Автофикшн-спектакль Пятого театра покажут на фестивале актуального театра

Дата публикации: 19.10.2021

Мы уже писали про автофикшн, когда рассказывали о лекции Ивана Демидкина в Пятом театре. Если коротко, автофикшн — это жанр, образовавшийся на пересечении нескольких направлений: автобиография, дневниковые заметки, мемуары, эссе, документальный жанр. Термин предложил французский писатель Серж Дубровский: «автофикшн — это вымысел абсолютно достоверных событий и фактов».

В экспериментальном «Пространстве 25» Пятого театра идёт постановка автора и режиссёра омского происхождения Артёма Томилова, под незатейливым название  «Артём Томилов», которая сейчас отправилась на фестиваль актуального театра «Хаос» в Новосибирск, где будет показана 24 октября.

Мы видим на сцене 13 очень разных персонажей обоих полов, видим всех сразу, они разговаривают между собой и кажется даже, что спектакль уже идёт. Но потом появляется режиссёр и объявляет начало спектакля. Актёры читают монологи, один дочитал, второй начинает, уже с первого-второго монолога мы понимаем, что все эти люди по сути один человек, они все читают за Артёма Томилова. Его воспоминания, ощущения, впечатления озвучены самыми разными людьми, мужчинами и женщинами разных возрастов, разных внешне, и всё это совершенно органично. Сюжетной линии в автофикшн-спектакле нет, но всё крутится вокруг написания автором этого произведения. Это первый акт.

Во втором акте актёры предстают в более сумасшедших нарядах и читают совсем по другому, с использованием различных приёмов: белый стих, театр жестокости Антонена Арто, классицистский французский театр 19-го века, стендап, говорящий друг из носка на руке, — всё это сменяет друг друга, актеры смеются и плачут, создаётся такое слегка безумное действо.

У меня после увиденного было ощущения, что я просто проговорила с Артёмом на кухне всю ночь.

Я задала автору несколько вопросов.

 — Как пришла идея написать произведение в жанре автофикшн, и тут же его самому и поставить?

— Во-первых я много работаю с автобиографичностью как таковой, например, когда занимаюсь перформансами, где в принципе всё направлено на материал твоего бытия и язык строится из этого. Но так как здесь драматический театр, то тут использованы привычные нам методы в том числе. И когда я понял, что это может быть соединено, это может быть забавным, то родился импульс, который вдруг совпал с Катей Кулаковой (замдиректора Пятого театра, прим. ред.). И на самом деле это реально совпадение вещей, развивалась площадка («пространство 25», прим. ред.) и тут я со своим импульсом, который я буквально публично сначала озвучил в фейсбуке. Катя прочитала и поняла, что это может сейчас соединиться, и заработал азарт просто. Иногда тебя ведёт что-то, что можно назвать энергией оригинальности, идея, которая может быть воплощена и хочется проверить, что будет, если её воплотить. Это совпало с разными переменами в моей жизни, я как раз хотел попасть в Омск для того, чтобы их подкрепить. И вот это всё со всех сторон сошлось органично в одной точке, так бывает. Плюс я могу эти вещи самостоятельно уже на данный момент жизни в профессии сводить и находить возможности такие идеи реализовывать. Спектакль «Артём Томилов» это и драматический спектакль, который может посмотреть вообще незнакомый мне человек, который  будет просто ухватывать там какую-то архитипичную историю для себя. В то же время это и перформанс, потому что это спектакль, который обладает некой своей мифологией внутри общего театрально пространства в России, которое задаёт вопрос, а как ещё можно делать проекты? Что такое документальность, например? Вот мы берём автофикшн, который в литературе известен, популярен давно и оказалось, что в театре тоже может быть интересен. 

— Смотрите когда спектакль, чувствуете, что это эти 13 человек это вы? Есть ощущение связи какое-то?

— Есть, конечно, эта связь неминуема. Но в целом я всё равно уже отношусь к этому как к спектаклю, как к герою. Это не может быть по-другому, потому что применены инструменты, там есть развитие, я уже вижу путь героя, его рассказ. Я смотрю на него уже со стороны. Плюс, я же приезжаю, чтобы давать спектаклю толчок, чтобы он развивался дальше, потому что этот спектакль является неким сюрпризом, даже с точки зрения технологии, того, как его нужно делать. И для того, чтобы он устоялся, чтобы команда могла делать это сама, нужно, чтобы ещё какое-то количество раз это произошло со мной.И я смотрю на него как на спектакль безусловно, но и одновременно как на самого себя. Каждый раз приходят какие-то родственники, друзья, и у нас разыгрывается какой-то свой перформанс. 

— Интересно, что мама сказала?

— Мама в некотором экзистенциальном удивлении, как вы можете догадаться, она не ожидала, что в её жизни произойдёт такой экспириенс. При этом, спектакль же сделан инструментами театра, который может быть быстро понятен людям этого города, которые привыкли к определённым типам театра. И она в том числе любит этот спектакль, потому что он нравится ей просто как спектакль. Ну и, конечно, она удивлена. 

— Скажите, а почему первый и второй акт так отличаются друг от друга?

— 1-й акт — это я до приезда в Омск, а 2-й —то что со мной происходило здесь. Второй акт просто насыщен разными типами театра, разными подходами к тому, как это можно делать. То есть это на стыке истории театра, иронии над театром. И в то же время, это мастерское владение театром. Парадоксы, заключенные в эти разные способы, тут были важны, чтобы мы видели, вот Артём Томилов занялся профессионально театром, и в нём теперь всё это уживается, он теперь профессионал. А эта труппа тоже это умеет, этот мир людей, которые все шли к сцене, понимаете? Они же все как я, а я как они, в этом вся фишка. Это как бы наш профессиональный мир, мы сегодня об этом рассказываем, завтра о врачах, может, расскажем или и пожарных, но сегодня вот о нас. Мы вместе подбирали эти ключи. Например театр жестокости Антонена Арто, там разрыв собственных намерений, того, что ты хочешь сделать, с тем что Ты не знаешь, что Ты сделаешь в следующую секунду, где Ты в чистое актёрское мастерство попадаешь, которое тобой управляет. Это, знаете, как квантовость, как магма в вулкане, которая ещё ничем не является, а просто жидкое горячее что-то. И тогда встреча этой энергии, этого способа существования с текстом порождает возможность для нас пережить невозможность описания тех чувств, которые я испытывал в тот момент, о котором говорится в этом монологе. И эта невозможность она многим нам свойственна. Да и наверное все приёмы во 2-ом акте про это, но некоторые особенно. Мы только в какой-то момент начинаем догадываться, зачем это нужно, а может быть не до конца, а может быть и не нужно догадываться, мы просто сидим и попадаем в состояние парадокса, сна. Мы же вполне понимаем наши сны, а там же всё немного не соответствует чёткой реальности. С помощью, например, театра жестокости мы какую-то мелочь можем превратить во что-то полноценное, полное по объёму, показать как это бывает, когда мы это чувствуем, вот в чём фишка. Театр позволяет через парадоксы это понять.

Этот спектакль, он порождает вопрос, как об этом говорить, с чем мы имеем дело? И вот это один из прикольных, важных, продуктивных процессов, который мы все здесь переживаем, каждый по своему, я по своему, актеры по-своему, мама ещё как-то. Контекст театральный ещё как-то. Сейчас мы едем на фестиваль в Новосибирск, где соберет куча людей, которые делают театр, они тоже на это как-то отреагируют.

Узнать расписание спектаклей и купить билет можно на сайте Пятого театра.

 

                                                                                                                   Анна Воробьёва

 

Читайте также:

Увидеть Омск и жить: «Галёрка» возобновляет потрясающий спектакль-променад по центру города

Одиночество, секс и ASMR: каким получился новый эксперимент «Пятого театра»

Пятый театр сделал зрителей нового спектакля присяжными

Премьера в омском Драмтеатре: любовь людей, не верящих в любовь

Чепуха о «Трёх сёстрах» в «Галёрке»

«Мы играем бесов, которые играют людей»

Станьте героем театральной постановки: иммерсивный спектакль от ЦСД Омск

В «Галёрке» показали пьесу омича о мистическом советском танке

 

Фото: сайт Пятого театра

Поделиться:
Появилась идея для новости? Поделись ею!

Нажимая кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.