Дата публикации: 4.11.2020
Наверное, каждый из нас задумывался о своём деле, но не каждый брался за реализацию идеи и воплощал её в жизнь. В наше поле зрения попала молодая творческая семья, Владислав и Юлия, они организовали вместе с нуля творческую студию и назвали её СЕВЕР. Мы пришли к ним в гости на утренний урок керамики для детей, который вела Юля. После она рассказала нам о том, как зародилась идея мастерской, что им далось легко, а что трудно и какие бы они дали себе советы, если бы могли вернуться в прошлое.
- Расскажите, как зародилась идея создания студии, с чего всё начиналось?
Керамикой я занимаюсь с восьми лет и к окончанию школы планировала поступать в ВУЗ на художника-керамиста. Но мой преподаватель в художественной школе была против, сказала: «С таким дипломом путь только один — педагогика. Этим на жизнь не заработаешь». Это меня остановило и я выбрала архитектуру. Отучилась 6 лет и получила диплом архитектора. В университете нас уверяли, что архитекторов не хватает, но, когда я закончила учебу, с работой по специальности в Омске оказалось туго.
Я хотела развиваться, как свободный художник, в направлении керамики. В то время мне предложили должность преподавателя в художественной школе, где была мастерская с печью для обжига. Это была возможность начать свой путь.
Через два года муж решил менять место работы. Рассматривали два варианта: переезд в Москву или что-нибудь своё. Решили рискнуть. Сначала была идея открыть творческую резиденцию в районе, но мы хотели построить её по своему проекту и это требовало больших вложений. Потом мы узнали о гранте от Центра занятости и решили открыть мастерскую керамики. Это направление уже давно развивается в Европе, в Москве, Питере.
Мы подготовили проект, защитили, получили грант. Его хватило только на покупку печи для обжига керамики и один гончарный круг. Не густо, но для старта достаточно. Нам повезло с владельцем помещения, он согласился сделать ремонт частично по моему эскизу, что-то мы доделывали потом сами. Чтобы подготовить студию к запуску, вложили свои деньги, купили мебель в рассрочку в ИКЕЕ и заняли немного у друзей.
Студия открылась в апреле 2019. Первый год было трудно: сначала были одни убытки, потом работали в ноль или небольшой плюс. В марте нам пришлось закрыться на время пандемии. Но после «кризиса» люди соскучились, мы набрали новые классы, сделали интересные интенсивы, которые стали альтернативой детским лагерям. Учеников стало достаточно, чтобы студия работала и приносила доход.
- Так как у вас семейный бизнес, есть ли какое-то разделение обязанностей с мужем, кто чем занимается?
Я преподаю, оформляю выставки и афиши, что-то нарисовать если нужно, фотографии красивые сделать — это всё на мне. С преподавателями я обсуждаю и придумываю новые курсы, интенсивы. Владислав занимается продвижением, юридическими вопросами, налогами и всем остальным. С людьми он общается, собирает обратную связь. Если нужно конструктивно поговорить с кем-то, это всё он, я очень эмоциональна в этом плане, если бы кто несправедливо отозвался о курсе или работах ребёнка, я бы не смогла просто принять эту информацию, начала бы спорить, доказывать обратное.
- Почему именно такие направления выбрали для преподавания?
Керамика и архитектура, потому что это мой профиль. Живопись, рисунок, композиция — с этого всё начинается. Если ты не умеешь рисовать, то не сможешь быть ни керамистом, ни архитектором. Всё взаимосвязано. Главный акцент всё-таки в студии, что мы занимаемся обучением, а не организацией досуга и развлечением. Мне нравится видеть результат, ты работаешь с ребёнком или взрослым на протяжении времени и видишь потом его прогресс. Тогда ты понимаешь, для чего старался.
- А кто может прийти к вам на занятия?
К нам могут приходить учится взрослые и дети с 4-х лет. В студии три основных направления - керамика, рисунок и архитектура. Есть фиксированное расписание. Кто учится в школе в первую половину дня, приходят после обеда, кто во вторую смену, те приходят утром. Взрослые ходят в выходные, хотя детям тоже удобнее в выходные приходить, поэтому чаще всего суббота и воскресенье забиты. Взрослые пока ходят только на керамику. Но сейчас у нас много запросов от взрослых на академический рисунок, поэтому в ближайшее время планируем открыть класс живописи, где желающие научатся рисовать маслом, акварелью и освоят основы графики.
У нас работает система абонементов, можно первое занятие оплатить отдельно, если всё устроило, то можно доплатить до абонемента. С взрослыми такая система сложнее работает, они могут чаще пропускать, не так дисциплинированно ходить. Бывает сложно себя взять в руки и просто дойти до нужного места, тут они часто себя балуют. С детьми по-другому, их приводят, за их расписанием следят, плюс если им самим нравится, то и пропускать не хочется, идут с горящими глазами.
- Много ли потребовалось вложений, финансовых и физических, чтобы запустить проект? Сошлись ли ожидания и реальность?
Говорят, первые два года бизнес только забирает, почти ничего не отдает. Скоро проекту 1,5 года. За это время пришлось вложить около 500 тыс.рублей. Только спустя год после открытия мы начали работать в плюс и отчислять себе небольшую зарплату. До этого проект только отнимал, работали в лучшем случае в ноль.
Даже СММ — это очень долго: ты рассказываешь, что такое архитектура на протяжении пяти постов и только к последнему начинают звонить, записываться. Это накопительный эффект, который требует времени.
Сейчас уже работает «сарафанное радио», новые ученики приходят по рекомендациям. Дети ходят регулярно, получают результаты в обучении, видно, что им это нравится.
Это не тот бизнес, с которого ты можешь озолотиться. Это больше для души. Я не ждала сразу ничего такого, у мужа были ожидания от этой задумки, он расстраивался, что всё так долго получается. Решили делать всё, что можем и ждать результата. Уезжать из Омска не хотелось и возвращаться в найм тоже. Хоть мы сейчас и работаем ещё больше, чем если бы на кого-то, но всё равно ты сам себе хозяин, в этом есть некая свобода. Сложно найти компанию с правильными ценностями: никому не нравится, когда работаешь и стараешься, а тебя не ценят. Тут у нас, конечно, другие ценности. Нанимая людей в команду, мы имеем к ним уважительное отношение, пытаемся сохранить ценные кадры.
- Большая ли у вас команда? Изначально вас было столько же или вы на каком-то этапе поняли, что вам нужны ещё люди в команду?
Изначально я преподавала одна рисование и керамику, но с двухлетним ребёнком это было сложно. Пришлось искать преподавателей. Нам порекомендовали Ксению Романенко, омская художница. Замечательная девушка, просто подарок судьбы. Она взяла на себя классы по рисованию в воскресенье. По её рекомендации мы договорились на ведение классов керамики и рисования с Настей Мышевой, тоже омская художница.
Недавно у нас появилась острая необходимость в преподавателе по архитектуре. Прежний уезжает в Европу на обучение, и через знакомых я нашла Женю Кузлякину. У неё не было опыта преподавания, но оказалось, что у неё прирожденный талант, и дети её слушают, и предмет нравится, захватывает.
Я оставила себе один класс ребят, которые со мной уже давно. Они ко мне привыкли и не хотят менять преподавателя.
Так с сентября 2020 года в нашей команде 5 человек, из них 4 преподавателя. Очень рада, что такая молодая и талантливая команда у нас образовалась.
- Каких знаний вам не хватало, когда вы только начинали этот путь? Какие бы советы вы дали себе со стороны пройденного опыта?
Я бы посоветовала себе и тогда, и сейчас — делегировать. Это, наверное, главный мой недостаток, что я все наваливаю на себя и не умею распределять обязанности, мне всё время кажется, что лучше меня никто не сделает. А на самом деле могут сделать ещё и лучше, если найти правильного человека. Я думаю, нужно было раньше нанимать команду и всё на себя не наваливать. Потому что ты не фокусируешься на одном деле: ты и не с семьей, и не в работе, везде по чуть-чуть и в итоге всё равно уставший. Раньше казалось, что если ты сам не сделаешь, то лучше никто не сделает, но есть люди, которые тоже горят этим, их нужно просто найти. Нужно делегировать задачи, особенно те, которые не являются твоим профилем.
- Поделитесь планами на будущее. Есть ли какие-то глобальные цели во всей этой задумке?
Из глобальных целей. Я ощущаю, что есть проблема вкуса. Мы все живем в среде серых многоэтажек, дети даже не знают, что дом может быть треугольным и круглым. Не у всех есть возможность ездить по Европе или даже поехать в Москву, чтобы увидеть какую-то другую архитектуру. Из занятий они узнают, что дом может быть разной формы и окна бывают не только прямоугольные. Это всё развивает вкус, который нужно воспитывать с детства.
Самое главное — почему я преподаю и почему мы открыли студию — это для того чтобы воспитать вкус у детей, вложить в будущее. Мне больно смотреть, что у нас люди считают красивым сайдинг, срезают наличники и закатывают всё в этот безликий пластик. Благо в Омске солнечно, это нас спасает... Я понимаю, что если мы сейчас детьми не займёмся, то это перерастет в отсутствие вкуса. Хочется, чтобы дети понимали, что такое красиво, что такое некрасиво, что плохо, а что хорошо.