Дата публикации: 24.04.2021
Генеральный директор Третьяковской галереи и известнейший российский искусствовед, Зельфира Трегулова рассказала в ютьюб-шоу «Скажи Гордеевой» (выпускает издание "Медуза", признанное российскими властями иностранным агентом) о том, что на выставку Врубеля в Третьяковке привезут картины из омского музея.
«Мы делаем осенью выставку Врубеля <…> и её мы не передвигаем. Мы передвигаем другие
выставочные проекты – они как бы обтекают непоколебимого Врубеля и переносятся уже на двадцать второй год. Сейчас мы будем привозить работы Врубеля со всей России, включая совершенно замечательную работу, которая хранится в Омске, городе, где Врубель родился. И она (выставка) откроет, как мне кажется другого художника, другого Врубеля», сказала Зельфира Трегулова.
В Омском областном музее изобразительных искусств хранится триптих Врубеля «Цветы».
История этой работы замечательна. В 1892 году для Елизаветы Дункер, дочери российского предпринимателя и коллекционера Дмитрия Боткина по проекту известного московского архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова на Поварской улице возводится особняк, совмещавший в себе элементы ампира, барокко и неоренессанса. Внутренняя отделка также была необычна – мраморная лестница в духе Антонио Палладио, деревянная отделка, стилизованная в духе итальянского Возрождения, готический кабинет с английским камином. В доме были водяное отопление, электричество и лифт для спуска в подвал (сам особняк, кстати одноэтажный).
Летом 1893 года Михаил Врубель писал сестре: «Я получил довольно большой заказ: написать на холстах три панно и плафон на лестницу (дома) Дункер, женатого на дочери известного коллекционера Дмитрия Петровича Боткина, работа тысячи на полторы, что-нибудь относящееся к эпохе Ренессанс и совершенно на мое усмотрение».
Однако написанные им панно «Суд Париса», «Венеция» и «Испания» заказчикам не понравились. И тогда Врубель пишет новую композицию из живописных панно: двух круглых – «Розы и лилии», «Жёлтые розы» и большого центрального – «Хризантемы».
Розы и лилии, 1894 г.
Жёлтые розы, 1894 г.
Хризантемы, 1894 г.
С 1894 года работы украшали потолок над парадной лестницей особняка. Незадолго до революции плафоны оказались в собрании Рябушинских. После революции и реквизирования имущества у Рябушинских панно были направлены в Государственный музейный фонд, а в 1927 году их передали в Омск.