Дата публикации: 5.05.2021
«Трамплин» продолжает рассказывать вам об интересных призваниях омичей. Чуть ранее о них рассказывали фокусник и тренер тхэквондо. Героем сегодняшнего выпуска стала Татьяна Чехова. Омичка называет себя мастером по металлу, также является членом Гильдии Кузнецов России. Работы Татьяны украшали городскую «Флору», а ручная обработка (которой мастерица и занимается) является редкостью. В статье героиня рассказала о том, как началось её увлечение ковкой, и как оно переросло в дело жизни. Мы не могли не задать вопросы о стереотипах, с которыми пришлось столкнуться Татьяне, а также о том, какие подарки получают друзья кузнеца.
– Татьяна, расскажите, пожалуйста, в чем заключается ваша работа? Каков путь от идеи до готового изделия.
– На этот вопрос нет однозначного ответа. Работа кузнеца многогранна. Если предположить, что клиент уже есть, он понимает, какое именно изделие должно получиться, тогда идёт проработка эскиза, отрисовка чертежа, проработка стадий изготовления изделия, деталировка, изготовление образцов.
Далее включается режим «снабженца»: мониторинг цен на металл, расходники, покраску и т.д. и т.п., закупка и доставка всего этого. Дальше – непосредственно работа с металлом (резка, шлифовка, торцевание, гибка, вырезка плазмой, сварка, снова шлифовка, и т.д. и т.п.).
Следующий этап – подготовка к покраске и сама покраска, потом – доставка и установка. Подчеркну ещё раз – это очень упрощенная схема моей работы, ведь нюансов очень много.
Если говорить об изделиях, которые я делаю для души, то история совсем другая. Идеи идут от природы. Цветы из металла я стараюсь сделать максимально приближенными к естественным цветам. Вы знали, что шипы у розы остриём направлены вниз? Многие кузнецы делают ошибку в этом моменте.
Идею изделия я могу увидеть в простом куске металла на металлоприёмке. Просто складывается образ. Сейчас в голове образ головы тигра... Скорее всего, это будет герб с подсветкой. Первый этап – нарисовать эскиз, второй – сделать шаблон из картона, перевести на металл, вырезать, отшлифовать, просверлить все слои, собрать на шпильки, сделать рамку... Эх, в словах весь процесс так коротко выглядит :) В действительности эта работа займёт больше месяца.
– Как вы пришли в эту профессию?
– Всегда творила или вытворяла. Вязание крючком, лепка из солёного теста, шитьё, текстильные куклы. Всё это было хобби, фон к основной работе. В один момент в гипермаркет, где я счастливо гробила свою жизнь на протяжении семи лет, пришёл новый директор, с которым мы, мягко говоря, «не сошлись характерами». Реалии жизни — меня уволили.
На социальной ярмарке вакансий познакомилась с кузнецом. Приехала на производство. Железо, огонь, искры, запах, звук – всё интересно. Как из куска металла делают вот такую красоту?
– Как быстро вы освоили новое дело?
– Физически к любой работе можно приспособиться довольно быстро. А вот учиться работать с металлом нужно и можно всю жизнь. Тяжело брать ответственность на себя. Когда работаешь на кого-то, то не задумываешься о таких мелочах, как температура в помещении, обеспечение материалами, обустройство рабочего места. Не имеешь ответственности за конечный результат.
– Как вы обучаетесь? Путем проб и ошибок, или есть какие-то ещё способы? Не бывает жалко материал, который расходуется, когда учитесь чему-то новому?
– Обучение, можно сказать, «полевое». Смотрю, как делают мои коллеги, много беру из интернета, что-то додумываю сама. Очень помогает общение с кузнецами, такими же, как и я, состоящими в Гильдии Кузнецов России. Очень живое и познавательное общение с кузнецами всей страны. Ошибки конечно совершаю, но «на ошибках учатся». Вообще в изготовлении изделий на заказ ошибки недопустимы. Поэтому прежде, чем начинать изготовление, просчитываются все этапы. А вот когда делаю что-то для души – вот тут можно экспериментировать. Тем более материал для экспериментов всегда можно найти в куче металлолома.
– Давно вы работаете мастером по металлу? Как пандемия повлияла на работу?
– Мастером по металлу я работаю около 5 лет. Пандемия достаточно серьезно повлияла на работу. Отодвинулись сроки изготовления тех заказов, которые были на момент объявления самоизоляции. Новые заказы не появились. Зато появилось время для разработки стратегий движения вперёд и вверх. Много читала-смотрела-планировала. Много эскизов нарисовала, которые использовала в дальнейшей работе.
– Вы считаете свою профессию редкой и необычной?
– Да. Ручная обработка металла (не ширпотреб) редкость. Впрочем, как и ручная обработка древесины, стекла, камня, кости... Не могу сказать, что эти профессии вымирают. Скорее, они переходят в новую стадию развития. К великому сожалению стало трудно найти тех, кому можно передать своё мастерство, кто так же, как и я, будет «жить» металлом и наслаждаться процессом создания красивого изделия из ржавой железки.
– Вы сталкивались со стереотипом, что ваша работа – мужская?
– Конечно, сталкивалась. И до сих пор сталкиваюсь. Очень часто меня пытаются уличить во лжи, в том, что это не мои работы. Часто меня принимают за дизайнера-художника-продажника. Особенно мужчины :) Не верят, что женщина может работать с металлом. А почему нет? В России несколько талантливейших женщин, посвятивших себя именно металлу: Ольга Стенно, Татьяна Камаева, Елизавета из Ярославля....
Раньше моя реакция на неприятие меня как мастера бесила. Приходилось тратить душевную энергию на то, чтобы доказать – я могу! А потом поняла, что не надо доказывать. Радует реакция коллег. Те, кто работает рядом, никогда не откажут в помощи и сами придут за советом, поддержат в идеях и работе.
Предрассудки всё равно остаются. Как бы мне ни хотелось стоять наравне со всеми в строю коллег-мужчин, я всё равно выгляжу «белой вороной».
– Вы планируете расширяться? Брать учеников?
– «Расширение» не совсем то, о чём мы думаем. На данный момент идёт централизация кузнечного мастерства посредством Гильдии Кузнецов России. Это не просто, не быстро, но очень масштабно. Один из этапов работы – создание профессиональной школы кузнечного искусства. Практические базы обучения будут располагаться во многих городах России. Большая вероятность, что один из таких «кузнечных классов» будет в Омске.
– Классно! А мы можем повлиять на появление класса в Омске? Допустим, оглаской, подготовкой кадров, работой над грантами, поиском спонсирования.
Не хотелось Вас огорчать, но... По моему личному опыту – огласка не даёт результата (пример: в 2019 году в Симферополе кузнецами Гильдии была создана 12-метровая карта России. Кузнецы из 85 регионов создавали кусочек своей родины, потом всё это собиралось воедино. К сожалению, администрация Омска, депутаты, меценаты, спонсоры посчитали, что всё это нерентабельно и не нужно. Поэтому Омская область была создана, отправлена и смонтирована за мои личные средства)
Так же произошло и с омской «Флорой» в 2018 году. Я выставляла свою чашу с лилиями только на свои средства.
– Откуда ваши заказчики? Омичи, федералы, бывали заказы из других стран?
– В общей массе заказчики приходят по «сарафанному радио». На данный момент работа идёт на Россию, но надежда работать на земной шар остаётся!
– Есть в Омске или России места, где можно обучиться мастерству работы с металлом?
Санкт-Петербург, СПбГХПА (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). В Омске пока официального места обучения работы с металлом нет, можно учиться только в частном порядке.
– Вам не приходилось дарить свои изделия друзьям и близким?
– Постоянно дарю! :)
– Приглашали их в мастерскую? Как семья относится к вашей работе, как изначально восприняли новость о смене деятельности?
– На производстве мало кто был, там и смотреть особо нечего. Все изделия делаются под заказ, и сразу после изготовления покидают нашу территорию. Были мысли о создании обрядовой кузни.
С древних времён кузнец был не только мастеровым, но и лекарем-врачевателем, и свадебные обряды проводил и нечисть отпугивал. Есть обряд на связь с любимым человеком, есть обряд на излечение, есть обряд на богатый дом. Много желающих, но пока мало возможностей, хотя очень хочется. Много мужчин хотят просто ударить по наковальне, сделать своими руками подкову, розу.
Семья смирилась с моей профессией, да у них и других вариантов не было.
– Можете дать нашим читателям напоследок слова напутствия?
– Слова напутствия? Дерзайте, мир любит дерзких! Не бойтесь, страх иллюзорен! Любите и вас полюбят!
Напоминаем, что если Вам нравится «Трамплин» и наши материалы, то вы можете поддержать проект. Это можно сделать буквально в пару кликов. Все подробности ниже.