Дата публикации: 8.12.2022
Проклятья в спину
В наших реалиях первые агенты появились лет тридцать назад. А в первой половине 90-х их откровенно не любили по одной простой причине. Российский хоккей по большей части откровенно мучился от безденежья. В знаменитом питерском СКА игроки после тренировок садились за руль и отправлялись по городу «бомбить» как таксисты. Любой мало-мальски умелый профи стремился при первой же возможности уехать на заработки хоть в Америку, хоть к чёрту на рога. Миграция была массовой. С развалом СССР по всему миру разбрелись больше двухсот хоккеистов.
Многие спортсмены находили работу по знакомству. Но попутно на диком и бурно растущем рынке появилась группа воротил, которая шерстила команды в любое время года. Среди первопроходцев упоминают вратаря сборной СССР 80-х Александра Тыжных, экс-репортёра «Советского спорта» Сергея Левина, бывшего советского эмигранта Марка Гандлера.
Бывший житель Саратова Марк Гандлер в конце 80-х уехал в США, чтобы стать акулой агентского бизнеса.
Из «Авангарда» в низшие американские лиги вот так, посреди сезона, уезжали вратарь Сергей Храмцов и нападающий Сергей Бердников. И, естественно, какому клубному руководству это бы понравилось? Сыпались проклятья. Агентам обещали устроить весёлую жизнь. Но реальных барьеров для отъезда попросту не существовало.
Паритет начал восстанавливаться только ближе к концу 90-х, когда в России наконец-то задумались о юридически сильных контрактах, а профессиональный спорт выбрался из тотальной бедности. Тогда функции хоккейных агентов переключились на внутренние переходы. Постепенно стало понятно, что привезти сильного игрока из московского «Динамо» в какую-нибудь «Магнитку» это столь же выгодно, как и отправить его за рубеж. С началом «нулевых» репутация у профессии явно начала белеть.
Семейный подряд
Какими качествами должен обладать топовый спортивный агент? «Ну, умение вести переговоры, коммуникабельность – это само собой, – считает Станислав Романов, входящий в тройку ведущих представителей этой индустрии в российском хоккее. – Потом – нужно уметь быстро ориентироваться в меняющейся ситуации. Разумеется, надо знать рынок игроков, иметь представление о финансовых возможностях клубов, понимать, на что может рассчитывать твой игрок в той или иной команде. Ну и, конечно, артистом немножко нужно быть. Иногда даже – авантюристом. При случае – уметь блефануть, представить, например, дело таким образом, что у твоего игрока вариантов трудоустройства – пруд пруди, когда на самом деле их, может быть, ни одного нет».
Романов пришёл в агентскую работу после окончания хоккейной карьеры. За несколько лет он превратился во влиятельного человека. Но на его продвижение также существенно повлиял и факт биографии. Станислав женился на дочери знаменитого российского тренера Зинэтулы Билялетдинова.
Станислав Романов (крайний слева) и Зинэтула Билялетдинов выиграли чемпионские кубки и про себя тоже не забыли.
Тесть много лет работал в казанском «Ак Барсе» и было очевидно, что при прочих равных он выбирал игроков у своего зятя. В пиковые сезоны состав казанцев чуть ли не наполовину состоял из клиентов Романова.
Подобные эпизоды далеко не редкость. Одно время агент Шуми Бабаев был на короткой ноге с руководством владивостокского «Адмирала» и фактически превратил этот клуб в карманный. Ещё один крупный агент, Юрий Николаев, по такой же схеме работал с московским «Спартаком».
Конечно, было бы большим преувеличением говорить, что агенты только и заняты делёжкой игроков и клубов между собой. Но очевидно, что этот рынок весьма замкнут и попасть на него без связей фактически невозможно.
Входной билет за 500 тысяч
Сама агентская работа также полна невидимых нюансов. Многие крупные конторы вкладываются в собственных скаутов, чтобы отслеживать будущих талантов ещё в юном возрасте. Конечно, в случае, если ставка сыграет, это будет означать огромную прибыль. Так произошло у Бабаева с омскими игроками – Владимиром Ткачёвым, Егором Чинаховым, Арсением Грицюком. Все они получили опеку от агентства уже с 14-15 лет.
Однако у каждого талантливого игрока есть как минимум толпа родственников. И удержать баланс во взаимоотношениях с ними – особенно в сложные моменты – задача повышенной сложности.
Флагманская тройка форвардов «Авангарда» – Толчинский (слева), Грицюк (в центре) и Ткачёв – клиенты Шуми Бабаева.
Не говоря уже о том, что агент обязан страховать вопросы возможного лечения травм, уметь прикрывать своего подопечного перед менеджерами и быть готовым к тому, что неудачная женитьба хоккеиста может запросто разрушить его многолетнюю карьеру.
Работа агентов регламентируется федерацией хоккея России (ФХР). Лицензия выдается на год, сейчас ей обладают 33 компании. ФХР собирает с них по 500 тысяч рублей, ответные преференции выглядят весьма забавно. «Мне выдают разрешение ходить на все матчи по стране бесплатно, плюсом федерация обеспечивает доступ к электронной системе регистрации контрактов, – рассказывает старожил агентского цеха Сергей Таремузов. – Но я давно говорю о другом.
Агенты совместно с федерацией должны работать над созданием профсоюза игроков. Этот орган должен защищать права игроков. Есть же масса нерешённых вопросов. У нас клубы могут банкротиться – и ребята остаются без денег. Были случаи, когда игроки умирали на сборах, – и эти дела спускались на тормозах. Вот о чём надо думать федерации. Но их устраивает текущее положение. Сидят, денежки идут, напрягаться не надо».
Сушинский в гостях у Пилко
С 1 августа 2023 года в клубах КХЛ ужесточат лимит на легионеров. Вместо пяти вакансий останутся три. «Авангард» сильно заранее обнадёжил своих фанатов. Клуб переподписал контракт с американским форвардом Ридом Буше. По действующему соглашению он зарабатывает в Омске 60 миллионов рублей за сезон. И, похоже, агент игрока, словенец Алёша Пилко выбил для своего клиента хорошую прибавку.
Пилко считается основным поставщиком сильных иностранцев в КХЛ, что довольно удивительно. Ему 37 лет. Во времена своей карьеры он не блистал, но сумел крепко сдружиться с первыми словенскими легионерами, поехавшими в Россию.
Прорывным для Пилко стал 2015 год, когда в КХЛ появился хорватский «Медвешчак». Он сумел договориться и привезти в Загреб группу сильных канадских легионеров – и эта ставка сработала.
– Я просто много работаю и предъявляю такие же требования к своим сотрудникам, – говорит Алёша. – Ну и надо быть очень внимательным к нуждам игроков. Вот приезжает к кому-то из ребят куда-нибудь в Екатеринбург мама из Канады. Очевидно же, что это большой стресс. Потому мы всегда организуем встречу по высшему разряду. Цветы в аэропорту, хорошая машина. Стоит не так дорого, зато решает множество потенциальных проблем.
Максим Сушинский (крайний справа) в семейном отпуске за одним столом с агентом Алёшей Пилко.
Ещё яркая деталь, характеризующая Пилко. В 2019 году один из его клиентов, форвард Свен Андригетто, провалился в «Авангарде» при зарплате 90 миллионов рублей за сезон. Клуб и хоккеист досрочно расторгли контракт, причём явно не на хорошей ноте.
Но летом 2021 года Пилко опубликовал летние фото из своего дома в Загребе. В гостях у него был бывший президент «ястребов» Максим Сушинский. И судя по семейным кадрам, время они провели максимально душевно.
Когда умеешь сглаживать противоречия, это открывает очень много дверей. Потому в карьере у агентов бывают очень небанальные истории карьерных поворотов. Один из бывших хоккейных импрессарио Андрей Мухачёв сейчас является концертным директором российской поп-дивы Полины Гагариной.
Говорят, в шоу-бизнесе ему нравится. Ну и, само собой, статус у него теперь иной. Да и деньги другие.
Автор: Константин Серов