«Гуляя по улице Серова с нейросетями»: омич о городе

Дата публикации: 12.05.2023

Исследователь урбанистики Никита Богров в рисунках нейросетей, картинах молодых омских художников и коллажах перестроечной эпохи отследил «цифровой» след улицы Серова и создал проект-перформанс «Гуляя по Серова».

Более 20 лет обыденный маршрут Никиты Богрова протекает по улице Серова. Сюда он переехал с родителями в 10 лет, после жил недалеко в привокзальном районе, однако сейчас вновь вернулся в эти края. Тут иногда слышен грохот трамваев, а иногда спокойствие и тишина. Бульвар по улице Серова широкий, поэтому, отмечает Никита, ничего не подавляет и не сдерживает, а зелёная растительность помогает мысли. В школьные годы во дворах были спортивные секции футбола и единоборств, что добавляет месту воспоминаний.

 

 

 

– Если вы спросите омича про любимую улицу, то большинство назовёт Ленина. Жители Городка нефтяников ответят: за ДК Малунцева. Жители Ленинска точно скажут про Иртышскую набережную. Но на ней нет единения времени и места, а есть постоянно проходящие по набережной люди. Набережная для коллективного городского променада, а вот улица Серова тихая и малоизвестная для вальсирующих горожан – идеально для прогулки. Поэтому после Иртышской набережной нужно свернуть на Серова и пройтись по ней.

Улица имени лётчика-испытателя Серова планировалась как дорога, связывающая ж/д вокзал и остальной Омск. Она выглядит как целый архитектурный ансамбль. Улица в три этажа – это очень уютно: видно небо. В конце XIX века в нескольких километрах южнее Омска проложили Транссибирскую магистраль. Вокруг железнодорожной станции Омск возникло поселение Атаманский хутор, который после революции переименовали в город Ленинск-Омский. Просуществовал он всего 8 лет и в 1930-е годы был ликвидирован и присоединён к Омску под названием Ленинский район.

 

 

Тогда центральной улицей Ленинского была Серова – довольно широкая по тогдашним меркам, с трамвайной линией и ансамблем «сталинских» зданий. Однако после войны городские власти решили продлить главную магистраль – проспект Маркса – до ж/д вокзала (параллельно улице Серова). И Серова превратилась в улицу-дублёра, о былом значении которой напоминают лишь монументальные «сталинки» и сохранившиеся трамвайные пути.

 

 

По меркам середины прошлого века улица была достаточно широкой, чистой и благоустроенной. Архитектурный ансамбль улицы Серова начал формироваться в 1930-е годы. Строительство двух- и трёхэтажных кирпичных домов было прервано войной и с новым размахом продолжено в 1950-е годы. Массовое жилищное строительство почти не затронуло Серова, и отдельные «хрущёвки», расположившиеся в самом начале улицы, не смогли разрушить целостность ансамбля.


Чем больше я езжу по другим городам, тем больше понимаю свой город: его красоту, тишину и спокойствие. Я тут часто бываю, это мой рабочий маршрут, поэтому мне нравится здесь прохаживаться. Можно рассматривать забытые красоты города.


Улица тихая, в отличие от бойкой улицы К. Маркса, расположенной параллельно. Дома ещё хранят свой исторический шарм: где-то есть таблички инвентарных номеров – это бывшие общаги заводов; где-то есть табличка публичного туалета, которая указывает, куда идти. Вот ещё чугунные столбы на трамвайной остановке и лепнина в духе соцреализма: колосья, корзинки, груши, яблоки. 

 

 

– Несмотря на то, что дома разваливаются, мне интересно, что за штукатуркой, кто строил их. А возводили дома, как мне известно, заключённые, здесь много бывших коммуналок, это такой рабочий посёлок. К примеру, один дом для дирекции. Он и тогда и сейчас выглядит неплохо. Рядом дома для простых рабочих чуть поскромнее. Это ещё такой контекст изучения рабочей истории города. Я чувствую спокойствие тут, широкий бульвар для мысли, такого нет в районе с девятиэтажками.

Улица Серова меняется ближе к рынку: если до Ленинской администрации она линейная и выдержана в едином ансамбле, то ближе к рынку становится более хаотичной и живой. Двухэтажные дома в ряд напротив кинотеатра «Октябрь» – чего там только не было: от администрации до всякой торговли. Старая школа № 162, справа от школы стоит строительный гибрид в один двор: конструктивистское Марченко, 3; Лобкова, 4 с декоративными скульптурами и совсем ампирное Серова, 21.

 

«Аура» на Серова и нейросеть

Отследить цифровой след улицы Серова и увидеть, как искусственный интеллект видит омскую улицу-дублёра, исследователю урбанистики помогли нейросети Midjourney и DALL-E. Омич захотел узнать, сможет ли ИИ уловить и передать из большого потока информации «ауру» улицы.


Чувствовать «ауру» улицы – это человеческое чувство, а люди иногда и объяснить не могут, почему им нравится бывать или гулять в определённом месте и времени. Что прохожие испытывают, гуляя по Серова? Испытывают ли они уют освещения, ощущение спокойствия и «ауру» улицы? «Аура» улицы всё-таки – это нечто неуловимое, такой своего рода вайб.


По словам Никиты, искусственный интеллект «ауры» времени и места не совсем «понимает». На выходе, по словам омича, можно заметить викторианское волшебство со снегами и чудаковатыми православными церквами. Жители улицы Серова также мало похожи на реальных, а где-то, присмотревшись, можно увидеть даже образы мещан или дворян.

 

Трамвай на улице Серова, Омск.

 

Жители улицы Серова, Омск.

 

– Я решил добавить в нейросеть референсы. Я взял фотографии от бульвара Победы до площади Серова, загрузил в нейросеть и на выходе получил уже более ауротичные картинки. Уже что-то близкое. Чем меньше ограничиваешь пространство для абстракции нейросети, тем более интересные получаются на выходе картинки. Однако можно заметить, что она выдаёт всегда «пасмурную погоду» на фото, к слову, думаю, это связано с названием улицы, – говорит омич.

 

После добавления одного референса.

 

После добавления двух референсов.

 

– Чувствуется уже аура улицы Серова, а всего лишь надо направить нейросеть в нужное русло, но не слишком. Если референс сделать более определённым, то на выходе не останется для вариации места и времени, условия и команды для нейросети становятся конкретным. Наверное, это имел в виду Вальтер Беньямин (немецкий философ. – Прим. ред.), говоря о том, что аура – явление историческое и коллективное. «...здесь и сейчас произведения искусства – его уникальное бытие в том месте, в котором оно находится», – размышляет Никита.

 

Ленинский рынок (нейросеть).

 

По словам омича, место теряет свой «аристократизм», становясь доступным каждому через фотографию. Скорее всего, определяя визуальными референсами условия для вывода картинки, по его мнению, он уменьшал ауротичность улицы Серова на выходе. «Возможно, нейросети сами по себе являются ауротичными изначально, а условия-референсы её уменьшают. Если это так, то нейросеть – это изначально аура, фантазия, ощущение, ни на что не похожее единение места, времени и зрителя», – считает Никита Богров.


Спрашивать человека о том, «почему тебе нравится гулять по Серова» – это всегда многословно, интимно и конкретики в ответе мало. Это всё личные ощущения человека, но если язык не может выразить Нечто, может ли язык абстракций нейросетей выразить ауру, показать её?


 

Художники на Серова

Свой творческий взор Никита обратил и на омских молодых неизвестных художников, которые отразили в своих работах улицу Серова. Нина Позднякова (мл.) на картине «Площадь им. Серова» в 2022 году отразила яркие краски фасадов и трамвайные пути омской задворки. Пестроту рекламы Ленинского рынка заметила Елена Летова, изобразив это место в своей работе «Ленинский рынок» в 2019 году. Аутентично смотрится даже алкомаркет на картине «Разливайка» Петра Врубеля или «Метель на Ленинском рынке» Валерия Белова. И современная многоэтажка за обшарпанной «сталинкой» под названием «На улице жаркий день». Нельзя не отметить картину «Кинотеатр "Октябрь"» Николая Либерова, написанную ещё в 1999 году.

 

Валерий Белов, «Метель на Ленинском рынке».

 

Пётр Врубель, «Разливайка».

 

Заканчивает улицу Серова дом под номером 74. Единственный частный дом посреди пустыря-стоянки как напоминание о находящемся тут когда-то частном секторе. Сейчас он уже заброшен, наверняка в скором будущем его снесут и построят здесь что-то новое. В 2012 году на своём полотне его «сохранила» омская художница Ксения Кичигина.

 

Ксения Кичигина, «Дом на улице Серова».

 

Малоизвестный омский поэт, художник и музыкант, участник творческой группы сибирского панк-рока Алексей Безучастный также проживал в районе улицы Серова. Родился и жил омич в доме на улице Академика Павлова, ушёл из жизни Алексей в 1989 году, но фанаты его творчества в Омске до сих пор не забывают музыканта, даже оставили граффити с его изображением в одном из дворов района.

– И вот эту неизвестную крупинку Серова я своим исследованием и проектом хотел передать. Я собрал все работы, оцифровал. Мне интересен дух нулевых здесь, интересно, что же тогда люди творили. Однажды я пускал газ и мне посчастливилось побывать в квартире, где жил Алексей. Это бывшая коммуналка, где всё исписано его рисунками, зарисовками. Мне захотелось лучше узнать эту личность. Я расспрашивал людей, увидел его работы. Его родственники работали на железной дороге, именно из архива омских железнодорожников попадались эти фотографии, из которых он делал интересные коллажи.

 

Николай Либеров, «Кинотеатр "Октябрь"», 1999.

 

Коллажи

Андеграундный художник по-иному увидел улицу Серова. Малоизвестные коллажи омича представляют её рабочей и индустриальной. Его работа «Огни большого города», где девятиэтажки превращены в небоскрёбы, горящие огнями, приковывает. Особенно этот массив домов. Ещё интересна одна его работа «Парад закатчиков асфальта», коллаж немного абсурден и странен, игра форм и идей. Любопытны его работы – такие, как «Слава строителям канала!» 1984 года или бытовая зарисовка-коллаж «Сушка белья после коллективной стирки» этого же года.

 

 

Отметим, что в 2020 году завершилось расселение дома по адресу Академика Павлова, 5. После трагической кончины Алексей оставил квартиру-музей, которая хоть и небольшая, но вмещает весь пласт его творчества. Омичи даже выступали против разрушения дома, взамен предлагая реставрацию и превращение его в культурное пространство.

Трамвайная улица Серова до сих пор приковывает к себе внимание. Рядом с площадью есть две остановки: автобусная и трамвайная. Практичная первая позволяет людям в темпе большого города добираться до любых мест. Люди, ценящие момент, предпочитают тихий трамвай, поэтому яркие «сталинки» и красный омский трамвайчик ещё долго будут визитной карточкой этого места.

 

Автор: Мария Исаева

Фото: Александр Румянцев, Никита Богров

 


 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.