническое задание – сделать датчик угла поворота, который будет измерять угол загиба трубы на трубогибном станке. Особенностью датчика была возможность подключения к стандартной системе управления станка с ЧПУ по протоколу CANopen. На следующей неделе пробная партия этих датчиков поедет к ним на тестирование.
– Что конкретно ваша компания может импортозаместить?
– Вопрос сложный, но интересный, потому что импортозаместить можно всё, но нужны время и средства. Много лет электроникой в нашей стране мало кто занимался. НПО «Мир» занимается производством подобных изделий, ЦКБА, завод Попова – это всё крупные заводы.
У нас около 20 компаний, в том числе и частных, производят микроэлектронику, и для такого города, как Омск, этого мало. Ведь у нас есть и профильные вузы, выпускающие специалистов. Мы не только электронику производим, но делаем всё в комплексе. Настолько специфичные вещи, как мы, делает только ОНИИП.
Вот пример – в моих руках пластиковый шар. Когда кладут кабель или трубопровод, в траншею кидают пластиковый шар, в котором в незамерзающей жидкости плавает RFID-метка, всегда в горизонтальном положении. Когда нужно найти трубопровод, эта метка сигнализирует поисковым приборам о своём местонахождении. Их делают в США. Это очень простые устройства, и мы можем их производить, но почему их до сих пор покупают в Америке, для нас загадка.
– Что мешает вам открыть полномасштабное производство?
– Всё будет. Изначально это не было нашей задачей – мы работали как разработчики, а производство оставалось на заказчике. Сейчас мы доросли до собственных продуктов, которые и будем производить. Пока у нас типичная проблема маленького бизнеса – о нас никто не знает, а технические возможности не позволяют выпускать изделия миллиардами.
На выставке «Металлообработка», куда мы ездили в 2022 году с датчиком угла поворота, я ходил с макетом от одного стенда к другому. От представителей одной компании я услышал: «В прошлом году мы бы с вами даже разговаривать не стали. А сейчас нам очень нужна ваша продукция, когда импорт ушёл». Теперь спрос на нашу продукцию вырос, и существенно. Пока несколько партий нашей продукции ушли на тест заказчикам, если пройдёт нормально, мы начнём более активное продвижение.
Наш представитель присутствовал на видеоконференции в Министерстве экономики с торгпредом РФ в Иране 11 апреля с целью поставки высокотехнологичной продукции. Так что, возможно, наши датчики угла поворота найдут применение и в Иране!
Автор: Ирина Баландина
Фото: Никита Кудрявцев