Дата публикации: 4.08.2021
Его настоящая фамилия — Грызов — принадлежала военной династии. Биография поэта прочно связана с тремя городами: Омск, Харбин и Новосибирск. Я хочу последовательно раскрыть для вас этого автора, показать его стихи и ответить на вопрос: зачем нам знать о его судьбе и зачем нам его поэзия?
Путь воина
Николай Гумилёв отмечал, что биография поэта важна не меньше, чем его поэзия. Сослаться на Гумилёва здесь очень уместно, потому что это был один из любимых авторов Алексея Алексеевича и его соратников. Жизнеописание Ачаира такое занятное — и красивое, и драматичное — что изучать его можно долго и с большим увлечением.
Родился он в семье военных и изначально был пристроен в Омский Кадетский корпус. Его Алексей закончил с золотой медалью, но позже захотел выучиться на инженера в Москве. В Омск нашего героя возвращают революционные события и Гражданская война. Ачаир без колебаний принял сторону белых и показал себя храбрым воином. С середины 1918 года он состоял рядовым-добровольцем в пулемётной команде партизанского отряда казацкого атамана.
Военный путь Алексея ознаменован не только Омском, но и Красноярском и Владивостоком. Был контужен, тяжело переболел тифом, отморозил правую ступню. И, перенося все страдания, был даже удостоен Георгиевского креста. В октябре 1922 года после занятия Владивостока красными, пешком ушёл через границу в Корею, а оттуда в китайский город Харбин — центр русской эмигрировавшей интеллигенции.
Путь поэта
Каким Алесей запомнился жителям Харбина? Все поражались, как этот тонкий поэт, музыкант, яркий лидер творческого объединения мог быть военным. Внешность его не отражала ни его прежних тяжёлых лет, ни его наследственности.
М. Волин, один из участников творческого объединения «Молодая чураевка», которое во многом держалась на харизме Алексея Грызова-Ачаира, вспоминает: «Внешность его никак не соответствовала происхождению. Тонкий в кости, изящный, с золотой шапкой вьющихся волос, хороший пианист, он скорее походил на рафинированного эстета петербургских гостиных, чем на сибирского казака». И таких воспоминний осталось множество: его окружение запомнило златовласого скромного мужчину в строгом костюме, собирающего всех вокруг себя.
Ачаир развивал доселе популярный жанр мелодекламации. Он читал свои стихи под звуки рояля. Говорят, что однажды он приехал в китайский город Нанкин в один день с Вертинским и был даже лучше принят зрителями. Но документальных подтверждений этому не сохранилось. Однако зачастую легенды бывают правдивее самых точных фактов.
Он был настоящей звездой крупного объединения «Молодая чураевка» и за несколько лет смог собрать вокруг себя большую часть творческих людей Харбина. Но что было потом? 1945 год. Кому — победа, Ачаиру — арест, лагеря. Спустя 10 лет был освобождён и устроен учителем музыки в новосибирскую школу. И там, тоже создав большой детский хор и вдохновив несколько сотен детей на занятия творчеством, он умирает спустя 5 лет. Его не стало в 1960 году. Сердечный приступ застал поэта прямо на лестнице, ведущей в школу.
О чём его стихи?
Два ключевых направления в творчестве Ачаира — духовность и эмигрантский патриотизм. В наши дни это может прозвучать пошло, но то были особенные времена. Быть патриотом, будучи выдавленным из родных сторон. Тоска по «утраченной Руси» и стремление обрести её вновь.
Сложно выбрать одно стихотворение на эту тему — петь о потерянной родине у Ачаира получалось по-настоящему проникновенно. Пусть это будут фрагменты из текста «Обретённая Русь»:
Сибирские пашни…
Кремлевские башни…
И знойный в песках Туркестан…
Над русской равниной призыв журавлиный…
А сердце твердит: — Перестань!
Зачем себя мучить?..
Теперь твоя участь —
мир весь твой велик и богат.
С тобою в котомке —
родные обломки,
будь этому малому рад.
<…>
свободнее зверя,
надеюсь и верю —
в Россию, во веки веков.
И радуюсь звонко,
и плачу я горько,
и сердцем восторженно рвусь
к тебе, мое солнце,
к тебе, моя зорька,
в миру обретенная Русь!
И фрагменты из стихотворения «Вселенская Русь»:
Нас буря кидала, нас море качало,
бросало в провалы, взносило на гребни.
Не зная покоя, ни сна, ни причала, —
мы глохли, немели, мы бились и слепли.
<…>
мы, дети Сибири, мы, стражи Памира, —
кто Родину в сердце и в мире отнимет?
Пусть буря кидала, пусть море качало,
кричало, гудело, свистело и выло.
Мы знаем одно только слово: начало,
а в душах живет схороненное: было.
Духовность вопреки. Вопреки новым спорам и гонениям, вопреки мировоззрению «религия — опиум для народа». Голос, необходимый не потерявшим веру. Стихов о боге у Ачаира много, но я хотела бы привести фрагмент из стихотворения «Пасха» — оно нравится мне своей музыкальностью:
Апрельская свежесть.
Прохлада и нежность.
И светлые лица.
Какое вниманье,
какое волненье,
величье какое…
Застывшие капли
душистого воска
на теплых перчатках…
Но есть и ещё одна тема, раскрытая в его стихах. Какой поэт, прошедший боевые действия, не напишет об ужасах войны? И сделает это всегда проникновенно. Самым ярким стихотворением на эту тему мне видится «Молитва»:
Прошептал: «Нету силы, милый!..»
И навеки закрыл глаза.
А глаза — восковые дыры,
И на них — как печать — роса…
В остывающем тихо трупе
Где-то билась жизнь, глубоко…
Ах, кто крепко и верно любит —
Знать тому уйти не легко.
Я ушел одинокий, нищий,
Словно счастье свое убил,
На суровом бросив кладбище
Дорогую из всех могил…
Пролетели года, тускнели…
Божий мир — без края — велик…
Но прошептанный — диким зельем —
Разгорелся, как пламя, крик:
«Нету сил, нету силы, милый!..»
И, как дыры, глядят глаза,
На руках багровеют жилы,
И на них — как печать — роса…
Исследователи отмечают, что безусловно именно Сибирь стала отправной точкой поэзии Ачаира. Не только из-за биографии автора и его псевдонима, но и ввиду «казацкой» тематики некоторых его текстов. Вот красивый фрагмент из стихотворения «Коней седлали»:
Коней седлают. Утром рано
мы выступаем. Приготовь
себя к разлуке. Точно рана —
кровоточащая любовь.
Что особенного?
Может быть, по прочтении это материала у вас остался такой вопрос. Складные стихи на актуальные тогда темы, довольно привычная биография того времени: война, эмиграция, лагеря. Но в этом и весь интерес.
Подумайте только об этом мальчике, закончившем Кадетский корпус с золотой медалью. Об этом парне, защищающем свою родину — царскую Россию. Об этом мужчине, травмированном военном, непринужденно исполняющем свои стихи под звуки рояля. Сколько таких умелых и талантливых людей задавила машина революции, машина войны, машина лагерей?
Откуда нам знать. Но у них есть голос. Например, голос Алексея Ачаира.
Автор: Екатерина Овчинникова.
Также читайте авторские материалы Екатерины об Антоне Сорокине и Роберте Рождественском.
Источники изображений
Адмирал Александр Колчак обходит строй солдат. 1919.
Поэты в Харбине, 1930 год. Источник: Выставочный зал Федеральных архивов, Общественное достояние
Никольский собор Русской православной церкви в Харбине в 1925 году.
Через интернет
Банковской картой или другими способами онлайн
Через банк
Распечатать квитанцию и оплатить в любом банке
Скачайте и распечатайте квитанцию, заполнте необходимые поля и оплатите ее в любом банке
Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты
распечатать квитанциюПочему нужно поддерживать «Трамплин»
Все платежи осуществляются через Альфа-банк