Александр Бегун: «Омск – город со своим менталитетом»

Дата публикации: 5.05.2023

Известный омский архитектор о городе, любимых проектах, застройке центра и «человейниках»

 

– Как вы оказались в Омске?

– В Омск я приехал по распределению после окончания архитектурного факультета Новосибирского инженерно-строительного института, вместе со своим одногруппником. Здесь было место архитектора в проектном институте «Омскгражданпроект», а я всегда хотел поработать именно в историческом городе. В Новосибирске, откуда я родом, при всей его притягательности нет ярко выраженного исторического ядра, зато была разнохарактерная застройка различных времён без особого архитектурного качества, особенно в современных тогда районах. И вот на контрасте мы приехали в Омск – комплексная застройка Ленина с особым колоритом, построенный в 1984 году Торговый центр – с архитектурой, как в Париже, с уникальной конструкцией перекрытия атриума в виде пространственной структуры, характерное историческое ядро, река в центре города. Всё сошлось, и я остался здесь.

 

 

– Почему вы выбрали именно архитектуру?

– Архитектура – это мой осознанный выбор. Повлияли на него насмотренность, изучение зданий, графики, любовь к истории и древнему миру. Папа когда-то выписывал журнал «Наука и жизнь», раньше там публиковались интересные проекты, в том числе графические проекты английской архитектурной группы «Аркигрэм», где они рисовали города будущего, которые росли вверх, двигались. И маленький я подумал – надо же, есть профессия, которая может изобразить то, чего нет, и потом это становится реальностью. Так я и поступил на архитектурный факультет.

 

– Как вы сами определяете, какой у вас стиль?

– Определение стиля архитектора – дело искусствоведов. Мне интересно работать в разных стилях, мне интересно решать сложные нестандартные задачи. Модернизм, классика, конструктивизм – все эти стили я могу использовать.

 

 

– Вы тяготеете к высоте?

– Всё идет от заказчика – от его темы, места стройки. Если места мало, а выйти нужно на высокую эффективность – там высотки будут актуальнее.

 

– У вас есть кумир в профессии?

– Кумиров у меня нет, нужно следить за всеми, изучать их творчество, что-то принимать или отвергать. Из наиболее интересных лично мне – Альдо Росси, Майкл Грейвс. Из наших – Леонидов, Мельников, Скуратов, главный архитектор Москвы Кузнецов, у него интересные и импозантные работы. Недавно сталкивался с работой бюро ASADOV, которые перенесли на территорию ТЭЦ-1 жилой микрорайон – интересный проект получился. Сейчас много интересных команд работает в архитектуре, и не только в столичных городах, но и у нас в Омске. Интересные проекты у бюро «Рим» – Ольга Кулагина и Олег Фрейдин. Творчество Андрея Гетте (безвременно ушедшего), Андрея Сергеева – находка для Омска. Интересно работают Сакен Хусаинов и Роман Воробьёв.

 

 

– Какой из ваших проектов – любимчик?

– Если смотреть построенные объекты, это офисный центр по улице Бульварная, он уже введён в эксплуатацию. Для меня это знаковая, прорывная вещь, которая мне очень дорога. Ещё могу назвать жилой дом «Новый Пионер» – это качественная работа, кропотливая, пусть и вызвавшая неоднозначную реакцию. Эти проекты состоялись лишь потому, что было полное доверие между заказчиком и архитектором. Иногда построенные здания нравятся не всем, но это даже хорошо, и к критике я отношусь абсолютно спокойно. Главное, что мы сработали с заказчиком вместе и нас всё устроило. А из проектов, которые только хотелось бы осуществить, – это Пивзавод на Волочаевской, который уже, наверное, не случится. У здания огромный потенциал, оно может стать уникальным общественным пространством, которое бы украсило город, получило бы новый функционал: бизнес, образование, культура, торговля, питание – здесь бы разместилось всё. Интересно, что старые здания того времени позволяют органично внести в них новое современное прочтение – как пример, ГЭС-2 или фабрика «Большевик» в Москве.

 

– В работе над «Новым Пионером» вы очень щепетильно отнеслись к историческому облику существующего здания. Какие ещё старые здания в Омске заслуживают первоочередной реконструкции?

– В работе над жилым домом «Новый Пионер» главным условием было сохранение исторического здания, что и нашло реализацию в проекте. Это продиктовало форму нового здания, решение генерального плана. Ну а заказчик, с честью для него, тщательно воссоздал исторический облик здания бывшего Коммерческого клуба.

Любое здание, которое сохранило свой исторический облик, подарок для города, так что главное – найти собственника, инвестора, который готов вкладывать в это деньги.

 

 

– Какие материалы вы считаете идеальными для строительства? Доверяете ли инновациям?

– Сейчас, в наше нестандартное время, когда приходится быть независимыми от всего мира, мы будем тяготеть к натуральным материалам. Например, мы можем стать свидетелями строительства многоэтажных зданий из дерева – нормативная база будет меняться по согласованию с Минстроем. Но новые технологии всегда должны быть, здорово, что они применяются. Нельзя сказать, что я строю только из кирпича и это лучший материал. Да, для своего времени он был лучшим. Затем лучшим стал железобетон, затем панель отлично справилась с требованием повышения скорости строительства.

 

– Кто должен решать, как будет выглядеть Омск? Жители или архитекторы?

– Люди формируют потребность, власть обеспечивает реализацию этой потребности, а профессионалы в виде архитекторов должны решать, каким образом эту потребность реализовать. Только симбиоз этих трёх сил дает нужный эффект. Сейчас нужно слышать и слушать всех, делая профессиональные вещи, и это должно быть проработано и осмыслено в генпланах и мастер-планах.

 

 

– К чему должен стремиться Омск? Какие перспективы у него с точки зрения урбанистики?

– В генплане города уже выработаны основные рекомендации, как должен развиваться город. Для развития нужно понимать его статус – студенческий, город для пенсионеров, промышленный? В то же время нужно, чтобы в городе сочетались все эти ипостаси, здесь должно быть комфортно и старикам, и молодёжи. Комфорт, спокойствие и безопасность – таким должен быть любой город. Человек в любом районе города должен чувствовать себя как дома – не должно быть гетто, заброшек, территорий, обнесённых забором уже 20 лет.

 

– Какой он вообще, Омск? Новосибирск считают деловым городом, Тюмень активно развивается, а Омск? Какое у него лицо? Чем он отличается от других городов Сибири?

– У каждого города есть свой менталитет, понимание в структуре России, уникальное местоположение, которое диктует городу историю его начала и развития. Наш город начинался с крепостей, здесь есть слияние рек и стрелка – эти уникальные географические особенности диктуют путь его развития. Раньше город строился по кругу – по военным требованиям, застройка на расстоянии выстрела. Теперь город тяготеет к линейности – сочетание исторической и современной планировки и придаёт ему уникальность. Омск один из самых солнечных городов в России, тихий, спокойный, и – самое главное – у него есть все перспективы для развития. Это 3-я столица, и неважно, какого правителя: Колчака или легитимного царя – какое-то время Омск был центром всего государства.

 

 

 

– Есть ли шансы на жизнь у «Летура?»

– Шансы на жизнь есть у всех. Если человек заболел, не нужно его сразу везти в морг! (смеётся) Его нужно лечить. Так и здесь – у здания поменялись собственники, у них есть планы на него. Если раньше «Летур» можно было снести полностью и на его месте построить что-то новое, то в изменившейся экономической обстановке вряд ли себе это кто-то позволит – скорее всего, его будут реконструировать. Причём так, чтобы он стал украшением города. И вот странность – этот проект в своё время получил «Золотую капитель» на выставке в Новосибирске, высшую награду, а сейчас он всему городу мозолит глаза. Когда-то он был интересным объектом, но уже устарел морально и физически, тем более много лет не эксплуатируется. В «Летур» нужно вдохнуть новую жизнь, и у него всё будет хорошо.

 

– Как вы видите улицу Бударина? Сейчас там чего только нет: скейт-парк, веранды ресторанов… А цельного архитектурного решения не видно.

– А его и не будет, пока есть незастроенные участки, принадлежащие разным людям. Нет каркаса, который бы формировал эту улицу, зданий, определяющих её внешний вид. Здесь планировалась комфортная городская среда, которую проектировало архитектурное бюро «Рим» – их предложение давало реальный толчок развитию этой территории. Но что-то пошло не так, и теперь следующий этап – это застройка. У зданий появится своя функция, и мы вернёмся к благоустройству среды вокруг.

 

 

– Как вы относитесь к непрерывному строительству торговых центров в Омске? Как добиться, чтобы инвесторы возводили не серые коробки, а по-настоящему красивые здания?

– Чтобы в городе появлялись красивые здания, нужны хорошие архитекторы, независимо от того, какая у зданий будет функция. У меня был опыт строительства торгового центра «Квадро» на ул. 10-летия Октября. Считаю, получился интересный и удачный образ. Торговые центры строят потому, что они нужны – бизнес очень чутко реагирует на запросы населения, у него есть планы окупаемости и планы прибыли, которым строго следуют. Люди заходят в ТЦ несмотря ни на что – значит, они по-прежнему нужны городу. Сейчас в архитектуре работает тенденция мобильности, многофункциональности и разнонаправленности развития: ТЦ не будут пользоваться спросом – их разберут, ведь строят их по каркасной системе. У заказчика остаётся земля, где он разобьёт парк или откроет выставочный зал. Вот пример – недавно открыли терминал в аэропорту Толмачёво в Новосибирске. Очень красивое здание получилось, яркое, острое по архитектуре. Но, по замыслу авторов, если оно со временем потеряет актуальность, заменится более крупным или более современным объектом, то его можно переформатировать под выставочный зал, галерею, торгово-развлекательный комплекс.

 

– Все хвалят исторический центр Омска, у него действительно есть душа. Вам не кажется, что остальные районы незаслуженно забыты? Частный сектор живёт и здравствует…

– В новом генплане как одна из целей заложено сохранение частного сектора с улучшением его благоустройства. Но для этого нужен инвестор! Вообще в нашем городе не так много инвесторов, которые хотят что-то делать. Сейчас их силами реконструируется гостиница «Космос», строятся жилые микрорайоны «Кварталы Драверта» и «Зелёная река». В окраинах для частного инвестора нет выгоды – там нет инфраструктуры, а у муниципальной власти не хватает бюджета. Так что всё упирается в банальное – деньги. Я не вижу тенденции централизации строительства и реконструкции – просто в центре всё на виду, всё очевидно.

 

 

– Как вы относитесь к идее застройки центра города, участка возле крепости?

– Возвращаясь к застройке возле ТЭЦ-1 – жилая застройка там будет актуальна. Конечно, лучше бы там было здание типа Сиднейской оперы, но мы сейчас не о мечтах, а о реальности. И пусть лучше здесь будут хоть какие-то здания, чем бесконечные заборы, отделяющие один пустырь от другого. В начале 2000-х мы построили жилой дом «Старая крепость» в Омской крепости. И, мне кажется, строительство этого дома дало толчок к освоению территории крепости – до этого там была заброшка, пусть и колоритная, но всё же заброшка. Теперь там музей «Искусство Омска», проводятся мероприятия и праздники, больше нет пустыря. На месте цеха Агрегатного завода строят апарт-отель – тоже считаю, что будет интересное здание, если заказчик не будет скупиться на материалы и отделку. Создание новой среды – это всегда лучше, чем ненавистные заборы.

 

 

– На Левом берегу выросли многочисленные «человейники» – Кузьминки, например. Как вы оцениваете перспективность такой массовой и кучной застройки?

– Архитектура – отрасль деятельности с очень жёсткой регламентацией. Здесь масса требований, исходя из строительных норм и правил: инсоляция, доступность, безопасность. Ни одно здание не строится без проекта, многочисленных согласований. Так что, если здание стоит, значит, все нормы соблюдены до миллиметра и перенаселения нет. Если квартиры в этих «человейниках» покупают, значит, они востребованы, значит, бизнес-модель работает. Потом люди вырастут из этих квартир и уступят свои метры студентам и молодым семьям. Не надо циклиться на том, что здания постоянны. Вот заборы – постоянны, они никого не возмущают, а «человейники» никому не нравятся (смеётся).

 

 

– Центр может переехать на Левый берег?

– Да, вполне. Вообще полицентричность, когда есть центр исторический, деловой, торговый, – это отличная идея для развития города. То есть человек понимает, что центр его микрорайона – это остановка общественного транспорта, школа или ТЦ. Затем он приезжает в центр планировочного района – тут стадион, кинотеатр, ресторан. А в центре города – мэрия, футбольное поле, парк и т. д. Эту иерархию пространств и районов важно соблюдать, но не везде это делается. Например, в новых районах Москвы, где я бывал, не хватает привязанности к городу, не чувствуешь себя частью большого города.

 

 

– В часы пик Омск задыхается от пробок. Метро нам не видать, но, наверное, есть какое-то решение проблемы с архитектурной точки зрения?

– Тут нужен системный подход. Когда планировали строить метро, транспортная сеть не развивалась. Нам говорили – скоро будет метро, потерпите, основные пассажиропотоки уйдут под землю и станет проще. Но метро нет до сих пор, и аэропорта, кстати, тоже. Сейчас Институтом генерального планирования «Град» разработан новый генплан, там заложены новые дороги и мосты. Но на всё это нужен бюджет, которого нет, и делать это нужно постоянно – ежегодно транспортная сеть должна развиваться, хоть по 100 квадратных метров в год. Проницаемость города, транспортная и пешеходная, должна быть более плотная, чтобы все участки можно было обойти или объехать. Вот, например, до сих пор нет связи между улицей Орджоникидзе и улицей Красный Путь, под мостом, хотя нужно проложить несколько метров. Должны быть проницаемость, взаимосвязь, системный подход – тогда это даёт результат: будет более комфортная и доступная городская среда.

 

 

Интервью вышло в нашем печатном издании – журнале «Трамплин. Возможности»

 

Автор: Ирина Баландина

Фото: Никита Кудрявцев

 


 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.