Дата публикации: 25.06.2021
Мы уже писали ранее о новой выставке в омском метропереходе “Прибытие поезда. Станция “Омск”. После её открытия мы взяли интервью у посетителей и художественного руководителя “Проекта М” Елены Треуголки.
Гостей мы спросили, как им выставка, что запомнилось больше всего и как они думают, будут ли акты вандализма.
Кристина, ветеринар, и Михаил, программист:
Нам нравится современное искусство и история Омска, очень увлекает. Здесь много любопытного, и современности, и исторические моменты. Особенно старые фотографии Омска нам очень понравились. Очень интересно сравнивать, как сейчас выглядит место, и как было раньше. Больше всего запомнилась фотография вокзала, мы не узнали его. Из художников знаем только одного - Марата Абишева. Нам кажется нужно больше фотографий, а текст чтобы был доступен по QR-коду. А вообще очень классно, что есть такие выставки. Вандалы, конечно будут, как без них? Каждый хочет внести вклад. Здесь же до этого были другие выставки, вмешательство уже было.
Андрей и Ольга, музыканты:
Останавливает сразу ощущение временнОго потока, есть возможность погрузиться в интересные события города Омска, во времена, когда ещё шло строительство железной дороги. Вот еще что интересно: сколько раз проезжали мимо Транспортной Академии, никогда не знали, что за статуи её украшают. Так впечатляет, когда ты не просто что-то видишь, а погружаешься в какую-то информационную среду, понимаешь, что это означает. Это, конечно же, некая история, которая остается внутри и наполняет какой-то значимостью. Интересна концепция связи времен. Интересно, что такое стрелка, символом чего она является. Ощущаешь себя не только здесь, а одновременно в прошлом, в настоящем и ещё где-то в будущем. Очень интересен взгляд молодых художников, которые видят все три времени сразу. Очень здорово, что такие проекты существуют, потому что без них это можно увидеть только на картинках, а тут взгляд молодых людей, которые видят это по своему и можно сказать, погружают в какую-то атмосферу, здорово. Очень важно, что, несмотря на политические веяния, движения, именно они направляют общее течение. Мы думаем, что именно они поведут за собой, рано или поздно. И вообще это как-то трогает, когда ты узнаешь историю, всё становится ещё более родным, начинаешь ценить это, это важно. В этом пространстве ты корнями уходишь в землю. Можно сравнить это с тем, как археологи находят какие-то интересные артефакты, берут их в руки и ощущают связь времён. И главное не утерять это ощущение времени, потому что в современном мире многое теряется, вообще во всём, всё обезличивается. Можно уйти очень далеко и потерять ощущение ценности. А здесь это сохраняется. Большое спасибо ребятам.
Иван, Аня, Юля, Полина, Вика. Актеры Лицейского драматического театра, третьей студии:
Очень круто! Прям интересно наблюдать за этим всем. Выставка очень интересная, очень необычная, нам очень понравилось. Классные инсталляции. Есть возможность погрузиться в искусство без музеев, просто на ходу. Больше всего понравились портреты художников, и леопард Лены Шапарь. Текст совсем не лишний, когда никуда не торопишься, можно прям остановиться и читать, читать, очень интересно. Вандалы, мы думаем, нападать не будут, рука не поднимется. Хотя, может единичные люди случаи будут, такие люди гонятся за вниманием, но не понимают, что они себя же загоняют в угол.
Ольга, пиарщик, Кирилл, IT:
Очень интересно, есть, что посмотреть, узнать что-то новое об истории Омска и приобрести визуальный опыт какой-то необычный. Раньше такого в Омске не было. Больше всего запомнились четыре богини железной дороги и факт о том, что художник лепил их на двадцатиметровой высоте. И работа “Проводник” Алены Шапарь и Димы Трайпа, она такая современная, как рисуют стрит-арт на улицах. Плюс она как будто отсылает к Индии, этот третий глаз, в неё вложен какой-то интересный смысл. Жалко, что портреты художников не подписаны, хотелось бы знать, кто есть кто. Самая яркая эмоция от этой выставки - удивление. А ещё хотелось бы текст как-то обыграть, он ведь тоже может быть частью художественной работы. Было бы здорово, если бы каждый художник добавил какое-то своё видение текста, может быть, сделать его на фоне рисунка, или какие-то маленькие картинки, поиграл с шрифтами, нам кажется было было бы интересно. А что касается вандалов, нам кажется, здесь так и задумано, чтобы они вандалили, например один вагон на стене полностью белый, как будто на нём можно рисовать. Спасибо ребятам, спасибо всем, кто причастен к этой выставке.
Елена Треуголка. Художественный руководитель выставки:
Как долго продлится выставка?
Планируется, что «Прибытие поезда» продлится до октября-ноября. Следующая выставка по плану начнётся в ноябре.
Как появилась тематика выставки?
В воздухе витал такой вопрос. Мы сделали выставку о садах и птицах. Все думали, что мы будем такие природные, а тут вдруг про железную дорогу. На самом деле у нас просто исторические темы. В планах поговорить о промышленности, нефти, андеграунде, космосе. Мы возьмём основные вехи не только исторического Омска, но и в целом важные элементы городов. После «Путей миграции» для нас было логично взять железную дорогу. Здесь есть какие-то общие линии, пересечения. На первых выставках мы рассуждали: стоит ли покинуть Омск, и сделали вывод: и уехать, и остаться — это нормально, поэтому решили поговорить о ЖД. Не скажу, какую мы тему выберем дальше, но для нас она логично будет обоснована.
На выставке шесть иногородних художников. Как удаётся с ними взаимодействовать и привлекать сюда новые таланты из других городов?
Мы рассказываем про свой проект. С некоторыми художниками я знакома. Мы следим за фестивалями, где можно найти новые лица. У меня много опыта, много насмотренности. Вообще, мы смотрим и на иностранных художников, мало ли, может сможем кого-то, но не будем зарекаться. В большинстве художники откликаются. Дальше идет отбор, кто может рефлексировать на определенную тему. Не все готовы менять свой стиль ради темы выставки.
Это коммерческий заказ для художников?
Мы им оплачиваем материалы, трансфер и гостиницу. Гонорар за работу у нас не предусмотрен, но художники могут оставить все оставшиеся материалы себе. Мы даже просим закладывать лишние, чтобы нам было проще всё закупать. Надеемся, что художники в том числе отлично проводят здесь время.
Вы из Екатеринбурга, где очень развит стрит-арт. Как-то влияет на Вас родина при создании выставки?
На самом деле да. Я очень много отталкиваюсь от мысли об «Уральской биеннале». Она для меня является некоторым эталоном. Я считаю, что на Урале самая крутая биеннале, но стрит-арт здесь появился не потому. Вторая выставка дала жару. Было очень много объема и слишком много разрушений. Нам было очень тяжело. Мы решили, пусть в этот раз будет стрит-арт. Все бюсты тогда восстанавливали по два раза. Мы всё восстанавливаем, но для организаторов, метро уже второй дом, поэтому эмоционально это очень тяжело.
Я сейчас наблюдал, как люди взаимодействуют с навесными рельсами на потолке, рукой стараются провести — это прикольно.
Да, у нас есть тактильные экспонаты. Изначально они закладывались как объекты для незрячих людей. Тут таких много проходит в библиотеку им. Пушкина. У нас вначале возникал конфликт с ними. Раньше здесь стояли крупные объекты, а они идут по стеночке, им было неудобно. Поэтому мы решили отказаться от некоторых объектов и сделать дополнительные стенды для них. Мы планируем провести отдельную экскурсию для незрячих, чтобы рассказать где что расположено. Поэтому часы и рельсы можно трогать, главное не отрывать.
Команда проекта ни раз говорила, что изначально есть понимания риска того, что будет что-то сломано. Тогда почему это такой большой удар, если вы были к этому готовы?
К этому невозможно полностью подготовиться из-за эмоциональной привязки. Если бы нам было всё равно, это одно. Тут мы сами лично переживаем, приезжаем и восстанавливаем. Для каждого из организаторов это очень болезненная тема. Мы на защите проекта в Москве говорили о безопасности экспонатов. У нас даже спрашивали «Зачем вам антивандальные короба?», а мы говорили, что это переход в Омске, и тут всё сломают. Понятно, что большинство ничего не бьют, но всё равно такие случаи бывают по ночам. Очень сложно к этому подготовиться. Каждый раз это неожиданно, и мы каждый раз надеемся, что ничего не сломают.
Но когда у девушки цветочек на прошлой выставке нарисовали, как это можно назвать: вандализм или преобразование?
Рада, что там цветочек нарисовали, а не кое-что другое (смеётся). Это странно — почему вообще что-то было дорисовано? Мы вначале злились, но потом подумали, что это же уличные работы и в любой момент с ними может что-то случиться. Мы каждого художника к этому подготавливаем. Были некоторые моменты с острой реакцией на вандализм от художников, но сейчас это все понимают. Тут много художников, которые и так рисуют на улице. Они понимают, что их работу в любой момент могут закрасить и наше место, к сожалению, тут не исключение.
Здесь нарисованы четыре статуи античных девушек. В оригинале это обнаженные фигуры, а тут у них дорисована одежда. Почему выбрали такое решение?
Мы называем их «грации». Это был некий компромисс. У нас выставка «0+». Зная настроения некоторых прохожих ночью, мы решили просто не искушать. Изначально это был ценз, но все понимают, что в первую ночь им могли бы нарисовать. Это были бы уже не цветы. Мы просто оградить всех от этих мыслей после нашего годовалого опыта.
Есть ли уже какие-то планы, как «перепрыгнуть» заданную себе планку этой выставкой?
Есть очень крутые идеи, я пока не скажу. Но если всё получится, то следующая выставка будет настолько другая, что прям вообще. Будем пробовать.
Сегодня тут играла музыка в самом центре перехода. Я вспомнил идею о появлении здесь какого-то андеграунд клуба, прямо на платформе. Вы не пробовали туда попасть и там что-то сделать?
Это было бы классно. Надеюсь, мы выйдем туда когда-нибудь, и изначально это планировалось. Но пока нас не пускают. Как я понимаю, её пока не законсервировали полностью. Всё это время у нас идут переговоры. Это важный стратегический объект, который принадлежит области. Здесь долгая бюрократия. Чтобы здесь проводить мероприятия - нужно подать заявление в МВД. Но по крайней мере, руководство метро дружат с нами. Я думаю, у нас многое получится.
После реализации проекта мы будем пробовать продолжать это дело, чтобы место продолжало жить. Мы должны сделать еще 3 выставки, а потом будем искать финансирование. Думаем, сначала попробуем подать на грант. Даже если мы не сможем продолжать делать выставки, мы хотим найти подходящих для этого людей. Главное, чтобы им было не всё равно на это место, как не всё равно нам.
Через интернет
Банковской картой или другими способами онлайн
Через банк
Распечатать квитанцию и оплатить в любом банке
Скачайте и распечатайте квитанцию, заполнте необходимые поля и оплатите ее в любом банке
Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты
распечатать квитанциюПочему нужно поддерживать «Трамплин»
Все платежи осуществляются через Альфа-банк