Омич о городе. Поуехавшие: Александр Жиров о Городке Нефтяников, ОмГУ, симметрии и традициях

Дата публикации: 6.02.2022

Мы запускаем специальную серию рубрики «Омич о городе» — «Поуехавшие». В неё мы позовём людей, которые покинули наш город по тем или иным причинам и приехали сюда спустя какое-то время, чтобы, например, проведать родственников и друзей. Мы будем узнавать не только о том, что им нравится в Омске, но и какие изменения они заметили.

Первым гостем стал медиаменеджер и автор телеграм-канала «Местами» Александр Жиров. Он уехал из Омска в конце 2016 года и бывает здесь раз в полгода. Сейчас Александр живёт в Мурино (Ленинградская область).

С ним мы прошлись по Городку Нефтяников, обсудили учёбу в университете, изменения в Советском парке, соседские династии и проблемы с долгостроями.

Классические выпуски рубрики будут выходить по-прежнему, и следующий гость появится уже в феврале.

 

Городок Нефтяников:

— Я специально проложил маршрут нашей прогулки по Нефтяникам, чтобы охватить как можно больше районов, которые мне стали родными, пока я жил здесь. Я переехал в Омск из Тары в 2000 году, когда поступил в ОмГУ. Первое моё место жительства в Омске  — дом на проспекте Культуры, 1. С балкона квартиры был виден вход в Советский парк, я мог выйти утром с кофе на балкон и видеть, как его покидают люди после ночных гуляний, как у кого-то продолжается «хороший вечер» прямо на лавочках.

Почему я очень люблю этот район и стараюсь приводить своих гостей из других городов именно сюда? В 1960 году, архитектор Виктор Ильич Кочедамов выпустил книгу «Омск. Как рос и строился город». В ней написано, как Омск строился с первой крепости до 1960 года. Когда ты читаешь эту книгу, то понимаешь, каким город мог быть. Я её читал и у меня были слёзы с мыслью: «Господи, как Омск мог выглядеть классно», потому что на месте Парка Победы должен был быть парк как в Нью-Йорке, окруженный новостройками, но при этом занимающий огромную площадь, с фонтанами и футбольным стадионом.  Все те планы, которые Кочедамов расписывал, не сбылись в большинстве районов города, но в Нефтяниках  —  получилось. По сути, это единственный большой район Омска, который построен по изначальному плану. Городок Нефтяников  строился параллельно со строительством  Нефтезавода, все это знают. Но немногие замечают, что если встать лицом к ДК Малунцева и смотреть по сторонам, то этот район «схлопывается», как крылья у бабочки, он симметричен! Такого нет больше ни в одном районе Омска  —  остальные районы «наляпаны» как пришлось.

Есть информация, что в 1960-ых годах шведские архитекторы приезжали в Омск учиться градопланированию по-нефтяниковски, потому что здесь появилась система, когда ты можешь жить в замкнутом городке и при этом не уезжать отсюда: магазины, заводы, ВУЗы, внутренний транспорт, все инфраструктура в пешей доступности, чуть ли не «пятнадцатиминутный город», о котором сейчас с восторгом говорят европейские урбанисты, поэтому я Нефтяники очень люблю.

Фото из книги Кочедамова: план городка Нефтяников

Когда я сюда переехал, я очень много ходил пешком. У меня родственники жили на улице Строителей, я периодически в тех кварталах гулял, поэтому я хорошо знаю район бывшего ДК «Строитель», эти старые дворы  —  и они мне очень нравятся. Я уже давно уехал из Омска, но каждый раз, когда я приезжаю сюда, мне обязательно надо приехать в Нефтяники, даже если у меня тут нет никаких дел, просто погулять, пройтись по улице Малунцева, зайти в «Сибирскую корону» на проспекте Мира, постоять в Советском парке на пляже, глядя на Иртыш. Для меня это особенное место.

 

Советский парк и советское наследие:

— Если говорить про то, что в Нефтяниках поменялось — это Советский парк. И речь не только про входную группу. Жалко, что исторические ворота потерялись со своими колоннами. 

Фото исторических ворот. Источник: pastvu.com

Сам ремонт в парке я уже не застал, но я следил за обсуждениями в интернете: как входная группа будет выглядеть, как это всё проектировалось и создавалось.

Я с негативом отношусь к советскому прошлому, но при этом я отдаю должное советской эстетике, которая существовала в надписях, вывесках, воротах, колоннах. Необязательно этот стиль нужно копировать и возвращать, но когда у нас есть Советский район и Советский парк — глупо терять привязку к этому названию. Пусть будет островок «Совка», но в хорошем смысле. Не где всё дефицитное, а где есть советская эстетика. В Советском парке при ремонте это дело потерялось. 

Я не сторонник того, чтобы цепляться за старину, просто потому что это старина. Старые ворота жалко — но не потому что они старые, а потому что в них была некая концепция, а в новых я не вижу концепции. Если мне объяснят смысл этой конструкции, может, моё мнение изменится.

С другой стороны, здесь ещё когда я жил в Омске, появились спортплощадки, беговые и велосипедные дорожки — и это удобно.

На самом деле многие не замечают эту историю в Омске, да и я тоже не замечал, насколько мне повезло. Практически всё время я жил рядом с большим парком и с рекой. Не везде есть такая возможность.

Сейчас, когда я переехал в Питер, а точнее в Мурино, я понял, что мне этого не хватает: чтобы можно было вечером выйти погулять, спуститься к реке. Были периоды, пока мы жили в Омске, брали воки у Советского исполкома, шли в Советский парк, сидели на пляже и смотрели на реку, разговаривали. Если есть омичи, которые живут рядом и не ценят возможность провести так вечер — они очень зря так делают, потому что это очень круто.

Долгострои:

Фото: 2ГИС

— Это здание  — лыжный трамплин. И оно, судя по вывеске «Детский футбольный клуб» — по-прежнему не функционирует. Его начали строить, как я понимаю, когда я учился в универе, а я туда поступил в 2000-м году, то есть 20 лет назад. И двадцать лет назад я наблюдал эту картину: огороженный забором недострой, где я ни разу не видел, чтобы кто-то катался на лыжах. Это тоже такой знак Нефтяников и знак Омска: у нас строятся жилые дома и офисные центры, но не объекты инфраструктуры. Люди сюда приезжают, а из рекреационной инфраструктуры только то, что было построено в советские годы: Советский парк, кинотеатр «Кристалл», два Дворца культуры. А чего-то нового здесь не появилось. Это большая беда для города.

 

Ещё про симметрию и главных архитекторов:

— Я люблю симметрию. Если смотреть на метромост в сторону Левого берега, справа от тебя будет ТЦ «Миллениум», а слева  —  недостроенное здание ОмГУ, и видно, что по проекту они похожи  —  если бы их построили одинаковыми, получилась бы такая «книжка» с метромостом в центре. Ну вот что стоило построить их одинаковыми, чтобы была симметрия? Кто виноват в том, что два строителя не договорились? Городу нужен архитектор, который бы отвечал за целостный облик города.

— Ты, кстати, знаешь, что такой человек появился?

— Да, но пока я не понимаю функционал, который будет у конкретного человека. Если смотреть на опыт в других городах, то мне симпатично то, что делала в Краснодаре Наталья Машталир. Она реализовала программы «Семь пешеходных улиц», внедряла дизайн-код, рассказывала о том, каким она видит город, в Инстаграм, общалась с Ильёй Варламовым, который «подсвечивал» изменения в Краснодаре в своём блоге. Вот эту историю и этот функционал — я понимаю. Если будет формат Краснодара — прикольно. Если как раньше, когда главный архитектор просто подписывал бумажки о строительстве очередной «свечки» или панельки — будет так себе.

В Калининграде, где я жил после Омска, в своё время на должность главного архитектора пришёл специалист из архитектурного бюро. Конечно, его подпинывают журналисты, но тем не менее, у человека есть определённый бэкграунд, и он понимает, что и как должно строиться. Там тоже периодически вспыхивают проблемы со сносами и спорными реставрациями. Но не возникает такой истории, как в Омске, где в районе речного вокзала среди исторического квартала воткнули уродливое здание с какими-то странными геометрическими формами, которое вообще не вписывается в общий ансамбль.

Речь идёт о здании Ильинская, 1. Фото: 2ГИС

 

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского и городские топонимы

— А это собственно моя альма-матер. Государственный университет имени Достоевского, где я проучился пять лет, с 2000-го по 2005-й год, на историческом факультете. Наш факультет занимал, как правило, четвёртый и пятый этажи второго корпуса. 

Внешне вуз с тех пор не изменился. Очень жаль, что по-прежнему никак не задействован пустырь за вторым корпусом, сколько бы мы ни видели красивых картинок проектов, на которых студенты валяются на травке и читают книжки, как в Европе. Я, как понимаю, там до сих пор «собачья площадка»  —  и всё.

Раньше у нашего корпуса было легендарное место, которое называлось «Снежинка». В одной части была пивная, а на входе была точка с принтером. Тут был такой замкнутый круг: студенты, которые шли в пивную, прогуливали лекции, а потом шли сюда конспекты ксерокопировать. 

«Снежинки» нет уже существенное количество времени, но при этом если ты её упоминаешь с кем-то в разговоре, тебе говорят: «А, истфак 2005-й год!». Всё, считай, нашёл с человеком общую тему. 

Тропинка от вуза до остановки существовала в наше время под кодовым названием «Дорога знаний». Вообще-то, насколько район наполнен какими-то внутренними, сленговыми топонимами, часто определяет отношение «свой-чужой». Вот Нефтяники — это «Нефты». Не «городок Нефтяников», не «Советский район» — а именно «Нефты» для своих. Председатель Совета директоров «Авангарда» Александр Крылов как-то упомянул в интервью это название, и по комментариям болельщиков сразу стало видно, что он расположил к себе людей, показал, что он «свой». Точно также и со старыми названиями остановок общественного транспорта — ты называешь их, и окружающие, если среди них есть старожилы, сразу опознают в тебе «своего»: «Нефтяник», а не «ДК Малунцева», «Строитель», а не «Театр Ермолаевой»  —  и так далее. Здесь есть такие топонимы, которые четко привязались к этому месту, и все знают, что это и где это находится, но при этом, в 2022 году, иногда и смысл места изменился, и название поменялось.

 

Про туризм:

— Мне жаль, что до Нефтяников не добираются туристы. У нас ведь традиционный туристический маршрут — это центр города. Да, Омская крепость, да, Любинский — шикарный, Камергерский  —  вообще без вопросов, и всё остальное. Но если говорить про Нефты, то это ведь история про один из главных этапов развития Омска. 

Все спрашивают: «Что нужно Омску, чтобы он развивался?» — нужен внешний вызов. Строительство нефтезавода было таким вызовом. Начали строить нефтезавод — зародился этот район, сложилась опредёленная культура, появился ВУЗ. Поэтому очень жалко, что туристы, которые в Омск приезжают, ходят по центру, доезжают до могилы Егора Летова, что тоже похвально, но не добираются до Нефтяников и не видят этот огромный пласт культуры и архитектуры, который существует на севере города. В Екатеринбурге туристам советуют съездить посмотреть УралМаш, там работают современные художники, вроде Покраса Лампаса  —  а в Омске Нефты не считаются чем-то достойным для показа туристам.​​

Когда в Омск приезжает кто-то из моих знакомых из других городов, я пытаюсь их сюда вытащить, чтобы они всё это дело посмотрели и прониклись историей города  —  которая, в отличие от «купеческой» или «колчаковской» реально оставила след в истории Омска.

 

Улица Магистральная и жизнь в Нефтах:

— Очень классная улица, спокойная, с центральной аллеей, по которой можно идти пешком, абсолютно вписывающейся в нефтяниковский вайб. Поэтому здесь любопытно, что ты идёшь, видишь дом: не облупленный, нормальное хорошее здание, в котором окно – внезапно  —  заложено кирпичом, а на балконе висит что-то непонятное. Ты понимаешь, что вся эта история человеческого существования здесь абсолютно живая. Это не так, что построили район, и он существует по каким-то искусственным законам, а тут его обживают люди, уже сроднились с ним.

Некоторые живут в Нефтах не одно поколение. Я несколько лет жил у ДК «Химик» в трехэтажной «хрущёвке», Каждый вечер во двор выходили пузатые мужики с баллонами пива и копчёной рыбкой, открывали капот зелёной «Победы». Они делали вид, что чинят эту раритетную машину, пили пиво, разговаривали друг с другом. При этом, я ни разу не видел, чтобы она ездила. И чувствовалось, что эта история у них тянется уже много лет, возможно, не одно поколение. При этом этот двор на 4-й Новостроевской не был «запойным» или замусоренным  — там, например, стояла детская площадка, которую эти же самые мужики построили своими руками. 

И в этом есть жизнь. Какая-то такая «человечинка», как говорят журналисты. Не искусственная, а настоящая, и мне это очень нравится. Возможно, и в других районах Омска такое есть, но я знаю именно этот район и, многократно проходя сквозь какой-то двор, видел таких мужичков, которые выросли и постарели в Нефтах. Для них свой дворик  — это продолжение их квартиры.

Поэтому, если говорить, что в Омске изменилось, а что нет — я очень рад, что эта часть Нефтяников особо не изменилась. Поэтому они такие, как в фильме «Покровские ворота» — эта атмосфера, когда люди много лет фактически живут в одной квартире, в одном дворе — здесь она существует — соседи отлично знают друг друга. Они даже могут перемигиваться светом в окошечке или что-то ещё.

 

Улица Энергетиков:

— Те Нефтяники, которые до Больничного городка — такая парадная часть, которая строилась под контролем самого Малунцева, первого директора омского нефтезавода. Там и его квартира (ул. Малунцева, 13 — прим. ред), там и дома для инженерного состава. Очень похожи на Новую Англию  —  такой Бостон или Филадельфия.

Бостон. Фото: instagram.com/kmmarr_

А вот летняя улица Малунцева

А вот эти здания  по сути были бараками для заключённых, которые строили завод. Я не знаю, что случилось с этими людьми после постройки, но дома отдали сотрудникам нефтезавода. Здания, где жили заключённые, были деревянными. Они до сих пор сохранились. Сохранились старые вывески. 

Фото: Александр Жиров

А тут рядом ещё и частный сектор. Эти домики планировали снести. Я помню, мои родственники на улице Строителей говорили: «А зачем ремонт делать? Нас через месяц сносить будут и дадут новую квартиру». В общем, здания до сих пор стоят, и никто ничего не снёс.

Понятно, что это всё очень сильно ветшает, что всё это разрушится, но здесь стоит погулять и полюбоваться разными домиками.


Если вы, как и мы, прониклись духом Нефтяников, рекомендуем почитать «Омича о городе» с продюсером культурных событий Катей Лапицкой, которая провела свою экскурсию по этому району.

Если вам понравилась рубрика — загляните в подборку лучших выпусков «Омича о городе». Спойлер: на самом деле вы найдёте там все выпуски.

 

Автор: Николай Кондаков

Фото: Никита Кудрявцев

Поделиться:
Поддержи проект

Через интернет

Банковской картой или другими способами онлайн

Через банк

Распечатать квитанцию и оплатить в любом банке

  1. Сумма
  2. Контакты
  3. Оплата
Сумма
Тип пожертвования

Ежемесячное пожертвование списывается с банковской карты.
В любой момент вы можете его отключить в личном кабинете на сайте.

Сумма пожертвования
Способ оплаты

Почему нужно поддерживать «Трамплин»
Все платежи осуществляются через Альфа-банк

Скачайте и распечатайте квитанцию, заполнте необходимые поля и оплатите ее в любом банке

Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты

распечатать квитанцию
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.