Омич о городе. Поуехавшие: Степан Глушков о транспортной инфраструктуре и активных жителях

Дата публикации: 6.03.2022

«Трамплин» запустили специальную серию рубрики «Омич о городе» — «Поуехавшие». В неё мы зовём людей, которые покинули наш город по тем или иным причинам и приехали сюда спустя какое-то время, чтобы, например, проведать родственников и друзей. Мы узнаём у этих людей не только о том, что им нравится или не нравится в Омске, но и какие изменения они заметили.

В этом выпуске гостем стал транспортный инженер Степан Глушков. Он закончил Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, успел поработать в департаменте транспорта мэрии Омска и уехал в январе 2021 года работать в Южно-Сахалинск.

В этом выпуске есть как критика, так и предложения, что стоит изменить в нашем городе. Особенно в транспортной сфере, в которой работает Степан. Мы поговори об активных горожанах, Камергерском переулке и прилегающих к нему территориях, общественном транспорте.

 

Камергерский переулок:

— Как бы это не было банально, это то место, где я впервые понял, что город — в первую очередь люди. Я здесь проработал в баре «1984» практически год, и все знают, какие тусовки здесь проходят, я был их частью. Здесь видел, сколько счастливых людей в есть в Омске. И я задумался, почему я не видел их раньше? Где они все прятались?

Потом начал понимать, что перемещаясь по городу, люди не испытывают ничего, кроме негатива. Соответственно, так как моя текущая работа связана с улучшением городов, меня начало это беспокоить.

Про Камергерский хочется сказать следующее. Если бы мы здесь беседовали в 2017 году, обсуждали моё возвращение в Омск спустя пару лет, то я бы здесь стоял и нахваливал город, что появилось такое классное место, где можно проводить тусовки и благоустроенная улица Ленина. Но мы разговариваем в 2022 году. Проблема в том, что больше ничего не появилось. Это огромный маркер. Прошло сколько лет? Города развиваются, конечно, столетиями, но люди быстрее. Год, два, три — человеку становится не интересно. Это плохая история. Так не остановить отток людей из города.

Неприкольно, что за последние 10 лет не появилось ничего, кроме Камергерского и Ленина.

— А ты следишь вообще за изменениями в городе?

— Я, кстати, надеялся, что ты мне скажешь сейчас, что я ошибаюсь.

И мы рассказали Степану о таких местах. Читайте наш репортаж с дискуссии о новых общественных пространствах в городе.

— Появилось новое коммерческое пространство на Кемеровской, частный пляж с бассейнами на 2-й Кольцевой.

В новых местах есть бары? 

— Там скорее рестораны, чем бары.

— Тогда откуда там появится жизни, если там негде пить? Как бы это не звучало. Этого мало, на самом деле. Может это круто для Омска.

 

Улица Ленина:

— Я приехал из Южно-Сахалинска в Омск. Меня накрыло, что здесь грязно, шумно, обрубают деревья — жесть какая-то, страшно.

Вот мы сейчас вышли на Ленина, которая является главной торгово-пешеходной улицей города, на которой все тусят. И здесь просто некомфортно находиться и сейчас будет неудобно разговаривать, потому что четырёхполосная дорога, шум машин, мало деревьев, грязь. Попытка совместить транспортную функцию и торгово-пешеходную — это просто хрестоматийный пример, как делать не надо.

Здесь, сидеть на лавочке, пить кофе — совсем некомфортно. Машины проносятся, шумно, среда агрессивная. Аудиореклама на главной пешеходной улице города или просто музыка тоже немного выбивает из атмосферы. 

Мы подходим к перекрестку улиц Партизанская, Ленина и Щербанёва - один из главных пешеходных переходов Омска, где пересекаются его туристические маршруты. Здесь очень востребован пешеходный переход по диагонали, но люди, которые отвечают в городе за светофоры, не понимают насколько важен этот перекрёсток для пешеходов. Светофорный цикл не рассчитан на комфортный переход по диагонали. Людям приходится бежать через дорогу, унижаться. Это явно подсвечивает городские приоритеты.

Ранее мы рассказывали, как нашему журналисту удалось добавить три секунды на пешеходную фазу на этом светофоре, но этого всё ещё мало. В этом же материале мы обсудили, как добиться изменений в городе.

Если ты не переходишь по диагонали, тебе приходиться тратить по три минуты. Жалкие три секунды добавили, но это насмешка.

 

Воскресенский сквер:

Это первое место, где я работал. Я занимался благоустройством. Для меня это родное место, наполненное воспоминаниями. 

Я работал разнорабочим на Флоре. Мы с утра приходили, высаживали цветы, мне очень нравились люди из управления по благоустройству, с которыми я работал . Это было 10 лет назад, когда я учился в 10 классе. Когда я прощался с коллегами, то купил арбуз, и мы ели его в Воскресенском сквере.

 

Набережная Оми:

Прекрасное дерево, которое отражает отношение в Омске к деревьям. Я не понимаю, почему это происходит в городе, который раньше назывался «городом-садом». Это больно и ужасно. Я надеюсь, что люди, которые пытаются с таким отношением бороться — с этим справятся.

Как я боролся за деревья на «зелёной комиссии» при мэрии Омска

На первой части набережной стоит армия лавочек. Это здорово, когда людям есть где сидеть, но важно, чтобы им было где уединиться. Чтобы урна не стояла вплотную к лавочкам. Это какая-то напасть. Я объясню, как это работает. Практически на 100% уверен, что у проектировщиков, кто к этому причастен, просто в AutoCAD (программа, в которой архитекторы моделируют проекты — прим.ред.) есть блок лавочка с урной. И всё. Ты вставляешь его в каждый проект по всей стране.

Я в Южно-Сахалинске работал над улицей, в которую мы влезли в процессе ремонта, зашли в проект, чтобы его изменить. Я разбил этот блок, отодвинул урну от лавочки и стало посимпатичней. 

На набережной за мостом бросается в глаза отсутствие деревьев. Недальновидно. Деревья в Омске скоро закончатся, а департаменту городского хозяйства нужно как-то оправдывать своё существование. Нужно поскорее высадить новые деревья, чтобы им было что кронировать и рубить.

Качели просто прекрасные. Велодорожка. Даже обособленная. Если ругать эту часть, только чуть-чуть. Но, танк, это ужас. Он ещё и целиться на жилой дом.

— Раньше он ещё на Городской совет целился. 

— Офигеть. 

Жаль, что нет доступа к воде. Надеюсь, что он планируется.

 

Улица Бударина:

— Всё это место — яркий признак того, что ничего не делается и не развивается. Очень давно существует проект, который удовлетворял вообще потребности всех людей. Сохранялась парковка, высаживались деревья. Ничего из этого не было сделано. Я, со стороны своего опыта скажу, чтобы реализовать такие вещи — нужно просто делать свою работу городским чиновникам. Вместо этого здесь огромная парковка.

— Сейчас здесь строят скейтпарк.

— Если его сделают в этом месте — будет суперкруто. Я недавно купил скейт, кататься научился и у меня возникла в них потребность. Здорово, что он появится.

Молодой предприниматель пролоббировал строительство скейт-парка на Бударина

Камергерский не распространяет своё внимание на соседние переулки. Улицу Бударина отремонтировали, наставили кучу ненужных фонарей, деревьев нет, улица не преобразилась. Ширину дорог для машин не уменьшили. Такие улицы важно сужать, чтобы было комфортно и безопасно людям. Тут большой пешеходный поток и здесь не создали для него комфортные условия для передвижения пешком или на велосипеде. И поставили заборчики, которые напоминают могильную оградку. Самые лучшие места в Омске напоминают кладбище. 

К «Летуру» тоже много вопросов, но я надеюсь, что они решаться, ведь из него можно создать что-то красивое, интересное, притягивающее.

Будет хорошо, если Карла Либкнехта будут закрывать для машин, чтобы здесь проходили тусовки. Это продолжение улицы Ленина. Только оставить подвоз продуктов для ресторанов. Сейчас это парковка, а людей здесь огромные потоки.

— А что можно было сделать поинтересней?

— Гораздо просто убрать машины и уже будет гораздо интересней. Просто здесь не работает город с парковкой. Не вводиться платная парковка. Нет понимания проблемы. Припаркованные автомобили мешают людям и делают город некрасивым.

Когда нет платной парковки, людям приходится долго искать места, потому что всё занято. А на самом деле, это городская земля, которой бесплатно пользуются. Местный бюджет теряет деньги. 

Амфитеатр, скамейки с зарядками, площадка для воркаута и урны для собак: омичи оценят проект благоустройства в центре города

 

Общественный транспорт и улица Гагарина:

— Здесь должна была быть выделенная полоса, но она прерывистая. То она есть, то её нет. Должна быть полностью.

Вот что появилось в городе нового, с момента моего отъезда — тёплые остановки. К ним много вопросов, но их главное преимущество, что они помогают спрятаться от шума, грязи, вони — всей агрессивной среды.

Это всё в сравнение с Южно-Сахалинском. Это должно быть смешно. Город, на краю  страны, на острове комфортней. Там чище, приятней, больше деревьев и зелени. Очень грустно, что здесь не так.

— Что нужно сделать в первую очередь, чтобы Омск стал красивей?

— Скорее всего нужно сначала прекратить вырубать деревья. Если строить торговые центры, то с нормальными фасадами, а не как сделали на территории парка 30 лет ВЛКСМ. Это отвратительно. «Терминал» в Нефтах хотя бы без такого пёстрого фасада. 

Ещё думаю, стоит прекратить застраивать берег Иртыша. Хорошо, что появилось большое количество жилья. Высокая плотность — это тоже хорошо. Но первый плакат, который меня встретил в аэропорту, новый район «ЭкоПарк», в котором двадцати этажные здания на берегу Иртыша — это жесть.

Прекратить делать то, что делается с дорогам, но об этом поговорим позже.

Вот за что реально можно похвалить департамент транспорта — за обновление подвижного состава, причём в масштабах, перекрывающих остальные города страны, за исключением Москвы и пары городов. Омск буквально в топ-5. Это действительно очень круто, несмотря на то количество маршруток, которые ещё есть. Здесь просто надо понимать, что это работа, которая не делается за 2-3 года. Это действительно долгий процесс.

Огромное количество автобусов, трамваев и троллейбусов было закуплено. Куда я не приеду в Омске, везде видно новый транспорт. Наверно, ещё есть такие места, куда они не ездят, но даже у меня в Чкаловск они ходят и даже троллейбус «Адмирал». Я в восторге. Просто власти сделали свою работу. Можно похвалить.

 

Территория у мэрии:

— Рядом с Администрацией здания хотят отдать в аренду. Я слышал о таком проекте. В него включена вырубка деревьев, обустройство парковки и передача этих зданий. Хорошо здесь сделать новое пространство — то, о чём мы говорили в самом начале. Мне кажется, это будет крутая история, но я не понимаю, почему хотят вырубить эти деревья. Приходит бизнесмен, говорит, что хочет инвестировать в город. Администрация этому рада, но там не понимают, что нужно сделать правило. Нет экспертизы и экспертов, которые скажут бизнесмену: «Смотри, здесь парковку лучше не делать. Оставьте деревья — тогда будет гораздо лучше». Предприниматель может в этом не разбираться, а профессионалов в городе, которые могли бы это остановить, видимо нет.

NGS55: В центре Омска запланировали новый Камергерский переулок. На месте сквера могут появиться парковки

Если мы вырубим эти деревья и сделаем парковку, это очень негативно скажется на городской среде и станет ещё хуже. Это тоже самое, что предложить отрезать часть сквера Дзержинского и сделать из неё парковку. Это очень глупо.

Но, здесь уже есть парковка у здании администрации. Наверняка здесь раньше росли деревья. А даже если нет, то могли бы. При том, что за этим зданием огромная парковка.

 

Сквер Дзержинского:

— Очень классный сквер. Наверно из лучших городе. Спасибо, что он не ограждён забором. 

У меня здесь много приятных воспоминаний, встречался здесь с дорогими для меня людьми. У меня приятные воспоминания тут связаны даже с лавочками. На практике я узнал, что есть такой феномен, что могут быть любимые лавочки. И когда приходит архитектор с концепцией и всё меняют, не учитывая это, люди расстраиваются. 

Это прекрасное место, чтобы погулять, насладиться природой, и иметь близость к заведением, чтобы туда сходить или после них придти в это сквер.

Чуть-чуть из этого сквера выходишь, тебя встречает асфальтовое поле. Не хватает пешеходных переходов к Соборной площади из этого сквера, чтобы не обходить через Ленина или подземный переход у ТЦ «Омский».

 

Подземные пешеходные переходы:

— Вот мы находимся на перекрестке улиц Герцена и Интернациональная. Мы всё ещё находимся на главном центральном пешеходном острове, где можно комфортно ходить пешком, но этот перекресток с подземным пешеходным переходом. Он соединяет «Главпочтамт», Соборную площадь, сквер им. Дзержинского и ТЦ «Омский» — очень важные для людей пешеходные точки. И здесь, примерно половина жителей города, просто физически ограничены в правах передвигаться по этим важным пешеходным местам.

Неоднократно велись разговоры в кабинетах. Я пытался убедить людей, что надо продублировать переход на земле, чтобы люди не спускались под землю как крысы, гуляя по своему любимому городу. Но мне не удалось этого сделать. Если пустить людей по земле, будет задержка для транспорта и случится транспортный коллапс. Но я вернулся из города, где все наземные пешеходные переходы продублировали по земле. И ничего не случилось. Пробки никуда не делись, они не ухудшились. Новых не появилось. Просто людям стало комфортно перемещаться по городу.

Я, к сожалению, точно могу сказать, что Омск не предпринимает никаких попыток, чтобы повысить комфортность городской среды. Если возвращаться к вопросу, что нужно сделать — заботиться о том, чтобы было комфортно перемещаться пешком.

— Ты много жалуешься на шум. Как сделать дороги тише?

— Нужно уменьшать количество машин на дорогах. Сужать количество полос, отведённых под личный транспорт. Чем выше скорость, тем больше шум. Сейчас у нас дороги представляют асфальтовое поле без разметки. В бюджете не хватает денег для разметки на всех улицах. Город настроил дорог и не может их содержать, но строит новые. И ещё нужны деревья, которые создают шумозащитный буфер и воздух чище. Это довольно комплексный вопрос, который подразумевает, что нужно успокаивать трафик, в первую очередь отдавая приоритет общественному транспорту. Если мы говорим, что люди должны отказывать от автомобиля, им надо на чём-то ехать. И это общественный транспорт. Как я уже говорил, очень хорошо, что его парк обновляется. Но проблема в том, что инфраструктура не строится. Все эти дорогие трамваи ездят по расшатанным рельсам, троллейбусы и автобусы стоят в пробках. Выделенных полос недостаточно. В 2021 году в Омске ввели ноль километров выделенных полос.

 

Соборная площадь:

— По ней я делал первый серьёзный транспортный проект во время учёбы в СИБАДИ. Соборная площадь — ключевой узел города, на котором всё завязано. В часы пик,тут просто ужас происходит. Много лет транспортные специалисты пытаются решить его проблему. Всё бьются и не могут. Я тоже бился со всеми транспортными специалистами в городе.

И сейчас, с высоты своего нового опыта, после того, как я поработал, возвращаясь в Омск и смотря на Соборную площадь и вспоминая все проекты, которые обсуждались. Тут мало что сделали, только разметку нанесли, которую сейчас не видно. Все люди, принимающие решения в области транспорта в Омске, имеющие какое-то влияние на эти решения, не сделали ничего, что можно здесь сделать. А спасается эта ситуация исключительно трамваем, который должен ходить по Красному пути, по Интернациональной, по Ленина вместо машин. Я знаю, что Генеральным планом Омска это предусмотрено, но сейчас я уверен, что никаких шагов в ближайшее время не будет совершено. 

В Омске очень сильная активистская тусовочка. Это подмечают вообще все люди, кто наблюдает за городом. Вот в Южно-Сахалинске такого нет, мне было некомфортно из-за этого. Омск рождает очень клёвых, заинтересованный людей, которые, в отличии от меня, понимают, за что его можно любить. Я очень рад за них.


Если вам понравилась рубрика — загляните в подборку лучших выпусков «Омича о городе». Спойлер: на самом деле вы найдёте там все выпуски.

В прошлом выпуске «Омича о городе. Поуехавшие» гостем стал медиаменеджер Александр Жиров.

Автор: Николай Кондаков

Фото: Никита Кудрявцев

Поделиться:
Поддержи проект

Через интернет

Банковской картой или другими способами онлайн

Через банк

Распечатать квитанцию и оплатить в любом банке

  1. Сумма
  2. Контакты
  3. Оплата
Сумма
Тип пожертвования

Ежемесячное пожертвование списывается с банковской карты.
В любой момент вы можете его отключить в личном кабинете на сайте.

Сумма пожертвования
Способ оплаты

Почему нужно поддерживать «Трамплин»
Все платежи осуществляются через Альфа-банк

Скачайте и распечатайте квитанцию, заполнте необходимые поля и оплатите ее в любом банке

Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты

распечатать квитанцию
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.