Дата публикации: 5.12.2021
В Городском музее «Искусство Омска» открылась выставка «Целлулоид» художника Михаила Рубанкова и фотографа Артемия Матюнина.
В этом эксперименте, именно так хочется назвать проект, создатели исследовали прошлое, настоящее и будущее, вписанные в пространство нашего города. Через путешествие по нему пластиковых игрушек: телепузика, космонавта, утёнка, мышонка, солдатиков и машинок, чьи фотографии, порой расцвеченные неоновыми красками, украшали стены музея, Михаил и Артемий отслеживали ход времени. Время у них то завихряется, перемешивая то, какими мы с городом были, какие есть и какими будем, то вовсе замирает.
Как картинки из сна перед нами всплывает то телепузик с голубиными крыльями, то неподвижный утёнок на фоне живых птиц, то трогательный мышонок, который, как показалось мне, любуется грязным куском дерева или картона, как картиной неизвестного художника.
Непонятными мне до какого-то времени оставались пиктограммы под фотографиями. Но, передвигаясь от произведения к произведению, я поняла их смысл. И фото, на которые они указывали, произвели на меня самые сильные впечатления.
Создатели выставки вместе с музеем поместили гостей в необычную ситуацию: экспонаты нужно было искать, от одного к другому переходить по указателям. Это уже игра с пространством, оно не статично, течёт и движется вместе с нами.
На открытии ребята провели экскурсию, объяснили все смыслы, так что всем всё было сразу понятно. Но мне хочется посоветовать пойти и пройти по всему маршруту самому, прислушаться к своим ощущениям, можно совершить какие-то небольшие собственные открытия.
Я задала Михаилу Рубанкову несколько вопросов.
— Как родилась идея проекта?
— Она появилась у меня давно. Мне хотелось сделать коллабу с фотографом, но необычным, нестандартным, тем более не с гламурным, а с таким технарём. И Артемий как раз явился таким фотографом. Когда он появился на горизонте, как-то всё сложилось. Я понял, что хочу с ним что-то делать. Я не знал ещё конкретно что, но знал примерно, как это будет выглядеть технически. И где-то через год после знакомства мы с ним всё-таки собрались, примерно совпали по мироощущению на какой-то момент и родился этот проект.
— Менялся ли проект в процессе?
— Менялся, изначально мы немножко другое хотели вложить, но потом когда стали изучать эти локации, что-то поменялось. Мы сразу же накидали с Артемием несколько локаций городских, которые на наш взгляд интересны зрителю, и не затёрты, не опопсены. Не СКК «Иртыш», не шар Бухгольца, не такие городские прям достопримечательности, а локации, которые не стандартные, которые не на слуху. Нам такие нужны были места, чтобы как-то раскрыть их. И в итоге мы придумали ещё эту тему с игрушками, съездили на Хитрый рынок, купили их. Полдня на это потратили, выбирали, что нам нужно, как режиссёры на кастинге. Такой кастинг игрушек был у нас. А потом за несколько дней мы всё сняли. Была погода не очень хорошая уже, конец октября, было холодно, мрачно, но собственно нам это и нужно было, такая атмосфера не совсем солнечная, всё было руку.
— Почему именно игрушки?
— И я изначально хотел именно игрушки, потому что у меня большая связь с детством. Я очень чувствительный ко всем этим детским вещам, к музыке детской, песням, рисункам и особенно игрушкам. Ну и потом, игрушки — это такая связь: детство у всех есть, все в нём были, и для всех игрушки являются неким якорем к детстким переживаниям, детским осмыслениям. Это очень хорошие проводники временнЫе. Плюс это визуально мне очень нравится.
— Кому принадлежала идея такой необычной развески?
— Вадиму Савельеву, это омский искусствовед. Он предложил сделать так, я был в восторге от этой идеи и сразу же её поддержал.
— Какие первые эмоции после открытия?
— Я так понял, что людям понравилось. У меня нормальные эмоции, мне кажется всё хорошо, ровненько прошло. Без всяких эксцессов, без косяков, иначе и быть не могло.
Опросила я и Артемия Матюнина.
— В чём для вас особенность именно этого проекта? Что он для вас значит?
— Этот проект является для меня первым крупным художественным проектом, в принципе. На поприще современного искусства это, фактически, мою дебют. С Мишей мы постарались решить довольно сложную задачу - визуальным языком передать, своего рода, психологическое состояние. Я думаю, что у нас всё получилось. Однако на уровне реализации первоначальное значение объектов в совокупности со знаковой системой ориентации на выставке расширили возможности интерпретации смысла как единичных работ, так и проекта в целом. Это также полезный опыт взаимодействия между нами, как представителями разных направлений: художник и фотограф. На данный момент у нас уже есть идеи для продолжения совместной работы.
— Что вы сделали для того, чтобы зритель понял суть проекта даже без вводной экскурсии?
— Знаковая система, описание локаций, фотографии с мест событий и три коллажа, как три вводные в состояние, должны (в совокупности с прочитанной концепцией, конечно) определить вектор интерпретации зрителя. Но мы не старались поместить его в жёсткие семантические рамки, а оставили возможность для развития субъективной мифологии вокруг проекта.
Расширение поля интерпретаций я не считаю проблемой, т.к. мы как раз не распыляемся в различных идеях, а наоборот углубляем те смыслы, которые можно прочесть сразу при первичном знакомстве и более осознанном изучении и поиске отсылок, коих мы заложили достаточное количество. Я бы сказал, что наш проект отчасти напоминает дерево: вы смотрите на крону (работы), несколько крупных ветвей, которые ведут к стволу (центральной проблеме), но основание дерева - корневая система, она и является полем для интерпретаций.
Выставка будет работать до 9 января.
Время работы музея вт.-вс. 11.00-19.00, касса до 18.30. Понедельник — выходной. Стоимость билета 200 рублей, школьники, студенты, пенсионеры - 140 рублей. Обязателен QR-код и документ удостоверяющий личность. Более подробную информацию можно получить на сайте музея.
Анна Воробьёва
Фото: Александр Румянцев
Через интернет
Банковской картой или другими способами онлайн
Через банк
Распечатать квитанцию и оплатить в любом банке
Скачайте и распечатайте квитанцию, заполнте необходимые поля и оплатите ее в любом банке
Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты
распечатать квитанциюПочему нужно поддерживать «Трамплин»
Все платежи осуществляются через Альфа-банк