«Новая набережная может стать изюминкой Омска, но спешка с её благоустройством не нужна»

Дата публикации: 24.04.2021

В 2019 году губернатор Омской области Александр Бурков впервые заговорил о строительстве в Омске самой длинной в Европе набережной. Её протяженность должна составить более 15 км – от района речного порта до северного причала в Нефтяниках.

Летом 2020 стало известно, что в устье реки Омь в рамках проекта планируют построить велопешеходный мост, а парк «Зелёный остров» соединить с территорией возле хоккейной академии «Авангард». Под мостом 60-летия ВЛКСМ проложат дорогу в сторону Советского парка. На протяжении всей 15-километровой набережной хотят разместить 11 хабов – мест притяжения людей.

Первые эскизы будущего проекта омичам показали в ноябре 2020. С профильными экспертами, архитекторами и общественностью они предварительно никак не обсуждались. Концепция была представлена членам архитектурно-градостроительного совета Омска: саму идею развития набережной они поддержали, вместе с тем выступив против презентованной концепции. Архитекторы предложили создать дирекцию проекта, разработать экономический прогноз, сформулировать техническое задание и провести открытый архитектурный конкурс.

Стоимость строительства 15-километровой набережной по предварительным подсчётам обойдётся в 27 млрд рублей: 7,3 млрд на неё рассчитывают потратить из федерального и областного бюджетов, а 20 млрд планируют привлечь за счёт частных инвесторов. Для сравнения: годовой бюджет Омска в 2020 м году составил 22,4 млрд рублей.

В это воскресенье, 25 апреля в 16:00, пройдёт проектная сессия, организованная «Центром компетенций по вопросам городской среды» и Ассоциацией «ХК «АВАНГАРД». Всех желающих приглашают в Омскую крепость (ул. Партизанская, 5А, лит. Е), чтобы обсудить ценности набережных и рек в Омске, выделить проблемные места и потенциал.

«Трамплин» спросил у экспертов, какие угрозы и слабые места они в текущий момент видят на тех 15 километрах набережной, которые планируют благоустраивать уже в 2023 году.

Александр Бегун, член Союза архитекторов России, почётный архитектор РФ

Анализ всех проблем, выявление всех угроз и предложения по их решению рождаются из полноценного, качественно выполненного опорного плана. Прежде чем проводить проектную работу, нужно понять, в какой ситуации мы находимся здесь и сейчас. Когда начинается ремонт в квартире, мы ведь сначала делаем замеры, а когда планируем строить здание – проводим топографическую съёмку земельного участка, выполняем геологию и прочие подготовительные действия. Вот и с набережной точно так же.

Необходимо проанализировать берегоукрепление – степень его ветхости и надёжности; доступность транспорта, точки притяжения людей и так далее. Подробный анализ будет служить опорным материалом для предпроектных предложений. Власть, жители, предприниматели смогут увидеть понятные отчёты и цифры, по которым уже можно сказать, где хочется видеть детский центр, где – кафе, прогулочную зону, жилой комплекс, причал и так далее. Придумывать последовательность действий при проектировании не надо – вся технология хорошо известна, и, если правильно следовать ей, мы будем застрахованы от неверных решений.

Когда проведён грамотный анализ территории, можно формулировать техническое задание, в котором необходимо отобразить все вопросы, проблемы, даже предлагать какие-то разные их решения. Имея в своём распоряжении такую информацию, проектировщики могут включать фантазию, ставить свои вопросы и давать на них ответы, привносить своё видение. Это уже полдела. И в Омске такой опыт уже есть: мы занимались этой работой вместе с «КБ Стрелка» в 2017 году (речь идёт о первоначальном дизайн-проекте улицы Бударина, от которого власти в итоге решили отказаться – прим.ред)

У нас действительно должен вестись кадастровый учёт водных ресурсов. Тогда будут определены зоны хозяйственной деятельности, границы и параметры  регулируемой застройки, но это не значит, что на набережной вообще ничего нельзя будет делать. Пример – Петербург и Москва, где есть водоохранные зоны и благоустроенные набережные с застройкой. На мой взгляд – но я все-таки не юрист, а архитектор – одно другому не мешает.

Что касается формулирования запроса на набережную. Мне как архитектору эта идея кажется очень привлекательной и жизнеспособной. Я приехал в Омск в 1984 году, и сразу заметил, что ни в одном из городов, где я бывал, не было такой протяжённой набережной. Это весомый плюс, изюминка, то, чем Омск может отличаться и выделяться. Но спешка в вопросе благоустройства такого масштабного объекта точно не нужна: этим мы только дискредитируем саму идею и вызываем раздражение общества.

Сейчас нужна концепция набережной, которая будет вызывать интерес, соответствовать потребностям жителей. Никто не хочет, чтобы всё было застроено шашлычными и элитными жилыми комплексами, всё должно быть в балансе и на своих местах. Когда вы идёте по набережной, разве плохо куда-то зайти, выпить кофе, перекусить? Вопрос только в том, как это будет организовано.

Нужно очень подробно освещать всё происходящее на набережной в СМИ, чётко и открыто рассказывать и показывать людям, что благоустраивают сейчас, что будут делать потом и так далее. В Берлине, например, если идёшь по городу и видишь разрытый котлован, рядом обязательно будет стоять какая-нибудь симпатичная кабинка с макетами, буклетами, где подробно рассказано, что конкретно строят на этом месте. Часто там ещё сидит человек, который нальёт тебе кофе и расскажет, что на этом месте появится и как это будет хорошо и прекрасно. Тогда у людей растёт доверие, появляется понимание, что происходит в их городе.

Екатерина Гордок, архитектор

Одна из проблем – Иртыш и Омь не поставлены на кадастровый учет, хотя это требование закона. У них не определены границы водоохранных зон. Как можно что-либо проектировать без учета этих самых границ? 

Нарушена методика проектирования во всех смыслах этого слова. Сначала должна быть аналитика, «картинки» – потом. А сейчас всё перевернуто с ног на голову.

Мы рискуем потерять то хорошее, что есть на набережной сейчас. Приобрести же можно новые болевые точки: многоэтажки у уреза воды; узкие места рядом с ними, непригодные для рекреации; конфликты между отдыхающими и местными жителями из-за шума, парковок. 

Валерия Маркова, урбанистка

Какие проблемы в данный момент есть у набережной? Два опасных и некомфортных участка под Ленинградским и метромостом, плохой асфальт на Тухачевского и наложение велодорожки на пешеходный тротуар. В остальном – вполне нормальная прогулочная набережная.

Я не вижу реального запроса на этот мегапроект. Нет такого, что люди десятилетиями говорят: «Ой, какая у нас плохая набережная, надо новую». Пространство между «Зелёным островом» и мостом 60-летия ВЛКСМ вообще отсутствует в ментальной карте горожанина. Нет ощущения, что желание сделать эти 15 км – потребность горожан, есть ощущение, что очередная мегастройка взялась из ниоткуда. И этот факт сильно повышает риск некачественной реализации и эксплуатации пространства.

Почти за год с момента объявления о проекте не проведён предпроектный анализ, непонятно, как эта территория используется сейчас, кто, когда, как и зачем проводит там время. Может, на набережную вообще небольшой спрос, и толпы народа там собираются только в городские праздники? От того, что там появятся рестораны и торговые центры, людей там не прибавится. Какой бизнес есть на набережной сейчас? А какой закрылся и почему? Всё это нужно исследовать.

Больше всего меня беспокоит экологические риски. В конце альбома «концепции» есть примерная смета проекта и там 920 миллионов заложено только на берегоукрепление от «Зелёного острова» до моста 60-летия ВЛКСМ. То есть естественный берег забетонируют как в Вологде и убьют все ручьи и подземные водотоки с территории Аграрного университета и Старозагородной рощи. И тогда «Изумрудный берег» и ещё непостроенные жилые комплексы (фундаменты которых также навредят гидрологической системе) будет топить как Сибниисхоз, Малиновского и Красноярский тракт. 

Считаю принципиально важным сохранить естественный берег и регулировать высоту застройки вдоль рек.

Ринад Валитов, гидролог

Когда ИТП «Град» работали над генеральным планом города, они обращались ко мне, и я передал им все свои материалы по гидросети и гидроинвентаризации. На топографической основе генплана хорошо отображены все горизонтали, которые важно учитывать.

У речного порта была отсыпка ещё в 50-е годы. Там же была пойма, болото. На этом месте построили дома, а вся гидросеть, которая впадала в реку, была загнана в трубы. Её сейчас почти не видно. Пойма меняется, берег Иртыша меняется – всё модернизируется. Я ещё 10 лет назад разговаривал с коммунальной службой Ленинского округа. Они рассказали, что как раз по тем руслам, где были ложбины, стоки, заболоченные трубы ещё в 50-е проложили трубы. Они выполняют функции дренажа. Получается, что под землёй в этом районе целые подземные реки. По идее, трубы как раз нужно обновлять, менять или хотя бы прочистить, чтобы всё это хорошо функционировало.

Вообще если посмотреть на карту, можно увидеть, что почти через каждые 500 м от берега идут ложбины, стоки. И на все эти вещи нужно обращать внимание. Набережную ведь не будут просто бетонировать: учитываются ливнёвки, трубы.

На отрезках, где сейчас нет набережной как таковой – где пляжи и какие-то дикие участки без бетона, есть опасные места выхода грунтовых вод и заболоченные территории. У нас ведь всё циклами: идут 3 сухих года, а потом – 3 влажных. Сейчас идёт уже третий сухой, значит, с 2022 по 2024 годы будет влажный период. Сколько точно ожидается воды – мы предсказать не можем. Обычно бывает так: в первый влажный год прибавляются осадки, повышается уровень грунтовых вод, высохшие болотца и озерки начинают оживать. Во второй влажный год – они стоят заполненные, а в третий – начинаются подтопления. Мы уже тогда видим эти русловые цепочки с перепадами высот. Затапливаются ложбины, многие из которых сейчас застроены. У магазина «Океан», в районе улицы Потанина, хорошо просматривается такая ложбина. Улицу периодически подтапливает, но, по всей видимости, там стоит хороший водопропуск: излива воды на набережную мы не наблюдаем.

Когда приходит влажный период цикла – ливнёвки и трубы не справляются, вода течёт на улицы. Нужно поднять старые документы, обновить коллекторы. Иначе может произойти перетоп на набережную. Хорошо видно те улицы, по которым могут пойти потоки воды. Например, улица 5-ой Армии в этом плане очень проблематичная.

Через «Зелёный остров» проходит мощный коллектор, он осуществляет сброс в Иртыш. Идёт компенсация, за счёт которой эта часть набережной не подтопляется. Если набережную будут делать за медакадемией и СибАДИ, то там тоже есть овраги, засыпанные ручьи. Они там даже не в трубах, если не ошибаюсь. Дома и общежития стоят под уклоном, прям в оврагах. За Дворцом пионеров, в сосновом бору в сторону улицы Берёзовой, чётко просматривается овраг. Там сейчас строят микрорайон, уже не раз обращались люди по этому поводу. Что можно сделать? Если положат трубы, то берёзовский водозабор как-то компенсирует это, будет в затон сбрасывать.

Таких моментов ещё много, как и я сказал, у нас большие ложбины через каждые 500 м. Все эти данные у проектировщиков должны быть.

Фото на обложке и в материале: Андрей Кудрявцев

Поделиться:
Поддержи проект

Через интернет

Банковской картой или другими способами онлайн

Через банк

Распечатать квитанцию и оплатить в любом банке

  1. Сумма
  2. Контакты
  3. Оплата
Сумма
Тип пожертвования

Ежемесячное пожертвование списывается с банковской карты.
В любой момент вы можете его отключить в личном кабинете на сайте.

Сумма пожертвования
Способ оплаты

Почему нужно поддерживать «Трамплин»
Все платежи осуществляются через Альфа-банк

Скачайте и распечатайте квитанцию, заполнте необходимые поля и оплатите ее в любом банке

Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты

распечатать квитанцию
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.