Дата публикации: 18.12.2020
Онлайн-образование (или EdTech) сегодня – один из самых динамично развивающихся сегментов Рунета. Причин на то несколько: это и развитие технологий (искусственный интеллект, чатботы, виртуальная и дополненная реальность, проектирование пользовательского опыта (UX) и т.д.), позволяющих отрасли стремительно развиваться, и кризис классического образования, заставляющий людей искать альтернативы, и изменишееся отношение людей к образованию, его воспринимают сегодня как услугу, которая должна становиться доступнее (а что может быть доступнее, чем онлайн?).
Помимо всего этого, в 2020 году неизгладимый отпечаток на всю образовательную повестку в целом – и её онлайн-составляющую в частности нанёс коронакризис с его новой реальностью, приведший к трансформации образовательного процесса в такие формы как «дистанционное» и «гибридное» обучение. Мы решили разобраться в этой теме и узнать, как чувствует себя онлайн-образование в нашем городе.
Дистанционное обучение/EdTech
Уже на уровне погружения в термины можно слегка запутаться, потому как с одной стороны, онлайн-образование можно свести к дистанционному обучению, т.е. взаимодействию учителя и учащихся между собой на расстоянии и реализуемом специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Такое определение даёт нам Лаборатория дистанционного обучения Российской Академии Образования.
С другой стороны, онлайн-образование раскрывается шире в термине «EdTech» (от английского Educational technology). «EdTech» включает в себя не только онлайн-обучение, но и новые технологии в образовании.
На наш взгляд, онлайн-образование по своей сути включает в себя и дистанционное обучение и EdTech. Подробнее о том, какие фишки, тренды и проблемы есть у онлайн-образования на глобальном уровне можно почитать в многочисленных материалах в сети. Мы же обратим наше внимание на текущую ситуацию в Омске.
Онлайн-обучение в Омске: кто куда?
Как уже было сказано в начале, тема онлайнастла актуальной в момент весеннего локдауна, когда ВУЗы и другие учебные заведения перешли на дистанционное обучение. Тенденция сохранилась и осенью, когда вместо ставшего уже привычным «дистанта» мы впервые услышали «гибрид». Но как именно осуществлялся переход, каким платформам и программам было тогда отдано предпочтение, и на каких платформах сейчас проводится онлайн-обучение?
В Омском государственном техническом университете реализация образовательных программ, в том числе прохождение студентами промежуточной и государственной аттестации в 2020 году, осуществляется сегодня с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Стоит отметить, что элементы дистанционного обучения применялись в Омском политехе ещё задолго до пандемии, поэтому преподаватели и студенты оказались технически подкованы и готовы к подобному формату. «Сегодня для проведения лекций и семинаров преимущественно используется онлайн-сервис Mirapolis LMS, однако преподаватели вправе пользоваться и другими платформами для проведения занятий в формате видеосвязи» – сказала нам руководитель пресс-службы университета Кристинэ Конинян.
«В нашем Институте мы использовали такие программы как BigBlueButton, Skype, GoogleMeet, Zoom. Также активно использовались современные информационные образовательные технологии: SCORM, Kahoot, Google-таблицы» – поделился с нами советник по маркетингу и PR Сибирского института бизнеса и информационных технологий Виталий Мацко.
Пары в Zoom выглядят у студентов СИБИТ примерно так
Некоторые факультеты также смогли запустить полноценные образовательные проекты. Например, на факультете иностранных языков ОмГУ был запущен проект «ЕГЭ на диване», о котором мы уже как-то подробно писали в одном из наших материалов.
«В этом году ситуация с дистанционным образованием стала мощным катализатором, который просто заставил нас с коллегами заняться съёмками коротких образовательных видео, где преподаватели факультета иностранных языков делятся секретами успешной сдачи ЕГЭ» – говорит о проекте декан факультета Евгения Малёнова.
Перестроились под новую реальность не только ВУЗы и факультеты, но и некоторые образовательные проекты, например, инициатива «Полис». По словам представителей проекта, им удалось достаточно легко адаптироваться к онлайну. Команда «Полиса» уже организовала и провела в таком формате несколько масштабных мероприятий: четырёхдневную летнюю дискуссионную школу «ЛЭТО» по теме городских сообществ и урбанистики, и турнир по дебатам среди молодёжи «Открытый кубок», лейтмотивом которого стала тема экологии.
«Велосипед не изобретали: просто взяли то, чем пользуемся ежедневно. Это оказалось удобнее и для нас, и для участников, ведь пользуемся мы похожими сервисами. И для школы, и для турнира использовали Discord и Google Meet — пару кликов, и вы можете слушать лекцию, готовиться к дебатам или выступать с пламенной речью. А привычные печатные бланки для жюри мы заменили гуглдокументами, что не только позволило оптимизировать подсчёт голосов, но и сделало наши проекты экологичнее» – отметил руководитель коммуникаций проекта Даниил Болотский.
Вот так проходила Летняя дискуссионная школа по теме городских сообществ
Каков онлайн на вкус?
По мнению кандидата политических наук и доцента кафедры политологии ОмГУ Ивана Жукова, преподаватели сейчас уже адаптировались к дистанционке, но чувствуется недостаток в живом общении. «Порой ловлю себя на мысли, что дольше формулирую мысли, которые при живом контакте озвучивал быстрее», – говорит Иван. Среди главных проблем он выделяет минимизацию обратной связи, спад заинтересованности в обучении со стороны студентов, отсутствие внеучебных занятий и сложность в настройке экзаменационных процессов. Но есть, по мнению Ивана Константиновича, и плюсы: «в бытовом плане удобнее стало в те дни, когда пар мало. При составлении расписания в первую очередь его подстраивают под студентов, так что может быть, что у преподавателя стоит одна или две пары в день. Но бытовое удобство не должно перекрывать суть процесса, поэтому я надеюсь, что мы вернёмся к обычному формату». Подробнее комментарий преподавателя на эту тему читайте здесь.
Изучение анатомии по атласам
Но было бы неправильным судить о состоянии онлайн-образования, руководствуясь исключительно мнением преподавателей. Поэтому мы решили поговорить с теми, кто уже сейчас обучается онлайн, чтобы также узнать их мнение не только о качестве, но и о проблемах онлайн-обучения.
Студентка 1 курса педиатрического факультета Омского государственного медицинского университета Мария Нестеренко говорит, что с выходом на дистант задания и лекции, а также сопровождение к практикам (обычно это презентации, либо списки вопросов) выкладываются на портал университета, которые студенты самостоятельно открывают во время занятий и учатся по ним.
«Выходим с преподавателями в Zoom, там у нас устные опросы. Контроль знаний проходит всегда в виде теста на портале, преподаватели могут также опрашивать устно по своему желанию. Контрольные мы пишем под камерами в зуме, задания при этом тоже с портала читаем» – говорит Мария.
У студентов-медиков пары немного интерактивнее
Онлайн-занятия проходят плюс-минус по расписанию. Мы поинтересовались о том, применяются ли в образовательном процессе какие-то технологии (например, дополненная реальность). Но выяснили, что пока что никаких виртуальных технологий в ОмГМУ нет? по крайней мере на занятиях первокурсников.
«Преподаватели просто показывают нам какие-то анатомические картинки из атласов. Очень сложно так учить анатомию, но мне везет, потому что еще много теоретических предметов. Но анатомии, в которой нужно препараты своими руками трогать и на них все показывать – по атласам не научишься» – отметила Мария.
Выпускник факультета информационных систем в управлении Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета Никита Каге в разговоре с нами отметил, что в их ВУЗе есть специальный портал, на котором перевести работу на дистант не составило больших проблем (как минимум у них на факультете), так как студенты активно пользовались этим порталом и до этого. Однако, «писать диплом и проходить практику на предприятии, будучи на удалёнке, было проблематично, так как вся практика свелась к тому, что я писал ребятам с предприятия, спрашивая у них, что и как, и в живую ничего этого не увидел» – сказал Никита.
Как услышать выступления известных российских и европейских лекторов
Но онлайн-обучение в Омске не исчерпывается исключительно дистанционкой в ВУЗах. Многие в этом году обучались и продолжают обучаться вне вузовского пространства. Например, студент 3 курса Института математики и информационных технологий ОмГУ Никита Груздев успешно прошёл отбор на курс «Теория игр» недавно появившегося Свободного университета.
«Я пошел в Свободный университет, потому что это уникальная возможность пообщаться с безумно крутыми преподавателями, плюс у меня в университете нет курса «Теория игр», только спецкурс, который не факт что будет», – прокомментировал Никита.
Говоря о своих ощущениях по итогам почти 3 месяцев обучения парень, отмечает, что пока на курсе существуют некоторые организационные недостатки, но они нивелируются тем, что онлайн даёт возможность студенту, живущему в провинции, послушать выступления известных российских и европейских лекторов. Например, Марка Левина, автора книги «Проституция. Экономико-математический анализ», вызывающей восторг у многих студентов-математиков.
Фрагмент из лекция Марка Левина
Как отметил Никита, «онлайн в таком случае – это единственный способ послушать столь уважаемых и известных учёных». В качестве ещё одного преимущества можно отметить возможность общения со студентами и молодыми специалистами разного возраста, из разных регионов и стран, с разным мировоззренем.
Не перестают учиться и те, кто уже давно перестал быть студентом. Например, омский PR-специалист Анастасия Гончарова в этом году также решила протестировать на себе все прелести онлайн-обучения. Этой осенью она приобрела курс по PR на известном ресурсе «Skillbox». Однако, обучение вызвало у неё смешанные эмоции. «Не могу сказать о проблемах платформы, с ними пока не сталкивалась, мне просто не нравится сам подход к составлению курса и его содержание» – поделилась Анастасия.
Среди недостатков она отметила отсутствие в прокачке базовых навыков, и преобладание механической работы (сбор статей по PR-кампании, подсчёт охватов и других показателей в соцсетях и т.д.).
По словам Анастасии, начиная с самой первой домашней работы, нужно узнавать затраты инфлюенсеров за публикации. А для того, чтобы выполнять такие задания, приходится идти на хитрость и говорить, что работаешь в каком-либо агентстве, а после придумывать несуществующую рекламную кампанию, чтобы узнать стоимость, «...потому что если будешь представляться студентом, то никто с тобой возиться не будет». Поэтому пока что для Анастасии курс идёт тяжело. Но в особенности она обращает внимание на то, что описание курса и его краткое содержание были более многообещающими.
Вместо выводов
Мы давно запланировали этот материал, и в день, когда он уже почти был готов, случилось то, о чём мы не могли не написать в послесловии. Днём 14 декабря, произошёл масштабный сбой в работе серверов Google. На протяжении 38 минут в России (и других странах) не работали сервисы «Документы», Gmail, YouTube и другие. По сути пользователи оказались парализованы и лишены возможности получать контент и обмениваться им. И когда всё починили стало понятно, что даже если будущее за онлайн-образованием, то нужно иметь ввиду, что как у любой технологии, у EdTech есть свои «болевые точки».
На наш взгляд, онлайн-образование – это отличный инструмент, расширяющий возможности обучения. Но этот инструмент ещё требует развития и адаптации, особенно в условиях трансформации образовательных технологий в целом. А качество любых изменений всегда напрямую зависит от степени готовности к этим изменениям. И тут важно не только формализовать переход на онлайн, но и помнить об удобстве обучающихся и учитывать их мнение, собирая обратную связь. Важно внимательно подходить к составлению образовательной программы и чётко описывать её содержание. Это достаточно кропотливый процесс, требующий огромного количества ресурсов, главным образом временных, интеллектуальных и материальных. А насколько успешным станет такой подход в целом – узнаем в будущем!