Вероника Круглова: «Титул чемпиона мира – не повод перестать соревноваться»

Дата публикации: 25.05.2023

Вероника Круглова – педагог, хореограф и увлечённый танцор. История её взлётов и падений – в буквальном смысле! – наводит на мысль о том, что порой имя действительно определяет судьбу человека: богиня победы благоволит тёзке. Ирландские танцы стали для Вероники не только одним из освоенных танцевальных направлений, но и главным мотиватором в жизни, ведь она начала заниматься ими, чтобы стать чемпионом мира. И преуспела в этом: она двукратный чемпион мира в спортивных ирландских танцах (2021, 2023) и чемпион мира в традиционных сетах (2023). Мы поговорили с ней о пути к цели, мире ирландских танцев и, конечно, о дальнейших планах.

 

– В первую очередь поздравляю тебя с победой! Ты достигла цели, которую ставила перед собой 10 лет назад. Знаю, что ты танцевала и до прихода в ирландские танцы. Расскажи, с чего начался этот путь.

– Спасибо! Всё началось, когда мне было девять: мама привела меня на танцы в Кировский Дом культуры. Каждое занятие приносило мне огромное удовольствие, и с годами я поняла, что хочу связать жизнь с танцами. Так и вышло: я стала не только танцором, но и получила образование хореографа.

 

 

– А как ты узнала об ирландских танцах и чем они привлекли тебя?

– С ирландскими танцами меня познакомила подруга. Она дала мне диск с записью шоу Майкла Флетли «Lord of the dance» – и я влюбилась в ирландский степ. Через какое-то время я узнала, что в Омске есть школы, но на занятия не пошла: учёба не позволяла. Но в 2013-м я наконец набралась смелости и пришла на первую тренировку.

 

Первые соревнования Вероники, 2014 г.

 

– Получается, ирландскими танцами ты занимаешься уже 10 лет! По твоему опыту: насколько они дóроги и травмоопасны относительно других направлений?

– Это достаточно дорого. Обувь, особенно для степа, стоит прилично, к тому же заказывают её только из Великобритании. Стоимость занятий, поездки, участие в соревнованиях (Прим. – Во всех соревнованиях в России участники платят оргвзнос), платья, стразы… Небюджетно! Как и любой другой вид танца, ирландские танцы травмоопасны. Необходимо соблюдать правильную технику, чтобы не навредить себе, однако никто не застрахован от случайностей.

 

– А что изменилось в ирландских танцах за это время?

– За 10 лет ирландский танец очень усложнился! Изменилась мода на движения и даже на костюмы. Раньше это было больше «про танцы», сейчас это больше «про спорт».

 

– Что бы ты сказала себе 10 лет или 5 лет назад? От каких ошибок предостерегла бы?

– Пять лет назад сказала бы: «Ты молодец, ты на верном пути!» – а потом добавила: «Иди к реабилитологу и меняй ортез каждый год!». (Смеётся.)

 

– Ответственно! А что насчёт волнения перед соревнованиями, стало ли сейчас его меньше? И вообще, когда волнуешься больше: когда выступаешь сама или когда танцуют твои воспитанницы?

– Волнуюсь я в обоих случаях, но это разное волнение. Хотя за моих девочек, наверно, я переживаю сильнее.

 

– Кстати о детях. И не только. В чемпионате в Ирландии участвовали не только дети и молодёжь, но и танцоры старше 40 лет. Есть ли вообще возрастные ограничения?

– Никаких возрастных ограничений нет. Мир ирландского танца открыт для всех!

 

– Здорово! Значит, никогда не поздно начать. А выезды и соревнования – это обязательная составляющая ирландских танцев? Можно ли танцевать просто для себя?

– Соревнования необязательны, всё зависит от амбиций танцора. Никто не запретит заниматься танцами для себя, чтобы привести тело в тонус, отвлечься от рабочей рутины или просто для души. Но, участвуя в соревнованиях, ты можешь оценить свой прогресс и, посмотрев, как танцуют другие, открыть для себя что-то новое.

 

2016 г.

 

Чемпионат Сибири по ирландским танцам, 2020 г.

 

Чемпионат Сибири по ирландским танцам, 2021 г.

 

– Получается, и рефлексия, и самообучение. Последний вопрос о соревнованиях, непростой. Мужчины в ирландских танцах: я неоднократно сталкивалась с мнением, что судьи часто пристрастны, делая выбор в их пользу. Как ты видишь соревнования в идеале: смешанными или раздельнополыми?

– Я за раздельные категории! Я считаю, что смешанные – это нечестно: мужчине чаще всего (не только в танцах) легче выиграть среди женщин. Да и судьям, я думаю, было бы проще судить отдельно женщин и отдельно мужчин.

 

– А сталкивалась ли с какими-то стереотипами об ирландских танцах?

– Разве что с фразой «Ирландские танцы – это там, где только ногами?», но она давно перешла в разряд мема. Больше не встречала!

 

– Танцор танцора видит издалека? Узнаешь ли в толпе своих?

– В толпе своих узнать сложно, если не знать в лицо. А вот на остановках часто узнавала по ногам, стоящих в пятой позиции. Сама раньше так делала!

 

 

– Давай подробнее поговорим о твоих главных победах. Расскажи о подготовке к чемпионату этого года и онлайн-чемпионату 2021-го. Что сейчас оказалось самым сложным: поставить хореографию или победить бюрократию, оформляя визу?

– С хореографией проблемы бывают редко, потому что у меня огромный опыт. В 2021-м сложность была одна: снять видео. Казалось бы, чего такого – нажми кнопку и танцуй! Но у процесса съёмки оказались свои правила: камера не должна перемещаться, только вращаться (как голова судьи, который сидит за столом), при этом танцору нужно оставаться в кадре с ног до головы. Не в каждом зале можно позволить себе такое! Да и танцевать перед камерой – это совсем другие ощущения. Мне было бы проще станцевать один раз на живом мировом чемпионате, чем десять дублей подряд – перед камерой. Собственно, так и вышло! (Смеётся.) А с получением визы никаких проблем не возникло, но переживала я сильно.

 

– А не было ли страха перед поездкой в Ирландию, что вас засудят из-за того, что вы из России?

– Скорее, волнительно ехать было потому, что это была моя первая поездка за границу. А то, что засудят?.. Абсолютно нет! Все танцоры выступают под номерами, никаких имён и стран. Тем более что я участвовала впервые, поэтому для европейских судей была новым лицом.

 


 

 

– И какие у тебя впечатления об Ирландии? Насколько я знаю, отдельным приключением стал английский местных жителей.

– Больше всего мне понравилось в Килларни, где проходил чемпионат. Там много зелени, поля с овечками, чистые узкие улицы, дома с цветными дверцами... Лимерик и Дублин – меньше. С английским у меня беда, а с их акцентом так вообще караул! Мне было тяжело что-то говорить, но понимать, что мне отвечают, – ещё сложнее! На помощь приходили товарищи-танцоры, которые дружат с английским.

 

– Могу представить! Расскажи о своих ощущениях, когда оглашали победителей? Во время получения первого кубка ты была на удивление неэмоциональна.

– Я была в шоке! Я-то была уверена, что буду второй! Эмоции были после, когда шок отступил и я сидела на кровати в отеле, держа кубок в руках.

 

Парад чемпионов. Килларни, 2023 г.

 

– А потом получила ещё один! Получается, в апреле этого года ты достигла вершины танцевальной карьеры – у тебя три чемпионских кубка. Трижды исполненная мечта! А что дальше? Нет ли страха «потеряться» в жизни или уже готова следующая мечта?

– Страх был. Первую неделю я только и думала о том, что будет дальше. Даже попробовала представить себя не танцующей! И поняла, что даже несмотря на титулы я ещё не готова заканчивать соревновательную карьеру. Но, возможно, теперь я буду меньше загоняться и переживать оттого, что что-то не получается. Ведь самое главное у меня получилось!

 


 

 

– Да! Твоя целеустремлённость – хороший мотиватор для начинающих танцоров. А даёт ли титул чемпиона мира что-то в работе?

– Именно это и даёт! Титул помогает мне мотивировать подопечных: «Хочешь стать чемпионом, как я? 50 джампов!». Шучу! (Смеётся.)

 

 

Строгий педагог

– Несколько лет назад ты пришла в педагогику, став тренером для молодых танцоров. Я уверена, что ты для них пример. Они видят твоё упорство и трудолюбие, но видят и то, что ты часто ездишь на соревнования с травмами. Ты даже в Ирландию отправилась с травмированной ногой! Но это твоя личная ответственность. А как тренер ты позволяешь детям выступать, не долечившись?

– Детям – нет. Вот станут они взрослыми тётями, тогда, если вдруг будет подобная ситуация, они сами будут оценивать свою способность или неспособность выступить с травмой. А я помогу, чем смогу.

 

– Вообще ты строгий педагог? Какие твои главные принципы?

– Достаточно строгий. Мои принципы: регулярные тренировки, пунктуальность и продуктивность. Ругаю за опоздания и прогулы, поскольку сама себе такого не позволяю. Исключения – если по болезни. И самое главное: нужно каждую тренировку ставить перед собой цель, которую можно решить за час: выучить кусок новой комбинации, отработать точность элемента, ликвидировать какую-то ошибку и так далее – и посвятить её достижению этот час.

 

– Хорошая методика! А что для тебя как для педагога самое сложное?

– Когда ожидания не совпадают с реальностью!

 

– Расскажи, что могут дать ребёнку ирландские танцы в отличие от других танцевальных направлений?

– Сильное тело, красивую осанку, спортивный характер, а самое главное – ощущение «ты не такой, как все», потому что нас, таких классных, меньше, чем других спортсменов! (Смеётся.)

 

 

– Звучит заманчиво! А что привнесли ирландские танцы в твою жизнь помимо этого?

– Поездки на соревнования в другие города и много новых знакомств. А ещё танцы закалили мой характер, ведь раньше я не была такой упёртой и пробивной!

 

Традиционные для «птиц» фото с иногородних соревнований. Казань, 2022 г.

 

Ирландия, 2023 г.

 

– Вот об этом как раз мой следующий вопрос. Танцы, как и спорт, требуют дисциплины, выносливости и большого труда. Особенно от детей. И часто они бросают занятия, если им не хватает чего-то. Как ты думаешь, чего именно: мотивации, поддержки педагога, интереса родителей?

– Каждый случай индивидуален. Причин бросить спорт множество: надоело, появились другие интересы; отсутствие амбиций, травма… И ещё это решение сильно зависит от возраста! Но те, кто действительно хочет остаться, ищут возможности. Я предпочитаю продолжать работу с теми, кто хочет танцевать, а тех, кто планирует уйти, не отговариваю.

 

– А что делаешь, если видишь, что ребёнок занимается, но результаты ухудшаются?

– Буду выяснять причину! Это может быть просто плохое самочувствие, а может быть сильная боль или внутренние переживания.

 

– А было ли такое, что к тебе приходил ребёнок, заинтересовавшийся ирландскими танцами, а тебе пришлось отказать ему по каким-то причинам?

– Да, было, когда мы не смогли состыковать рабочий график.

 

 

Мечты и мотивация

– Что сильнее всего тебя мотивирует в танцах и было ли что-то, из-за чего хотелось всё бросить?

– Чтобы хотелось бросить – нет! А мотивирует желание учиться новому. Я вечно в поиске новых элементов и их сочетаний, и даже придумываю их сама. Это увлекательно!

 

– Танцы – это вся твоя жизнь или есть и другие серьёзные увлечения?

– Танцы – моё самое серьезное увлечение в жизни! И вместе с работой они занимают 80 % моего времени.

 

– А есть ли тогда место мечтам, не связанным с танцами?

– Есть, мы придумали одну с подругами: в старости переехать в Турцию! (Смеётся.)

 

– Если бы не ирландские танцы, то что?

– Я бы всё равно связала жизнь с танцами, потому что, ещё будучи подростком, хотела быть хореографом!

 

 

– А как близкие относятся к твоему увлечению? Не пытались ли они, зная о травмах, отговорить от танцев?

– Они переживают за меня. И, конечно, отговаривали, когда травма стала повторяться. А кто не стал бы?

 

– Согласна, это естественная реакция, когда переживаешь за человека. И последний вопрос: ты побывала во многих городах России – не появилось ли желания переехать? Или же возвращение в Омск после соревнований – всегда долгожданный момент?

– Мне нравится в Новосибирске, но Омск всё-таки сердцу ближе, и всегда очень приятно возвращаться домой.

 

Беседовала Анна Подоляк.

Фото из личного архива Вероники Кругловой.

 


 

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.