Дата публикации: 13.02.2021
Сегодня мы запускаем новую рубрику «Universum». Она будет посвящена университетскому/академическому сообществу Омска, истории факультетов, уникальных кафедр и научных школ, которые есть в нашем городе. Другими словами, эта рубрика – рассказ о том, какие команды и коллективы создавали и создают облик Омска в научной среде. Ведь дело в том, что академическая вселенная целостна, но при этом очень разнообразна, и чтобы понять, как она устроена нужно изучать её части. Основным эпизодам жизни этих частей и будет посвящена рубрика.
Время прочтения ≈ 12 минут.
Нашим сегодняшним героем станет факультет теологии, философии и мировых культур ОмГУ им. Достоевского, настоящий омский Хогвардс, где, конечно, вас не научат зельеварению или защите от тёмных искусств. Но зато тут изучали и изучают древние языки (древнегреческий, церковнославянский, латынь), библейскую и церковную археологию, религиозную психологию, русскую религиозную философию, христианскую антропологию, историю древних церквей Востока, христианское искусство, историю новых религиозных движений и ещё множество других интересных и очень необычных дисциплин.
На этом моменте логично задать вопрос: а с чём вообще связан столь необычный выбор? Конечно, можно сказать, что это просто интересно, но логики в этом мало. Можно было бы сказать о том, что теологическое образование в Омске относительно недавно отметило 25-летний юбилей, но этого тоже недостаточно. Куда более весомым аргументом может стать тот факт, что само его появление стало явлением уникальным не только для Омска, но и для всей России. Вот об этом и хочется говорить. Кстати, если вам интересна тема религии и личной веры, то обязательно послушайте наш подкаст «10 вопросов к вере». А мы начинаем.
Летели на Аляску, а оказались в Омске
История появления теологического образования сама по себе – тема для большого материала. Изучая статьи, архивные записи, фото, газеты, описывающие те события, невольно задумываешь о том, как иначе всё было устроено ещё каких-то 25-27 лет назад. Это касается формальных моментов, связанных с процедурами согласования, организацией и реализацией каких-то задумок, да и просто каких-то внезапных обстоятельств и реакции на них.
Итак, на дворе сентябрь 1993 года. Молодое российское государство со всеми своими институциями, в том числе ВУЗами, находится не то в поиске себя, не то в процессе настройки операционных процессов, не то в попытках понять куда идти и что делать дальше. Одно из решений назреет чуть позже, в октябре того же года, но это другая история.
Относительно молодой и относительно недавно избранный, в 1990 году Патриарх Всея Руси Алексий II (Ридигер) и Русская Православная Церковь также находятся в поиске. Свобода и гласность, коей никогда не было до этого в России, открыла коридор для очень новых по тем меркам взаимодействий. Патриарх много путешествует, его авторитет и известность достаточно высоки (опять же, не забываем, что на дворе 1993 год).
Так вот, Патриарх Алексий II летит с рабочим визитом на Аляску в сопровождении нынешнего Патриарха, а тогда – митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, будущего председателем Синодального отдела внешних Церковных связей. Но по техническим причинам самолёту необходимо совершить посадку в Омске (ох уж эти незапланированные посадки самолётов в Омске, прошлый год показал, какие последствия они в себе могут нести). В известность об этом поставлен тогдашний Митрополит Омский и Тарский Феодосий, который первым обратился к ректору ОмГУ Валерию Викторовичу Тихомирову.
«Ваш слуга пришёл поговорить с ним о встрече патриарха вообще. А Тихомиров связался с Леонидом Полежаевым, а также учёным советом университета, чтобы подготовить Патриарху встречу с профессорами, преподавателями и студентами» – вспоминал Феодосий в одном из интервью, посвящённых 10-летию теологического образования в ОмГУ
В итоге встреча была организована и проведена, как принято говорить в таких случаях «на высшем уровне». Однако, сам факт того, что о прилёте Патриарха губернатор узнал не первым и даже не вторым – сегодня кажется, как минимум чем-то необычным. Во время этого визита Алексий II высказал идею создания в Омском университете теологического образования. В свою очередь ОмГУ первым в России преподнёс награду Святейшему Патриарху – звание почётного профессора.
«Это было время обновления отечественного образования и невозможное оказалось возможным» – вспоминает один из первых выпускников факультета, а ныне его преподаватель Роман Борисович Шульга.
К марту уже всё было готово
Дальнейшие события, связанные с появлением факультета, развивались достаточно стремительно. Уже 30 декабря всё того же 1993 года был подписан государственный стандарт в образовательной области «теология», открывавший дорогу к созданию направлений в ВУЗах. В марте 1994 года состоялась поездка университетской делегации в Москву, после чего в срочном порядке были подготовлены все необходимые документы и учебные планы для открытия и уже в сентябре 1994 года был осуществлен первый набор на бакалавриат по направлению «теология».
Руководителем и первым заведующим отделением теологии в ОмГУ стал выдающийся историк и археолог Александр Иванович Петров (стоит во втором ряду посередине). Левее от него стоит Юрий Васильевич Балакин
Романтический период
Открытие отделения лишь только умножило поиски. Подобно тому, как вся российская «теология» обретала форму и смысл, так и омская теология искала себя между религиоведением, философией религии и богословием. Как вспоминает Роман Борисович Шульга «это было время поиска и открытий, так как многое делалось впервые. Ориентиром был опыт западных университетов и русской духовной школы». Этот период, продлившийся до самого начала двухтысячных годов и был назван «романтическим». Автором термина выступил многолетний заведующий кафедрой теории и истории религий, со-основатель омской теологии и бывший декан, выдающийся омский учёный Юрий Васильевич Балакин.
Юрий Балакин выступает на конференции «Актуальная теология» в мае 2014 года. Слева – нынешний декан факультета Павел Леонидович Зайцев
Факультет готов. Время строить храм
В 2000 году отделение теологии на историческом факультете обрело новую форму и стало факультетом. Нужен был новый вызов. Этим вызовом стало создания университетского храма. Но предшествовало этому событию установка креста между 1-ым и 2-ым корпусом университета. В 2001 году состоялось освящение креста, в котором приняли участие Митрополит Омский Феодосий, а также настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете протоиерей Максим Козлов и иереем Александром Алексеевым, который незадолго до этого принял священный сан, являясь при этом заместителем декана факультета теологии.
Освещение креста в 2001 году. Феодосий (слева), Максим Козлов (по центру) и Александр Алексеев (справа)
Присутствовали на освещении ректор ОмГУ Геннадий Иванович Геринг, преподаватели и студенты университета. В 2003 г. храм был открыт и освящен. Он получил имя Священномученницы Татианы, являющейся покровительницей студентов.
Примерно такой вид храм получил в результате. Это здание бывшего детского сада, которое адаптировали под новые нужды. Само фото с освящения колокольни храма в 2012 году.
При этом следует отметить, что университетский храм – не только домовый храм вуза, но и приходской, в нем окормляются не только студенты, но и местные жители городка Нефтяников.
«Приход, как составная часть университета – это вещь достаточно редкая в нашем нынешнем опыте и до сих пор не каждое учебное заведение нашей страны имеет собственный храм» – отмечает Александр Владиленович Жук
Сытые нулевые
Сытые нулевые были славным временем. И они не обошли факультет стороной. Сменялись деканы: не стало Александра Ивановича Петрова, его сменил историк Дмитрий Павлович Синельников, затем руководителем стал уже упомянутый Юрий Васильевич Балакин. За эти годы с одной стороны кристаллизовалась программа обучения студентов, а также спектр их внеучебной деятельности: паломнические поездки, традиционные выезды на природу, так называемые «маёвки», шахматный турнир памяти Александра Ивановича Петрова и т.д.
Можно смело сказать, что это были насыщенные годы: образовательная программа включала в себя огромный спектр гуманитарных дисциплин исторического, философского, культурологического, религиоведческого, психологического, лингвистического, антропологического характера. Всё это формировало мощный гуманитарный уклон, позволявший в последствии выпускникам факультета находить своё призвание в разных отраслях: от преподавания до работы в коммерческих структурах и органах власти.
Х Турнир по быстрым шахматам памяти А. И. Петрова. Преподаватели играют против студентов. Справа – Роман Борисович Шульга, старший преподаватель факультета, а слева бывший директор Института математики и информационных технологий Ильяс Абдульхаевич Латыпов. Кстати, про математиков у нас тоже есть отличный материал «От школы к факультету»
Социально-гуманитарный факультет
С другой стороны, на смену «сытым нулевым» пришли кризисы 2008 и 2014 годов, которые сказались на всём образовании в целом и на факультете теологии в частности. Шёл процесс расширения и присоединения других кафедр (философии, социальной работы, физической реабилитации). Университет попал в пучину реструктуризаций и все были вынуждены искать решений. В 2012 факультет был переименован в социально-гуманитарный. В 2013 году деканом стал профессор Павел Леонидович Зайцев. Сам от, отвечая на вопрос о своём приходе в новый университет, говорит следующее: «Работая профессором в ОмГПУ я был научным руководителем аспирантов, бывших выпускниками факультета. Владимир Борисович Яшин был моим научным руководителем по диплому на историческом факультете, текст вычитывал Юрий Васильевич Балакин, а рецензировал Юрий Алексеевич Сорокин, спасибо им за мой красный диплом».
«На тот момент я был первым в Омской области и еще единственным доктором по специальности «философия религии и религиоведение», представителем научной школы Даниила Валентиновича Пивоварова».
Придя на факультет Павел Леонидович сразу начал делать магистратуры по направлениям «теология» и «религиоведение». В 2014 году был произведен первый набор в магистратуру «теология» по программе церковно-государственные отношения.
В том же 2014 году прошла уже III Всесибирская школа «Вера и дело», которая положила начало проведению ежегодного молодежного форума на территории базы отдыха «Аэлита». Участниками школы стали студенты-теологи 1-2 курсов.
Теология вернулась. А дальше?
В 2018 вновь происходит смена концепции факультета. Теперь это Факультет теологии, философии и мировых культур. Возвращение теологии можно объяснить активизацией интереса к теологии со стороны государства. Чем оправдана такая заинтересованность – это вопрос уже более сложный и менее однозначный. Но факт остаётся фактом – сегодня теология стала полноценной наукой, всё это сопровождается процессом бюрократизации знания, о котором мы тоже вскользь упоминали в недавнем материале «Просвещать нельзя ограничивать».
Человеком, на глазах и при непосредственном участии которого теологическая наука в России сформировалась и продолжает формироваться является Елена Викторовна Кузьмина – кандидат исторических наук, член Федерального учебно-методического объединения по теологическому образованию. ФУМО непосредственно принимает участие в разработке образовательных стандартов. Говоря о перспективах, она отмечает несколько моментов.
Во-первых, именно теологическое ФУМО заинтересованы научить теологов страны сотрудничеству, а не конкуренции в экономическом понимании, т.е. синергии. В данный момент планируется создание комиссии по разработке Фондов оценочных средств (ФОС) по теологии с помощью которых планируется осуществлять мониторинг качества образования. Согласно новому законодательству предполагается, что между теологическими центрами страны будет существовать внутренний рейтинг будет, что будет определять в итоге и бюджет. Т.е. по сути речь идёт о сбалансированной рейтинговой системе распределения ресурса и оценки. И это в теологическом образовании (!!!). Как нам кажется – это достаточно интересный опыт, который могут перенять и использовать в итоге и другие науки.
«Некоторые представители гуманитарного сообщества, например, религиоведы всегда «подозревают» теологов в том, что они забирают их бюджет, однако по новым правилам теологи будут «соревноваться» с другими теологами. Теологией и её развитием должны заниматься сами теологии. Спасибо, конечно, за помощь старшим товарищам (историкам и философам). Но скоро нашему образовательному и теперь уже научному направлению исполнится 30 лет. Пора самим» – поделилась с нами Елена Викторовна
Получается, что история теологического образования и теологической науки тесно связана с нашим городом и людьми, тут живущими и работающими, учащимися и преподающими. Омск стал первым городом России, принявшим теологическое образование в неоднозначный период нашей истории. Менялась страна, менялась и наука. Сегодня теология продолжает формироваться сама и формировать мир вокруг, несмотря на сложности. Факультет теологии продолжает набирать студентов, и учить уже поступивших, в то время как его выпускники находят своё призвание не только в церковных структурах, но и в работе на благо общества. А это самое главное. Ведь наука должна быть в первую очередь наукой ради людей!